Viii. промышленность и торговля

В начале XIX века в Перми существовало 5 салотопенных, 2 мыловаренных, 5 кожевенных и 8 кирпичных заводов. В них ежегодно вытапливалось сала до 5 000 пудов на 15 000 рублей в год, мыла вываривалось на 500 руб., считая пуд от 3 до 3 1/2 рублей, кожевенных товаров выделывалось на сумму 6400 рублей, при этом цена каждой тысячи кирпичей была от 5 до 7 рублей. Судя по оборотам, это были не столько заводы, как их называет «Хозяйственное описание Пермской губернии», сколько мелкие промышленные предприятия. В донесении губернатора Тюфяева в 1824 году единственным значительным промышленным заведением считается завод восковых церковных свеч Д. Е. Смышляева. Вообще, с основания города в нем не видно было никаких крупных предприятий, купцы и мещане занимались мелкими казенными подрядами, розничною торговлей, разработкой казенных заводских рудников, преимущественно же содержанием питейных заведений[56]. В сороковых и пятидесятых годах на Каме начинает развиваться судоходство.

В 1860 г. в Перми было 25 мелких фабричных заведений, при них работало 407 рабочих, и ценность их годового производства достигала 368 962 рубля. С развитием пассажирского пароходства в шестидесятых годах в Перми возникают более крупные заводы. Так, в 1858 г. англичанин Гуллет устраивает на берегу Камы механический и литейный завод, перешедший потом к Тету, а в 1878 г. к И. И. Любимову. Через шестнадцать лет (в 1874 г.) рядом с ним возникает другой такой же завод братьев Ф. К. и Г. К. Каменских для ремонта и постройки пароходов. В 1871 году на речке Данилихе открыт первый в России фосфорный завод Е. К. Тупицына; на следующий год там же начала свои действия бумажная фабрика Нечаева. В 1878 году по течению речки Данилихи устроена гвоздарно-шпильковая фабрика П. П. Калинина[57].

В настоящее время в Перми 140 фабрик, заводов и промышленных предприятий, из них наиболее крупными являются Мотовилихинский пушечный завод, 4 судостроительных и механических, 3 кожевенных, 2 канатных, гвоздарный, пивоваренные, спиртоочистительный, лесопильные, кирпиче делательные, а также конфектная и спичечная фабрики[58].

Что касается торговли, то она наиболее производится на трех ярмарках, бывающих 29 июня, 20 сентября и 24 ноября. На эти ярмарки приводятся для продажи лошади и привозятся различные кустарные изделия Пермской и соседних с ней губерний. Торговых предприятий в городе 904с денежным оборотом на 31 миллион рублей, из них на четырех рыночных площадях магазинов, лавок и ларей 794. Лучшими магазинами в Перми являются «Пермский Мюр и Мерилиз» Агафурова (галантерейный), Ижболдина (мануфактурный) и «Проводник» (резиновые изделия).

Лучшим показателем промышленности и торговли является деятельность кредитных учреждений. В Перми, как и в каждом большом городе, их несколько. Самый первый по времени учреждения банк в Перми это Марьинский, открывший свои действия 1 января 1863 г. с капиталом в 13000 рублей, завещанным городу уроженцем г. Перми Селенгинским купцом К. Г. Марьиным. Затем в сентябре 1870 г. в Перми открыто отделение Государственного банка, помещавшееся сначала в доме А. С. Любимовой, где теперь находится научно-промышленный музей, а с 22 октября 1896 г. переведенное в собственный дом на углу Покровской и Обвинской улиц. 27 марта 1873 г. в Перми возникло общество взаимного кредита, а в октябре того же года открыто Пермское отделение Волжско-Камского коммерческого банка. В царствование императора Александра в России возник крестьянский поземельный банк; отделение этого банка в Перми открыто 3 ноября 1888 г. и теперь помещается в собственном доме на углу Петропавловской и Обвинской улиц. В восьмидесятых годах XIX века статистик губернского земства Е. И. Краснопёрой хлопотал об открытии в Перми кустарного банка, который бы имел целью выдавать ссуды кустарям на материал с тем, чтобы повысить кустарную производительность губернии. Его хлопоты увенчались успехом: 7 января 1894 г. банк был открыт при губернском земстве с первоначальным капиталом в 116 000 рублей. В настоящее время кустарный банк закрыт и заменен кассою мелкого кредита. Далее 27 ноября 1906 г. открыто Пермское отделение Сибирского торгового банка, 14 января 1907 года Русского для внешней торговли банка, 10 января 1912 года в Перми открыт купеческий банк и 7 апреля 1912 года второе общество взаимного кредита.

