Анализ данных на основе Концепции дошкольного воспитания
(Одобрен решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1)[1]
Тема | До 90-х годов XX века | С 90-х годов XX века по настоящее время |
Как попасть ребенку в ДОУ | Наличие очереди. Родители ждут, когда появится возможность определить ребенка в детский сад | Родители вправе выбирать любое дошкольное учреждение. Отсутствие очередей |
Виды ДОУ | Детский сад. Ясли-сад (комбинаты 10-, 12-грулповые). Детские сады специализированные с коррекцией зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата | 1. Детский сад. 2. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.д.). 3. Детский сад компенсирующего вида. 4. Детский сад присмотра и оздоровления. 5. Детский сад комбинированного вида. 6. Центр развития ребенка. Появление групп «Особый ребенок», «со сложными дефектами», для детей с проблемами в развитии |
Аттестация ДОУ, категория ДОУ | Аттестация и аккредитация ДОУ не проводилась | Аттестация и аккредитация ДОУ проводится с 1996 года. Существует три категории, которые определяются уровнем реализации образовательных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования: III - категория, II - категория, I - категория |
Уровень реализации программы в соответствии присвоенной категорией ДОУ | Реализация образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образовательного учреждения. (Ill категория). Реализация общеобразовательных программ. М. А. Васильева. Воспитание и обучение в детском саду. Изд-во Министерства просвещения, РСФСР, 1987. | III категория присваивается по результатам аттестации ДОУ, которые сегодня работают по общеобразовательным программам (программа М.А.Васильевой). II - категория. Реализация образовательной программы в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям его деятельности. I - категория. Реализация образовательной программы в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт дошкольного образования по всем направлениям деятельности |
Кадровое обеспечение | Образование и стаж педагогов определяет профессиональный уровень. Предусматривается повышение квалификации один раз гель лет. В коррекционных ДОУ работают специалисты: логопед, тифлопедагог, сурдолог, дефектолог | Обязательная аттестация педагогов и специалистов, получение I и высшей категории. Присвоение категории предусматривает повышение квалификации, прохождение курсов, владение и применение в работе с детьми современных методик и технологий развивающего обучения. Владение квалифицированной диагностикой детей. Независимо от категории руководители ДОУ принимают на работу специалистов: учителя-логопеда, психолога, социального педагога. Во внештатное расписание вводятся: массажист, врач, невропатолог. В ДОУ появляются педагоги дополнительного образования: преподаватель физкультуры, преподаватель изостудии, преподаватель английского языка и т. д. В дошкольные учреждения компенсирующего вида принимаются педагоги 1-й категории; специалисты I и высшей кв. категории. |
Задачи обучения | Реализация общеобразовательной программы М. А. Васильевой. Цель: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций | 1. Развитие доверия ребенка к миру, чуваш радости существования (психологическое здоровье). 2. Формирование начал личности (базис личностной культуры). 3. Развитие индивидуальности ребенка |
Цель обучения | Вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание. Ребенок - объект приложения сил воспитательной системы | Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Цель - содействовать становлению ребенка как личности. |
Характер общения взрослого и ребенка | Учебно-дисциплинарная модельвзаимодействия взрослого и ребенка. Способы общения - наставления, наказания, нотации, окрик. Тактика общения - диктат и опека | Личностно-ориентированная модельсоставляет альтернативу первой модели. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его привычки и эмоции. Тактика общения - сотрудничество |
Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка | ||
Формы организации учебно-воспитательной работы с детьми | Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьмии, прежде всего, занятия, строящиеся по типу школьного урока. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми | Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работыс детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации датской жизни. |
Создание (предметно-развивающей среды | Отсутствие предметно-развивающей среды в группе: четко выделены зоны, содержание соответствует целям и задачам общеобразовательной программы (уголки природы, книги, физкультуры, для игр детей). Большую часть группы занимают столы, которые стоят в виде парт. Ребенок должен подучить раз решение на право играть в том или ином уголке. Ограниченное пространство для сюжетно-ролевых игр | Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Все пространство группы отдано детям. Создание предметно-развивающей среды опирается на основе изучения интересов, склонностей и развития способностей каждого ребенка вне организованной деятельности ребенок сам находит занятие с учетом собственных интересов |
Ожидаемый результат общения взрослого и ребенка | Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей; потеря детьми инициативы, а в дальнейшем появление негативизма. | Личностно-ориентированная модель взаимодействия. Ожидаемый результат - расширение степени свободы развивающего ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив |
В Санкт-Петербурге создана уникальная система, позволяющая родителям отдать своего ребенка в то дошкольное учреждение которое отвечает его индивидуальным потребностям, способностям, наклонностям и особенностям развития.
Сегодня в ДОУ родители спокойно отдают детей с ограниченными двигательными, интеллектуальными возможностями (лежачие или передвигающиеся с помощью взрослых дети). Удивительные люди работают с этими детьми и благодаря их доброте, теплу и высокому профессионализму лежачие дети начинают ползать, ползающие пытаются самостоятельно, держась за поручни, делать первые шаги. Каждый успех ребенка вызывает восторг не только у родителей, но и педагогов, медиков и специалистов, которые сделали все, чтобы ребенок сделал первые шаги, сказал первые слова, чтобы слабослышащий ребенок повторил сказанную вами фразу...
Педагоги, специалисты, медики делают все, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделенными. Интеграция способствует этому.
На основе комплексной диагностики каждого ребенка строится учебно-воспитательный и коррекционный процесс. Создаются условия для развития детей с разными проблемами.
Сегодня в наших дошкольных учреждениях находятся одаренные дети и дети с ограниченными возможностями. Строя взаимоотношения с детьми, педагог всегда помнит, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться. Диагностика помогает педагогу изучить эту личность, чтобы создать условия для ее развития.
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ
Второй вопрос: