Давайте и мы подытожим, т. е. представим в виде схемы, это противостояние старой и новой педагогик.
Жизнеотрицание > Жизнеутверждение
Дисциплина > Свобода
Учебная работа > Игра
Хорошие манеры > Открытость
По-английски discipline означает одновременно «дисциплина» и «наказание», дисциплинировать (to discipline) — наказывать. И действительно, на каком языке ни говори, дисциплина не может жить без наказаний и поощрений. Но только взрослые до сих пор не поняли, что, «наказывая, они превращают любовь своего ребенка к себе в ненависть». А дальше обыкновенная традиционная школа — строгая школа, как называет ее Нилл, — «сохраняет традицию унижения ребенка; ограничивает его эмоциональную жизнь, его творческие стремления: тренирует его в послушании любым диктаторам и начальникам в его жизни». При этом родители и учителя плохо понимают, «какое ужасное влияние на ребенка оказывает непрерывный поток запретов, наставлений, нравоучений и навязывания ему всей системы нравственного поведения». И Нилл заключает со всей свойственной ему силой и проникновенностью:
«Я полагаю, что именно нравственное воспитание делает ребенка плохим. Я обнаружил, что, когда я разрушаю нравственное воспитание, которое получил плохой мальчик, он становится хорошим мальчиком».
В новой педагогике «нет никакой необходимости учить ребенка, как себя вести, ребенок в свое время сам узнает, что хорошо и что плохо, при условии, что на него не давят».
В новой педагогике нужно просто быть на стороне ребенка. Только не следует думать, что недеяние — это бездействие, дело обстоит как раз наоборот. «Неукоснительная дисциплина — самый простой способ для взрослых добиться тишины и покоя», а более сложные способы требуют постоянного изобретения все новых и новых ходов в этой прекрасной творческой игре взращивания свободного человека. Управление с опорой на самоуправление требует гораздо больших тонкости и гибкости, чутья и таланта, умения и затрат времени. Кроме того, предоставить детям свободу — это вовсе не то же самое, что быть идиотом, отмечает Нилл. Он часто подчеркивает, что свобода отличается от вседозволенности, но на границе дозволенного, там, где свобода человека натыкается на свободу другого человека, в свободной школе действуют не начальственные запреты, а демократические законы. Самоуправление — неотъемлемая часть воспитания свободой, «не может быть свободы, если только дети не чувствуют, что они вполне свободны управлять своей собственной общественной жизнью».
Нилл пишет: «Саммерхилл можно определить как школу, в которой игра имеет первостепенное значение. Я не знаю, почему дети и котята играют». Можно прочесть (или даже написать) несколько книг об игре, но на вопрос, почему они играют, сейчас нельзя дать доказательный ответ. Как сказал один знаменитый физик, понимание атома — это детская игра в сравнении с пониманием детской игры. Нилл, как обычно, и не стремится теоретизировать, он просто принимает это как факт, но факт чрезвычайной важности: «Можно утверждать — и не без основания, — что пороки цивилизации обязаны своим существованием тому факту, что ни одному ребенку никогда еще не удалось вдоволь наиграться». В Саммерхилле играют и дети, и взрослые. Дух игры — это и дух юмора, который так ценит Нилл, это дух антиавторитарности, который позволяет детям выражать свою нежность к Учителю, называя его дурацким дураком или глупым ослом. Нилл постоянно напоминает этим бестолковым родителям и надутым учителям, что, скажем, «малышам надо, чтобы их обнимали и тискали». Что учитель не может ни от кого требовать уважения к себе, что он не должен пытаться красоваться и самоутверждаться, что в школе и в семье важна только стихия любви, а слова, которые при этом произносятся, второстепенны.
Второстепенны и успехи в учебных предметах. Датская девочка, которая провела в Саммерхилле три года и совершенно свободно говорила по-английски, вернувшись домой, оказалась последней в классе по предмету «английский язык», потому что не знала грамматики. Нилл полагает, что это «едва ли не лучший пример того, что взрослые считают образованием». Какие цели преследует преподавание иностранного языка в школе? Кто из носителей русского языка, читающих сейчас эту книгу, может сказать о себе, что знает грамматику этого языка, даже если в свое время получал по этому предмету — «русский язык» — сплошные пятерки?
Для новой педагогики важны не оценки и даже не знания, а «способность радостно работать и уверенно жить». Если образование (в широком смысле) обеспечивает человеку такую способность, все, что ему понадобится изучить, он сможет изучить сам, пользуясь необходимыми книгами и консультациями. Ребенок не бывает ленивым, если он кому-то кажется ленивым, значит, он либо болен, либо ему неинтересно то, чем его заставляют заниматься, а если заставляют — неинтересно все. Деление в столбик, десятичные дроби и т. п. либо вовсе не понадобятся, либо легко могут быть выучены, когда будет осознана необходимость в этом.