IX. ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

К 1 января 1912 года у г. Перми числилось недвижимого имущества на 2 709 900 руб. и движимого на 45 613 руб. 57 коп., старой недоимки по городским сборам было 23 808 руб. 19 коп.; пассив составлялся из займов 2 129 172 руб. 36 коп., долгов к платежу 11 773 руб. 92 коп., переходящих сумм 56 878 руб. 63 коп., сборов для казны и земств 13 825 руб. 82 коп., сметных расходов 39 983 руб. 73 коп.; капитал городского общества, состоящий из домов, земель и других городских имуществ, достигал 2 755 513 руб. 57 коп.; общий баланс определился в 5 413 533 руб. 67 коп.

Наиболее крупные расходы за счет займов следующие: на электрическую станцию и водопровод 736 026 руб. 73 коп., на городской ломбард 211 981 руб. 36 коп., на постройку лавок 70 000 руб., на постройку Ольгинского училища 41000 руб., на городские дома на Черном рынке 27 401 руб., на постройку Нассоновс-кого училища 20 000 руб., на расширение станции 18,000 руб., на ремесленную мастерскую 6311 руб. 58 коп.[59]

РОСТ БЮДЖЕТА ГОРОДА ПЕРМИ[60]

Годы Доходы Расходы Годы Доходы Расходы
    61 000        
           
           
           
          201 968  
    143 000     207 776    
          223 870  
        200 827   204 861  
    171 109        
  208 623   214 641        
          204 703  
        453 359   452 383  
  207 623         445 946  
      440 092   443 374  
232 241       508 724    
234 334   229 962     587 574    
254 500   263 585     668 231   697 967  
288 654   283 442     743 062   742 941  
293 747   281 556     777 480   777 480  
344 660 326 005     911 206   911 206  
351 659 345 601      

X. ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Впервые вопрос о необходимости проведения железной дороги через Пермь, как один из главных транзитных путей из Сибири и Урала в центр России, возник в Перми в начале 60-х годов. Еще в 1861 г. генерал-майор Рашет издал брошюру о необходимости проведения этой дороги. К единодушному желанию жителей г. Перми о необходимости иметь в Перми железную дорогу присоединился энергичный пермский губернатор Струве, который 5 декабря 1867 г. сделал представление министру путей сообщения о разрешении открыть в Перми комитет для обсуждения вопроса об Уральской железной дороге. Разрешение было получено, и 10 декабря следующего 1868 года в Перми открылся комитет для обсуждения вопроса о проведении железной дороги между бассейнами Волги и Оки. Комитет высказался за желательность проведения дороги. Пять лет прошло в переписке с Министерством путей сообщения и в разведках относительно продолжения пути, и только 18 ноября 1873 г. Высочайше утвержден устав «Общества Уральской горнозаводской железной дороги», а 22 февраля 1874 г. Высочайше разрешено приступить к постройке Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга с ветвью к Луньевским каменноугольным копям. Строителем дороги был П. И. Губонин. Особенно сильно постройка железной дороги в Перми велась в 1876 г. На набережной были построены обширные каменные помещения вокзала, железнодорожного управления и мастерских. 24 августа 1878 г. открыто было движение по Уральской горнозаводской железной дороге между Пермью и Чусовой, а 1 октября того же года торжественно открыта вся дорога от Перми до Екатеринбурга на протяжении 468 верст. 1 же ноября 1879 г. открыто движение по Луньевской ветви, идущей к Луньевским каменноугольным копям.

