XIV. ПРИГОРОДНЫЕ СЕЛЕНИЯ Перми
В 4 верстах от города находится Мотовилихинский пушечный завод, который существует с 1736 года. Сначала в нем плавили медь, а с 1863 г. он сделан пушечным.
Тогда же сооружен целый ряд громадных заводских зданий на берегу реки Камы. В феврале 1875 г. в заводе приведен в действие 50-тонный паровой молот, ударяющий в наковальню весом в 38 000 пудов. С 1876 г. на заводе была начата выплавка мартеновской стали, причем изготовлялись только твердые сорта, а с 1893 г. введена плавка на основном поду для изготовления мягких сортов литого металла для прокатки котельных и корабельных сортов. Кроме приготовления медных и стальных пушек на Мотовили-хинском заводе приготовляются и другие артиллерийские орудия.
Между последними делаются также бронепробивающие снаряды. Один из начальников завода инженер Славянов изобрел особый сцособ электрической спайки колоколов, благодаря которому многие разбитые колокола не только из Пермской, но и из соседних епархий были исправлены. На заводе приготовляются также части пароходных и паровозных частей.
При заводе имеются фабрики: сталелитейная, изготовляющая мартеновской и тигельной стали до 600 000 пудов, чугунно- и медно-литейная, пудлингово-прокатная, токарная, слесарно-сборочная, котельная, снарядная, тигельная, столярная, кирпиче-делательная, лесопильная и фабрика электрической отливки по способу Славянова.
На заводе работает 5763 человека; вырабатываются исключительно предметы военной обороны: орудия, лафеты, снаряды. Ежегодные обороты Пермского пушечного завода колеблются от 4,5 до 5,5 миллиона рублей.
Жителей в заводе свыше 39 000, из них большинство служащие и рабочие завода. Помимо работ до 300 домохозяев занимаются земледелием, 20 — огородничеством и 50 имеют пасеки. Женщины доставляют на городской рынок для сбыта молочные продукты, ягоды и овощи. Часть мастеровых имеет промышленные заведения, мельницы, пекарни, кирпичеделательные сараи, а также занимается кустарными промыслами: сапожным, пимокатным, скорняжным, кузнечным, слесарным, портняжным, перчаточным и др. В селении завода имеется особая торговая площадь с 86 лавками и ларями и вне рынка в разных частях селения находятся 55 лавок.
Между Мотовилихой и Пермью на левом высоком и крутом берегу Камы находятся две деревни – Мотовилихинские Горки и Городские Горки. Названия свои деревни получили, очевидно, от места нахождения на горе. Заселены они, главным образом, мастеровыми Мотовилихинского завода. При этом Городские Горки застроились сравнительно недавно, в восьмидесятых годах прошлого столетия.
С юго-восточной стороны к городу прилегает несколько слободок: Старая, Новая, Солдатская и Михайловская. Далее пригородные местности составляют деревни Данилиха, Гарюшки, Новая Деревня, Ку-рочкин поселок. Все эти селения сплошным кольцом окружают город. На противоположном берегу Камы расположился Закамский поселок, насчитывающий свыше 4000 жителей и составляющий часть Оханского уезда Пермской губернии. В настоящее время город сильно растет по направлению берега вниз по Каме.
XV. Дачи.
Дачная жизнь среди жителей Перми начала развиваться сравнительно недавно, с начала девяностых годов прошлого века. В 12 верстах от города Перми вниз по течению реки Камы, на правом высоком берегу в местности, называемой Нижние Курьи, был устроен затон для зимней стоянки пароходов пароходовладельцев братьев Каменских. С 1891 года здесь начали строить дачные участки и другие жители Перми. В начале нынешнего столетия дачные дома здесь строятся особенно усиленно. В настоящее время в Нижних Курьях около ста дач, имеется церковь и несколько магазинов. Здесь же находятся летние дачи-колонии Мариинской женской гимназии, технического училища и Богородицкой церковно-приходской школы. Высокий берег, прекрасный вид вдаль, сосновый лес, купанье на Каме — все это делает эту местность наиболее любимым дачным местом для жителей Перми.