В педагогике Александра Нилла, кажется, действительно, все позитивное формулируется либо от противного, либо предельно широко и не слишком определенно. В самом деле, скажут некоторые родители и учителя, даже если бы мы захотели осознанно принять «сторону ребенка в его развитии в направлении к свободе, свободе во всем — в работе, знаниях и любви», в каком направлении следует действовать, делать то, что надо. Но опять — гораздо важнее понять, чего делать не следует. Нилл даже утверждает, что «искусство обращения с детьми можно определить как знание того, чего не следует говорить». А когда анализирует свои собственные возможности и способности, обнаруживает, что кроме большого опыта у него есть только, «возможно, еще способность не замечать несущественного».
Не замечать несущественного, не пытаться ускорить процесс роста, не помогать ребенку, если он может сделать что-то сам, не давить на него, не говорить про естественные отправления организма «грязь» и «фу» — последняя по перечислению тема представлена в книге широко, глубоко, основательно и серьезно. Кстати, Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии по химии, дал гениальное определение грязи: грязь — это химическое соединение, находящееся не на своем месте. В очень чистых образцах кремния или германия грязью считается золото. Нормальные выделения организма совершенно уместны в чистом туалете, нормальная сексуальная жизнь не только не грязна, но и может быть очень возвышенной и романтичной. Подавлению, связанному с этими сторонами жизни, нет места в новой педагогике.
А позитивная программа в ней, конечно, существует. Если вы не хотите, чтобы ребенок унаследовал ваши комплексы, для начала задайте себе все те вопросы, которые предлагает на этот случай Александр Нилл, и попытайтесь честно на них ответить: «Не потому ли я сержусь на ребенка, что поссорился с женой (поссорилась с мужем) сегодня утром? А может быть, потому, что прошлой ночью секс не принес мне достаточного удовольствия? А может быть, потому, что соседка сказала, что я порчу моего отпрыска? Или потому, что мой брак неудачен? Или потому, что мой начальник отругал меня на работе?» А потом все очень просто: не бейте ребенка, не кричите на него, не наказывайте его... Никакая это не негативная программа, а самая что ни на есть позитивная — изменитесь, станьте другим человеком, научитесь ставить себя на место ребенка, глядеть на мир его глазами (конечно, и Карл Роджерс здесь вспоминается).
Нилл написал много книг, и о нем их написали не меньше. Проповедь звучит, только внимают ей не слишком активно. Больное человечество держится за свои болезни, как пьяница за рюмку. Оно выдумывает отговорки: это у них там, в сытой Англии, Америке, Швейцарии... у нас вообще свой путь развития, нам это все не нужно... у нас все это уже было, и есть, и лучше... этот опыт уникален, повторить его нельзя... Ох, коллеги, все это рационализация. Гениальных людей в мире не так много, никто не ждет лично от вас, чтобы вы сделали то же, что сделал он, но — прислушайтесь: человек доказал, что дети могут расти счастливыми.
Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова
СОДЕРЖАНИЕ
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Часть 1. ШКОЛА САММЕРХИЛЛ
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Образование в Саммерхилле по сравнению
со стандартным образованием - 27
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Доклад инспекторов
британского правительства - 66
Заметки на полях
доклада инспекторов Ее Величества - 74
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Часть 2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Часть 3. СЕКС
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Часть 4. РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Часть 5. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Часть 6. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Часть 7. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Лэм, Чарльз (Lamb) — известный английский писатель и критик конца XVIII — начала XIX в. Его произведение «Эссе Элии» входит в программу английских школ по литературе.
[2]Слово «hand» имеет в английском языке немало значений, среди которых есть и древняя единица измерения роста лошади, равная приблизительно 10 см. Слово «brass» среди прочего означает медь как металл, мелкую монету, оркестровую группу, а на военном жаргоне — высшие армейские чины.
[3]Если говорить по-английски, ученики выглядят более самостоятельными. Буквальный перевод этого места звучал бы так: «...у него были вполне определенные и окончательные представления о необходимости брать уроки, которые ему дают». Аналогичным образом англоговорящие ученики и студенты берут (или не берут) различные курсы и экзамены.
[4]См. предыдущую сноску.
[5]Ныне существующее положение или положение, которое существовало в некий момент прошлого.
[6]Порядковый номер класса в данном случае обозначает группу, в которую дети объединены по возрасту.
[7]То, что принято называть по-русски «трудный ребенок», по-английски обо- жачается как «problem child» — ребенок с проблемами.
[8]То есть очень дорогую краску.
[9]Я (Ego) — элемент структуры личности по Фрейду.
[10]Здесь имеет смысл упомянуть, что по-английски обвиняемый — «defendant», т. е. тот, кто защищается. Это существенно изменяет психологическую атмосферу обсуждения.
[11]Имеется в виду сотрудник Нилла, взрослый.
[12]1 шиллинг = 12 пенсам.
[13]Речь, по-видимому, идет о киббуцах — израильских коллективных хозяйствах, созданных еще в начале XX в. евреями-первопереселенцами в Палестине и бывших тогда для них единственным способом выживания в тамошних суровых условиях.