С 1 января 1886 г. открылось сплошное движение поездов от Перми далее до Тюмени, а с 1 июля 1887 г. вся Уральская горнозаводская железная дорога перешла в собственность казны. С 1 января 1888 г. Екатеринбург-Тюменская железная дорога присоединилась к Уральской.

В половине девяностых годов появилась новая потребность в соединении железной дорогой бассейнов Камы и Северной Двины. Произведены были разведки, и 4 мая 1895 г. Государь Император повелел приступить к сооружению железной дороги Пермь— Вятка —Котлас. В Перми постройка новой железной дороги производилась летом 1897 и 1898 годов. Она соединилась с Уральской, прошла по берегу Камы, а через Каму сооружен был в 4 верстах от города прекрасный на вид железнодорожный мост. 1 января 1898 г. Уральская дорога переименована в Пермь-Тюменскую. Зимой 1899 г. открыто движение по Пермь-Котласской железной дороге. Кроме того, построены были в 1900 г. Лысьвенская ветвь, а в 1908 г. Салдинская в заводы того же имени. Обе последние строились на средства графа Шувалова и наследников Демидова и князя Сан-Донато.

Немного позднее прошла Северная дорога от Петербурга до Вятки, и с 1 октября 1905 г. открылось правильное пассажирское и товарное движение из Петербурга через Пермь в Челябинск и далее в Сибирь. 7 января 1908 г. через Пермь II прошел первый экспресс из Петербурга в Иркутск.

1 ноября 1909 г. открыта новая железная дорога Пермь — Кунгур — Екатеринбург, построенная для спрямления пути.

Начальниками Уральской, а затем Пермской железной дороги были: Н. С. Островский (1878-1889), Замятнин (1889-1893), А. М. Повалишин (1893Ш04), Матренинский (1904-1906), Свентицкий (1906-1909), С. В. Мошков (1909-1913 ) и А. Н. Тихомиров (1913г.)[61].

XI. ПАРОХОДСТВО В г. ПЕРМИ

Летописец г. Перми Прядильщиков говорит, что еще в начале XIX века пермский помещик Всеволожский применил паровую силу, пустив в верховьях Камы нечто вроде парохода, который появился у г. Перми в 1819 г. Потом по Каме долгое время ходили коноводные машины. Первый буксирный пароход у Перми появился в 1846 году. Он принадлежал Пермскому пароходному обществу, которое существовало до 1853 года. В следующем 1847 году новая пароходная компания «Гаке и Тет» построила также буксирный пароход. С 1848 г. по Каме начинается постоянное движение буксирных пароходов. В 1851 году всего буксирных пароходов, ходивших от Перми, насчитывается одиннадцать, в том числе пять нового Камско-Волжского пароходного общества. Далее количество пароходов с каждым годом увеличивается все более и более. Так, в 1855 г. И. Ф. Любимов, отец известного общественного деятеля, строит свой буксирный пароход, а в 1856 г. на Каме у Перми появляется новая пароходная компания Ильина и Севастьянова. К 1858 г. число пароходов настолько возросло, что явилась потребность в устройстве завода для постройки и починки пароходов, каковой и был устроен в том же году англичанином Гуллетом. С того же 1858 года по Каме начинается движение пассажирских пароходов, именно компания «Кавказ и Меркурий» пустила на Каму четыре волжских парохода. Это пассажирское движение с 1859 г. делается правильным от Перми до Нижнего Новгорода. Тогда же у Перми появляются три буксирных парохода двух новых компаний «Дружины» и «Соваж и Миронов». С 1860 г. по Каме открывается новая пароходная компания «Польза», построившая два пассажирских парохода и два буксирных. С этого же начинается движение пароходов вверх по Каме до Чердыни (Турчанинов) и по Чусовой. В 1861 г. количество пароходов, совершающих рейсы до Перми, достигает 43, из 12 пассажирских, 6 буксиро-пассажирских и 25 буксирных. Некоторые компании, например, «Польза», не выдерживают конкуренции и прекращают свое существование (1862 г.).

