Пути психического развития дошкольников: Аксилерация, Амплификация, симплификация.

В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отста­вать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начи­нают форсировать темпы детского развития. Под видом модер­низации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощен­ной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускоре­ние детского развития, или акселерация, провоцируется и поощ­ряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит од­носторонний, механический характер и является форсирован­ной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психо­логии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерно­му упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляет­ся с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не уме­ющем. В последнее время данное представление подкрепляет­ся лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространя­ется на их фактическое и психологическое равенство, соглас­но которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре­ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят по­лезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог­раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демокра­тизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представ­ление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию воз­можностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от при­нятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение не­которыми знаниями и навыками).

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал ампли­фикацию детского развития — т. е. его обогащение за счет мак­симально полного проживания возраста. Каждый этап возраст­ного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических фор­мах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соот­ветствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ре­бенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструиро­вание, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности; как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умствен­ные и познавательные способности и пр. Эффективное и пол­ноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевремен­ное и максимально полное использование их возможностей.

Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселера­ции. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собствен­ных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детс­кие желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

5. Психологическая характеристика периода новорожденности и младенчества(соц.ситуация развития , ведю деятельность, псих-ие новообразования, кризис)

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с но­ворожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрос­лым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

Период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составля­ет период новорожденности. Этот период характеризуется ката­строфическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно необ­ходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Может быть, это про­исходит потому, что это раздражитель, который чаще всею на­ходится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживле­ния. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До это­го движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В ком­плексе зарождается координация движений. Комплекс оживле­ния — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реак­ция, это попытка воздействовать на взрослого.

Комплекс оживления — основное новообразование кри­тического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — младенчества. Поэтому по­явление комплекса оживления представляет собой психологи­ческий критерий конца кризиса новорожденности. Физиологи­ческий критерий конца новорожденности — появление зритель­ного и слухового сосредоточения, возможность появления ус­ловных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Стадия младенчества.Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого содержит в себе противоречие, ребенок максимально нуж­дается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на про­тяжении всего периода младенчества.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приво­дит к возникновению нового типа деятельности — непосредствен­ного эмоционального общения ребенка и матери. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятель­ности — другой человек, то эта деятельность суть общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле сло­ва, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-по­ложительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоци­онально-положительный характер. Тем самым у ребенка созда­ется эмоционально-положительный тонус, что служит призна­ком физического и психического здоровья

Социальная ситуация психического развития ребенка мла­денческого возраста — ситуация неразрывного единства ребен­ка и взрослого, социальная ситуация комфорта.

К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок от­деляет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребен­ка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное ново­образование младенческого возраста, знаменующее собой раз­рыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста — по­явление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение пред­метных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла об­щение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуа­тивная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близ­ким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.

Новообразования: первые шаги и первые слова. Ведущая деятельность: непосредствен­ное эмоциональное общение ребенка и матери.

Кризис одного года. Ребенок переходит к предметно-манипулятивной деятельности с предметами, но эта деятельность может успешно осуществляться только совместно со взрослыми. Кризис проявляется в том, что ребенок хочет действовать сам, но не владеет предметными действиями.

Наши рекомендации