Комплектование логопедических групп
Коррекция устной и письменной речи учащихся осуществляется как на индивидуальных логопедических занятиях, так и на фронтальных уроках. Для логопедических занятий детей группируют по 3—4 человека. Каждая группа занимается 3 раза в неделю (через день), занятия продолжаются 20—25 минут. Индивидуальная работа с учеником, имеющим тяжёлые дефекты артикуляционного аппарата, проводится в течение 10—15 минут.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий — сформировать умения и навыки правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ре-
- 87 -
бёнок должен научиться: принимать необходимые артикуляторные позиции, варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи, опознавать звуки речи и при восприятии не смешивать их, отличать нормированное произнесение звука от ненормированного.
Особенностью индивидуальных логопедических занятий является предваряющая отработка звуков до их изучения на уроках. В силу тяжёлых дефектов артикуляционного аппарата первоначально ребёнок овладевает приближённым произношением звука. Освоение такого рода «аналога» звука оказывается достаточным для того, чтобы ученик смог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа на фронтальных занятиях37. Логопедические группы комплектуются с учётом:
— периодов хирургического воздействия (дооперационный этап
логопедической работы и послеоперационный);
— структуры речевого дефекта (фонетический дефект, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи I— II—III уровней);
— характеристики нарушения звукопроизношения (отсутствие
звука, искажение, замена, недифференцированное произношение);
— клинической формы речевой аномалии (открытая ринола-
лия; закрытая ринолалия; ринолалия, осложненная дизартрией, за
иканием и т. п.).
В связи с этим могут быть скомплектованы следующие группы:
первая группа — учащиеся с недостатками произношения отдельных фонем и расстройствами голоса;
вторая группа — учащиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением письма и чтения;
третья группа — учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи;
четвертая группа — учащиеся с общим недоразвитием речи II— III уровней;
пятая группа — учащиеся, ринолалические расстройства речи которых осложнены дизартрией, заиканием и т. п.
Планирбвание работы учителя-логопеда
По материалам обследования учащихся составляется общий план работы логопеда на учебный год, который предусматривает следующие разделы:
"Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969 С. 109.
• обследование состояния речи вновь принятых детей, оформление на них речевых карт;
• обследование речи учащихся, ранее занимавшихся у логопеда,
для выяснения характера динамики обучения, анатомических и функциональных особенностей мягкого нёба и глотки, состояния устной и письменной речи в целом;
• выявление трудных детей и планирование индивидуальной
работы с ними;
• запись речи детей на магнитофонную ленту, проведение психотерапевтических бесед;
• организация взаимодействия логопеда, учителя, воспитателя, врача (посещение уроков, открытые логопедические занятия для учителей и воспитателей, подготовка детей к консилиуму и т. д.);
• работа с родителями;
• оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом, техническими средствами обучения;
• разработка единого логопедического режима в школе;
• повышение квалификации логопеда (участие в методобъединениях, обзор новинок литературы, расширение кругозора и т. д.).
На основании данных обследования логопед составляет также перспективный план работы с каждой группой учащихся с рино-лалией, который может быть представлен таблицей по типу данной (см. табл. 2).
Обязательным для логопеда является и составление ежедневного плана работы с каждой группой учащихся, в котором указывается тема занятия, цель, оборудование, этапы и виды работ, учебный материал и т. д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1 Какие условия необходимы для нормального речевого развития ребёнка1'
2. На основании анализа логопедической литературы составьте таблицу нормального развития речи у детей от I до 7 лет.
3. Составьте перечень методических приёмов для выявления состояния звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи.
4. Подготовьте дидактический материал для обследования состояния
звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи.
5. Проведите обследование устной речи и письма у ребёнка с ринола-
лией и заполните речевую карту.
6. Почему в речевом заключении рекомендуется отразить два момента: структуру речевого дефекта и клиническую форму речевой аномалии?
-89-
7. Раскройте возможные варианты комплектования логопедических
групп
8. Какова наполняемость логопедических групп?
9. Какая логопедическая документация ведется логопедом?