С 1863 г. устанавливается правильное пассажирское сообщение вверх по Каме до Усолья, а с 1864 г. у Перми появляются пароходы сарапульского купца Колчина, который заключил условие с казной о перевозке арестантов,в железных баржах — плавучих тюрьмах. Тогда же началось пароходное сообщение с Мотовилихой. С 1865 г. пароходство на Каме разрастается до таких размеров, что становится трудным следить. Этот год — год начала движения пассажирских пароходов братьев Каменских, которые пустили четыре парохода. С увеличением количества пароходов растет потребность в заводах для их постройки и ремонта. Таковые исправляют с 1869 г. Мотовилихин-ский завод, с 1874 г. Каменских, а с 1877 г. Любимова. В1876 г. на Каме появляются пароходы «Самолет», совершающие рейсы до Усолья, а с следующего 1877 г. начинают ходить двухэтажные пароходы американского типа, первенцем которых был «Березники». В том же 1877 г. устанавливается пассажирское пароходство Лунегова до Усолья и Чердыни. С 1878 г. у пароходов явилась опасная конкуренция: была открыта Уральская железная дорога. Это отражается на Камском пароходстве: компании «Самолет» (в 1880 г.), «Кавказ и Меркурий» прекращают свои движения, первая совсем, а вторая только пока вверх по Каме, а с 1883 года тоже совсем. Колчинские пароходы переходят к У. С. Курбатову ( 1881 г.), а потом к его наследнице О. П. Карповой (1885 г.). В 1884 г. на Каме появляются пассажирские пароходы известного кунгурского богача Кузнецова, проданные им через три года Григорьеву, который с 1886 г. взялся возить арестантов. Курбатовские пароходы с 1886 г. начинают ходить с одной баржей. В том же году Лунегов завел пароходы типа волжской компании «Зевеке» с колесом позади, а в следующем году у него явился конкурент - Черных. Тогда же появляются на Каме пароходы-баржи для перевозки керосина и несрти Нобеля. В 1888 г. возникает срочное движение по Чусовой и Сылве до Кунгура пароходов Брюханова и Мельникова. В навигацию 1889 года от Перми по Каме ходят уже 27 пассажирских пароходов, из них 10 принадлежали братьям Каменским, 4 Любимову, 9 Курбатову и 4 Григорьеву. Ввиду того, что пароходы Каменских и Любимова отходили в одно время, то появилось далеко не желательное для публики состязание этих пароходов, или, как говорят пермяки, «резня». Сильно развивалась деятельность машины, что при толчке могло вызвать взрыв котла. В Г892 году в Перми много толков возбудил пожар парохода Каменских «Григорий», хотя: при этом никто не пострадал. Затем пароходство Григорьева прекращается, а Луне-говское, по смерти владельца, переходит к Д. Е. Рже-вину; точно также ликвидировало свои дела пароходство О. П. Карповой в 1905 году. Но зато в 1906 году на Каме появляются пароходы двух новых контор М. К. Кашиной и «Надежда», переименованная теперь в «Русь». Последние исключительно товарные и имеют колесо позади. По Чусовой и Сылве в начале девятисотых годов ходили пассажирские пароходы Сорокина и Тупицына; но потом, вследствие мелководья, перебрались на реку Белую и теперь совершают рейсы между Уфой и Казанью. Также еще между Пермью и Осой ходят пароходы Истомина, а между Пермью и Косьвой — Беклемышева. Затем существует дачное пароходное сообщение между Верхними и Нижними Курьинскими дачами. В навигацию 1912 года по Каме от Перми ходил теплоход «Урал», обещающий начать новую эпоху в пароходстве, но первые его рейсы нельзя назвать удачными. С весны 1913 г. движение пароходства М. К. Кашиной прекратилось; эту фирму заменило общество «Кавказ и Меркурий», купившие пароходы у Кашиной.

Наши рекомендации