Комплектование логопедических групп

Коррекция устной и письменной речи учащихся осуществляется как на индивидуальных логопедических занятиях, так и на фронталь­ных уроках. Для логопедических занятий детей группируют по 3—4 че­ловека. Каждая группа занимается 3 раза в неделю (через день), занятия продолжаются 20—25 минут. Индивидуальная работа с учеником, име­ющим тяжёлые дефекты артикуляционного аппарата, проводится в те­чение 10—15 минут.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — сформировать умения и навыки правильного воспроизведения зву­ков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ре-

- 87 -

бёнок должен научиться: принимать необходимые артикуляторные по­зиции, варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи, опознавать зву­ки речи и при восприятии не смешивать их, отличать нормированное произнесение звука от ненормированного.

Особенностью индивидуальных логопедических занятий явля­ется предваряющая отработка звуков до их изучения на уроках. В силу тяжёлых дефектов артикуляционного аппарата первоначально ребёнок овладевает приближённым произношением звука. Освоение такого рода «аналога» звука оказывается достаточным для того, чтобы ученик смог оперировать им во время работы по развитию фонема­тических представлений и навыков звукового анализа на фронталь­ных занятиях37. Логопедические группы комплектуются с учётом:

— периодов хирургического воздействия (дооперационный этап
логопедической работы и послеоперационный);

— структуры речевого дефекта (фонетический дефект, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи I— II—III уровней);

— характеристики нарушения звукопроизношения (отсутствие
звука, искажение, замена, недифференцированное произношение);

— клинической формы речевой аномалии (открытая ринола-
лия; закрытая ринолалия; ринолалия, осложненная дизартрией, за­
иканием и т. п.).

В связи с этим могут быть скомплектованы следующие группы:

первая группа — учащиеся с недостатками произношения от­дельных фонем и расстройствами голоса;

вторая группа — учащиеся с фонетико-фонематическим недо­развитием речи, нарушением письма и чтения;

третья группа — учащиеся с нерезко выраженным общим не­доразвитием речи;

четвертая группа — учащиеся с общим недоразвитием речи II— III уровней;

пятая группа — учащиеся, ринолалические расстройства речи которых осложнены дизартрией, заиканием и т. п.

Планирбвание работы учителя-логопеда

По материалам обследования учащихся составляется общий план работы логопеда на учебный год, который предусматривает следую­щие разделы:

"Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969 С. 109.

• обследование состояния речи вновь принятых детей, оформ­ление на них речевых карт;

• обследование речи учащихся, ранее занимавшихся у логопеда,
для выяснения характера динамики обучения, анатомических и функциональных особенностей мягкого нёба и глотки, состояния устной и письменной речи в целом;

• выявление трудных детей и планирование индивидуальной
работы с ними;

• запись речи детей на магнитофонную ленту, проведение психотерапевтических бесед;

• организация взаимодействия логопеда, учителя, воспитателя, врача (посещение уроков, открытые логопедические занятия для учителей и воспитателей, подготовка детей к консилиуму и т. д.);

• работа с родителями;

• оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом, техническими средствами обучения;

• разработка единого логопедического режима в школе;

• повышение квалификации логопеда (участие в методобъединениях, обзор новинок литературы, расширение кругозора и т. д.).

На основании данных обследования логопед составляет так­же перспективный план работы с каждой группой учащихся с рино-лалией, который может быть представлен таблицей по типу данной (см. табл. 2).

Обязательным для логопеда является и составление ежедневного плана работы с каждой группой учащихся, в котором указывается тема занятия, цель, оборудование, этапы и виды работ, учебный ма­териал и т. д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1 Какие условия необходимы для нормального речевого развития ребёнка1'

2. На основании анализа логопедической литературы составьте табли­цу нормального развития речи у детей от I до 7 лет.

3. Составьте перечень методических приёмов для выявления состояния звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи.

4. Подготовьте дидактический материал для обследования состояния
звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи.

5. Проведите обследование устной речи и письма у ребёнка с ринола-
лией и заполните речевую карту.

6. Почему в речевом заключении рекомендуется отразить два момента: структуру речевого дефекта и клиническую форму речевой аномалии?