10. Составьте перспективный план работы с обследованным ребёнком
Таблица 2 План работы с группой учащихся, страдающих ринолалией
Занятия | Последовательность работы над звуками | Учебный словарь | Виды анализа | Уточнение и обогащение словаря (через овладение различными способами словообразования, работу с антонимами, синонимами и т д ) | Развитие грамматического строя речи (через овладение различными способами словоизменения) | Практические обобше-ння в области фонетики, грамматики, орфографии | Количество часов | ||
уточнение сохранных звуков | постановка отсутствующих him дефектных звуков | дифференциация звуков | |||||||
1-е |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушения письма у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба являются вторичными и обусловлены отклонениями в овладении фонематическими обобщениями, вызванными, в свою очередь, неполноценностью артикуляционного компонента. Обусловленность нарушений письма недостаточной готовностью звуковых обобщений подтверждается фонематическим недоразвитием устной речи. Как уже было показано, степень сформированности письма находится в прямой зависимости от артикуляционных возможностей ребёнка, однако в условиях недостаточной компенсации создаются дополнительные препятствия нормальному речевому развитию. Особенности слухового восприятия, обусловленные расстройством артикуляции, включаясь в цепь развития, приобретают влияние на формирование других компонентов речи и могут нарушать нормальный ход овладения речевой деятельностью в целом. Поэтому коррекционное обучение учащихся, имеющих отклонения в развитии всех компонентов языка, основывается на закономерностях системного строения речевого недоразвития. Оно должно включать в себя следующие направления: во-первых, коррекцию отклонений в речевом развитии в целом (в области фонетики, лексики и грамматики); во-вторых, формирование фонематических представлений и навыков анализа звуковой структуры слова; в-третьих, развитие практических обобщений о звуковом и морфологическом составе слова, подготавлива-
-90-
ющих детей к усвоению правил правописания; в-четвёртых, развитие связной речи.
Опыт показывает, что в случае артикуляционных расстройств не только кинестезии оказывают воздействие на формирование фонематического слуха и восприятия, а следовательно и письма. Исключительное значение приобретают условия преддошкольного и дошкольного воспитания и обучения, речевая среда, характер педагогического воздействия, особенности личности и способности ребёнка. Дети с пониженной психической активностью, ослабленной мотивацией к речевому общению, с вялой реакцией на дефект, равнодушные к оценке своей работы, обнаруживают менее благоприятную компенсацию, нежели дети с активным интересом к общению, чувствительные к оценке окружающих, с общей сметливостью в поведении. Нередки примеры, когда из-за отсутствия надлежащей направленности незначительный дефект артикуляционного аппарата вырастает в серьезные препятствия нормальному речевому развитию. Эффективность коррекционного обучения письму зависит тогда не только от учёта состояния речевых средств учащихся, но и от особенностей их психической деятельности: умения наблюдать, сравнивать, произвольно сосредоточиваться, от активности, от целенаправленности и устойчивости интересов, от отношения к своему дефекту, потребности преодолеть его, от критического подхода к своей работе, от работоспособности и т.д. Данные случаи требуют наряду с развитием речевых средств перевоспитания личности ребёнка. Вопросы методики предупреждения и преодоления нарушений письма у таких учащихся должны решаться с учётом двух линий воздействия:
1) формирования речевых средств в соответствии с особенностями их развития;
2) преодоление отклонений в поведении и деятельности.
Таким образом, коррекционное обучение школьников с рино-
лалией должно осуществляться с учётом их артикуляционных возможностей, особенностей речевого развития и других сторон психической деятельности. Качественный анализ ошибок письма, проводимый в соответствии с системным подходом к речевым аномалиям, а также изучение факторов, взаимодействие которых определяет конкретную картину речевого дефекта, оказываются полезными для установления содержания обучения, для дифференциации педагогического воздействия, а также при выборе корригирующего подхода к каждому ребёнку.