В четырех верстах выше города, против Мотовилихинского завода, на правом берегу Камы находятся Верхние Курьи — в настоящее время тоже усиленно застраиваемые дачами. Но низменное место, сравнительно редкий лес, дым от Мотовилихинских заводов и довольно частая летом стрельба из пушек делает эти дачи менее привлекательными, чем Нижние Курьи. Тем не менее, усиленная стройка дач здесь продолжается, так как дачи в Нижней Курье находятся сравнительно далеко и сильно растут в цене, так что становятся недоступными для среднего класса общества-Люди же с ограниченными средствами, как-то: мелкие чиновники, служащие в различных частных учреждениях, учительский персонал селятся на лето или в Закамском поселке, против города, или же в селениях, лежащих вблизи города, где плата за помещение в простых крестьянских избах невысока. Особенно любимыми дачными местами являются те селения на Каме, где находятся пристани дачного пароходства Истомина. На всем пути от Перми до Осы, где останавливаются эти пароходы, можно встретить дачников. Эти селения следующие: село Нижние Муллы (в 25 верстах от Перми), дер. Оборина (против Нижних Муллов), деревни Оверята и Чирки (в 32 верстах), деревня Слудка, деревня Конец-Бор (в 40 верстах), село Усть-Качка (в 50 верстах), село Ново-Ильинское (в 60 верстах). Далее дачники встречаются все реже и реже, однако их можно встретить даже ниже г. Оханска (120 верст по р. Каме от Перми), например, в селах Беляевка и Казанка и деревне Монастырка (против г. Осы — в 180 верстах от г. Перми). В этих местах живут уже те из пермских обывателей, которые в летнее время совсем порывают связь с городом, например, лица из учительского персонала. Кроме того, много дачников живет летом и вдали от реки Камы в деревнях, лежащих по рекам Мулянке, Ягошихе иДанилихе. Что касается железнодорожных служащих, то они, благодаря бесплатному проезду по железной дороге, селятся на лето по линии в селе Лев-шине, деревнях Васильевой, Лядах, Заборной и Мысах. Таким образом, по крайней мере третья часть жителей города Перми из интеллигенции на лето удаляется из города на дачи и приезжает в город только для исполнения служебных обязанностей или за покупками[67].
XVI. ГОРОДСКИЕ САДЫ
Что касается той части жителей Перми, которая не имеет возможности уезжать на дачи, то она вечерами удаляемся в городские сады. Излюбленным местом гуляния пермской публики является сад общественного собрания за бульваром. Здесь летним вечером можно видеть большинство жителей Перми. Число гуляющих достигает иногда нескольких тысяч, особенно в народные праздники: Троицын, Петров и Ильин дни, или же когда здесь устраиваются лотереи-аллегри, которых в лето бывает несколько. Эти последние большей частью бывают беспроигрышными, так как их особенно любит простой народ, во множестве стекающийся на них из Мотовилихи и других пригородов Перми. Занята гуляющими бывает обычно только центральная аллея. С 1882 года в саду ежедневно, кроме суббот и понедельников, играет оркестр музыки. Долгое время оркестром управлял покойный Винярский, небольшая фигура которого с горбами спереди и сзади до сих пор памятна пермским жителям. В этом же саду помещается круглый павильон-ротонда, в которой жители г. Перми встречали Императора Александра I в 1824 году. Здесь же находится большое деревянное помещение для небольшого театра, бусрета, биллиарда, комнаты для игры в карты, кегельбана, синематографа. К саду примыкает велодром. Площадь, находящаяся под садом, занимает большое пространство. К ней также относятся два довольно больших сада, называемых «ботаническими» или «питомниками». Последние возникли недавно, в девяностых годах прошлого века. Сад общественного собрания находится на юго-восточной окраине города.
Кроме того, в самом центре города находится театральный сад, окружающий городской театр. В нем есть хороший фонтан и клумбы с цветами; в саду по праздникам играет оркестр музыки. В это время здесь можно наблюдать много детей. Особенно много публики посещает театральный сад весной, пока не открыт общественный сад, который открывается обычно с половины мая. На берегу Камы находится Набережный сад. Из него открывается прекрасный вид на всю Каму. С этого места любовался Камой Государь Император Александр II в 1837 году, тогда еще Наследник престола. «Как хорошо здесь!»— воскликнул царственный гость. Здесь же в беседке, ныне не существующей, любил сиживать и подолгу смотреть вдаль известный писатель Мельников-Печерский. Отсюда же любовался Камой опальный изгнанник М. М. Сперанский. В шестидесятых годах сад был назван народом садом Багратиона, в честь генерала, привезшего в Пермь весть об освобождении крестьян, но это название не привилось и превратилось в комичное название «козьего загона», так как этих животных, мирно пощипывающих травку, тода можно было часто видеть в этом саду. Только назад тому лет пять в саду было построено изящное деревянное здание биржи, устроены большой фонтан и клумбы цветов, после чего саду было присвоено название «Набережного». Этот сад бывает наполнен публикой во время вскрытия Камы, когда пермяки спешат сюда полюбоваться зрелищем ледохода. В это время массы гуляющих покрывают не только Набережный сад, но и всю насыпь полотна железной дороги до самого железнодорожного моста.
Как ледоход, так и встреча первых пароходов вносят большое оживление в довольно однообразную и монотонную жизнь пермяков. Первые приходящие пароходы буквально берутся с боя пермяками, которые спешат удовлетворить свое желание, — посидеть на пароходе, несколько подышать чистым воздухом и отрешиться от пыльного города. Особенно хорош бывает вид Камы при закате солнца и в белые июньские ночи, когда темноты почти совсем не бывает. Красный огненный шар солнца погружается за горизонтом, на облаках красиво переливаются последние лучи заходящего солнца. На чистеньких беленьких пароходах, освещенных электричеством, толпы народа снуют взад и вперед, Кама покрывается массою лодок с катающимися. С лодок слышатся песни и звуки гитар, мандолин и балалаек. А над городом, утопающем в садах и красиво освещенном, медленно поднимается царица ночи — луна.