[14]Сквош — род игры в мяч наподобие тенниса.
[15]Выражение «Вествард Хо» (Westward Но), буквально означающее «Вперед, на запад!», служит прозвищем главного героя в нескольких крупных произведениях английской литературы. По ряду из них поставлены фильмы.
[16]Дж. М. Бэрри (1860 — 1937) — английский драматург.
[17]Серебряная нить» и «Водоворот» («Silver Cord» and «Vortex») — пьесы Сиднея Ховарда и Ноэля Кауарда.
[18]Гарвич — портовый город на юго-восточном побережье Британии.
[19]Amanuesis (лат.) — личный секретарь, пишущий под диктовку.
[20]Маникюрша по-английски — «manicurist». Слова «manicurist» и «amanuesis» действительно однокоренные.
[21]Тьютор — педагог, который руководит самостоятельной работой учащихся.
[22]Студент, особо отличившийся на экзамене по математике, которая в Кембридже традиционно считается главной наукой, царицей наук.
[23]Джон Мильтон (Milton) — великий английский поэт, автор поэм «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».
[24]Фрустрация — психическое состояние, вызываемое непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели.
[25]Для Нилла психология и психоанализ — синонимы.
[26]Подавление, или репрессия, — один из защитных механизмов психики по Фрейду, удаление из сознания того, что вызывает тревогу, является неприемлемым для совести.
[27]Понятие «саморегуляция» известно психологии, но существует в ней на уровне здравого смысла и не связано с какими-либо конкретными теоретическими концепциями. Нилл пытается сузить объем этого понятия и связать представление о саморегуляции исключительно с ребенком, который воспитывается в условиях свободы. Фактически он вводит противопоставление «саморегуляция — внешняя регуляция».
[28]Зоя Ридхед-Нилл после смерти отца возглавила школу Саммерхилл, она руководит ею и сейчас.
[29]Гомер Лейн — выдающийся английский педагоги психоаналитик. «Маленькое содружество» — его исправительная школа.
[30]Условия, существовавшие до рождения ребенка, в период его утробного развития.
[31]Фобия — навязчивый неадекватный страх, симптом невроза.
[32]"Эксгибиционизм — половое извращение, при котором субъект демонстрирует свои гениталии лицам противоположного пола.
[33]Интровертированность и экстравертированность — характерологические обозначения, введенные К. Г. Юнгом, общая обращенность личности внутрь себя (интро-) или во внешний мир (экстра-).
[34]Вильгельм Райх (1897 — 1957) — психоаналитик, основатель так называемой «ориентированной на тело» психотерапии.
[35]См. сноску на с. 39.
[36]Сэр Кристофер Рен (1632 — 1723) — английский архитектор.
[37]См. сноску на с. 101.
[38]Биверборд — торговая марка фирмы, выпускающей древесностружечные плиты.
[39]Английская идиома «скелет в шкафу» означает факты, порочащие одного из членов семьи, тщательно скрываемые от посторонних.
[40]В оригинале игра слов: statesmen и staticmen.
[41]Проекция — один из защитных механизмов психики, приписывание другим людям и объектам собственных качеств, чувств или намерений.
[42]Копрфилия — интерес к эксрементам.
[43]"Сублимация по Фрейду — единственный непатологический защитный механизм психики, направляющий сексуальную энергию в другое русло. Репрессия — то же, что подавление, см. сноску на с. 80.
[44]Ветси — от английского слова «wet» — «мочить, мочиться».
[45]Роман шотландского писателя Джорджа Брауна (1869 — 1902).
[46]Д. Г. Лоуренс (1885 — 1930) — известный английский писатель.
[47]Человек, страдающий вуайеризмом, удовлетворяется созерцанием эротических сцен.
[48]Маскулинность — мужское начало в человеке, фемининность — женское.
[49]Содомский грех — гомосексуализм.
[50]Либидо, по Фрейду, — сексуальная энергия, в принципе способная питать и иные формы активности.
[51]С. Т. Колридж (1772 — 1834) — английский поэт.
[52]Имеются в виду выборные мировые судьи.
[53]Знаменитая книга английского писателя Дж. Бэрри, по которой поставлено множество фильмов.
[54]Один из самых знаменитых фильмов У. Диснея.
[55]Фильм по рассказу Мопассана.
[56]Штрайхер — один из идеологов нацизма.
[57]По Ниллу, учитель — лечит. Это в высшей степени нетривиально в понимании долга учителя.
[58]200 ударов — очень плохой результат. Приличный игрок делает не более 70.
[59]По-английски улитка — a snail». Это похоже на A. S. Neill — А. С. Нилл, Александр Сазерленд Нилл.
[60]То есть производил рационализацию по Фрейду — искал вымышленную приемлемую причину.
[61]Экзамен «11+» сдавали в 11 лет для поступления в грамматическую школу, которая по уровню выше «современных» школ.
[62]Вильгельм Штекель (1868 — 1940) — известный немецкий психоаналитик.