-91 -
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бельтюков В Л Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи М Педагогика 1977 С 3—171
Боскис Р М, Левина Р Е Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей//Изв АПН РСФСР 1948 вып 15 С 167—191
Вопросы логопедии / Под ред Р Е Левиной М Изд-во АПН РСФСР, 1959 С 3-207
Зееман М Расстройства речи в детском возрасте Пер с чешек М Медицина 1962 С 128-151
Ипполитова А Г Открытая ринолалия М Просвещение, 1983 С 3—93
Кадочкин Л Н Роль речевых кинестезии в формировании некоторых орфографических навыков//Вопр психол 1955 №3 С 71—76
Лалаева Р И Нарушения процесса овладения чтением у школьников М Просвещение, 1983 С 3—194
Лалаева Р И Нарушения чтения и пути их коррекций у младших школь
ников Учеб пособие СПб. Союз, 1998 С 3—224 >
Левина Р Е Нарушения письма у детей с недоразвитием речи М Изд-i во АПН РСФСР, 1961 С 5-297
ЛурияАР Очерки психофизиологии письма М Изд-во АПН РСФСР,, 1950 С 3-84
Назарова Л К О роли речевых кинестезии в письме // Сов педагоги,-» ка 1952 №6 С 34-51
Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы М.:
Просвещение, 1965 С 3—150 г
Основы теории и практики логопедии / Под ред Р Е Левиной М i
Просвещение, 1968 С 166—229 }
Репина ЗА Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляции онного аппарата Автореф дис канд пед наук М , 1975 С 3—25
Репина ЗА Механизм нарушения письма у детей с ринолалией и кор-рекиионное обучение // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии Сб науч тр Вып 1 / Урал гос пед ин-т Екатеринбург, 1992 С 42—58
Репина ЗА Динамика восстановления голосовой функции у детей с ринолалией // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии Сб науч тр Вып 2 / Урал гос пед ин-т Екатеринбург, 1992 С 13—22
Репина ЗА , Васильева ТВ и др В мире звуков и букв Екатеринбург Диамант, 1995 С 3-242
Репина ЗА , Васильева Т В ч ар Поле речевых чудес Екатеринбург Наука, 1996 С 3-180
Садовникова И Н Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Учеб пособие М Владос, 1995 С 3—256
Чиркина Г В Дети с нарушениями артикуляционного аппарата М Педагогика, 1969 С 3—113
-92-
Содержание
Введение 5
Глава! РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССАХ ПИСЬМА 6
§1 Значение речевых кинестезии для формирования
фонематического слуха и восприятия 6
§2 Роль речевых кинестезии в формировании письма 10
Глава II ДИСГРАФИЯ У УЧАЩИХСЯ С РИНОЛАЛИЕЙ 12
§1 Генезис нарушения письма 12
§2 Характеристика нарушений письма 20
§3 Соотношение между недостатками произношения и письма 22
§4 Анализ конкретных наблюдений 24
Глава III МЕТОДИКА УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА 32
§1 Развитие артикуляционного праксиса 33
Гимнастика нижней челюсти 33
Массаж губ, гимнастика для губ ' 35
Гимнастика для щечных мышц 36
Гимнастика для языка 36
Стимуляция небных и глоточных рефлексов 41
Стимуляция челюстно-подъязычных мышц 43
Стимуляция небных и глоточных мышц 43
§2 Постановка физиологического и речевого дыхания 45
Развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот 46
Воспитание диафрагмально-реберного дыхания 47
§3 Коррекция фонетической стороны речи и развитие
фонематического слуха и восприятия 49
Формирование гласных фонем 51
Алгоритм закрепления артикуляции гласного звука 53
Алгоритм коррекции гласных звуков на примере звука а 55
Формирование согласных фонем 59
Алгоритм фонематического анализа предложения 67
Дифференциация смешиваемых звуков Алгоритм дифференцирования
смешиваемых звуков 70
§4 Формирование лексико-грамматической стороны речи 74
§5 Динамика коррекционного обучения 80
Глава V ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ , 84
§1 Обследование детей с ринолалией 84
Речевая карта Схема логопедического обследования 84
§2 Комплектование логопедических групп 87
§3 Планирование работы учителя-логопеда 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
-93-