-89-

7. Раскройте возможные варианты комплектования логопедических
групп

8. Какова наполняемость логопедических групп?

9. Какая логопедическая документация ведется логопедом?

10. Составьте перспективный план работы с обследованным ребёнком

Таблица 2 План работы с группой учащихся, страдающих ринолалией

 
Занятия Последовательность работы над звуками Учебный словарь Виды анализа Уточнение и обогащение словаря (через овладе­ние различными спосо­бами словообразования, работу с антонимами, синонимами и т д ) Развитие грамматическо­го строя речи (через ов­ладение различными спо­собами словоизменения) Практические обобше-ння в области фонети­ки, грамматики, орфог­рафии Количество часов
уточнение сохранных звуков постановка отсутствующих him дефектных звуков дифференциа­ция звуков
1-е                  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарушения письма у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба являются вторичными и обусловлены отклонениями в ов­ладении фонематическими обобщениями, вызванными, в свою оче­редь, неполноценностью артикуляционного компонента. Обусловлен­ность нарушений письма недостаточной готовностью звуковых обоб­щений подтверждается фонематическим недоразвитием устной речи. Как уже было показано, степень сформированности письма на­ходится в прямой зависимости от артикуляционных возможностей ребёнка, однако в условиях недостаточной компенсации создаются дополнительные препятствия нормальному речевому развитию. Осо­бенности слухового восприятия, обусловленные расстройством арти­куляции, включаясь в цепь развития, приобретают влияние на фор­мирование других компонентов речи и могут нарушать нормальный ход овладения речевой деятельностью в целом. Поэтому коррекционное обучение учащихся, имеющих отклонения в развитии всех ком­понентов языка, основывается на закономерностях системного стро­ения речевого недоразвития. Оно должно включать в себя следующие направления: во-первых, коррекцию отклонений в речевом развитии в целом (в области фонетики, лексики и грамматики); во-вторых, формирование фонематических представлений и навыков анализа звуковой структуры слова; в-третьих, развитие практических обоб­щений о звуковом и морфологическом составе слова, подготавлива-

-90-

ющих детей к усвоению правил правописания; в-четвёртых, развитие связной речи.

Опыт показывает, что в случае артикуляционных расстройств не только кинестезии оказывают воздействие на формирование фо­нематического слуха и восприятия, а следовательно и письма. Ис­ключительное значение приобретают условия преддошкольного и дош­кольного воспитания и обучения, речевая среда, характер педагоги­ческого воздействия, особенности личности и способности ребёнка. Дети с пониженной психической активностью, ослабленной мотива­цией к речевому общению, с вялой реакцией на дефект, равнодуш­ные к оценке своей работы, обнаруживают менее благоприятную ком­пенсацию, нежели дети с активным интересом к общению, чувстви­тельные к оценке окружающих, с общей сметливостью в поведении. Нередки примеры, когда из-за отсутствия надлежащей направленно­сти незначительный дефект артикуляционного аппарата вырастает в серьезные препятствия нормальному речевому развитию. Эффек­тивность коррекционного обучения письму зависит тогда не только от учёта состояния речевых средств учащихся, но и от особенностей их психической деятельности: умения наблюдать, сравнивать, про­извольно сосредоточиваться, от активности, от целенаправленности и устойчивости интересов, от отношения к своему дефекту, потреб­ности преодолеть его, от критического подхода к своей работе, от работоспособности и т.д. Данные случаи требуют наряду с развитием речевых средств перевоспитания личности ребёнка. Вопросы мето­дики предупреждения и преодоления нарушений письма у таких уча­щихся должны решаться с учётом двух линий воздействия:

1) формирования речевых средств в соответствии с особенностями их развития;

2) преодоление отклонений в поведении и деятельности.
Таким образом, коррекционное обучение школьников с рино-

лалией должно осуществляться с учётом их артикуляционных воз­можностей, особенностей речевого развития и других сторон психи­ческой деятельности. Качественный анализ ошибок письма, прово­димый в соответствии с системным подходом к речевым аномалиям, а также изучение факторов, взаимодействие которых определяет кон­кретную картину речевого дефекта, оказываются полезными для ус­тановления содержания обучения, для дифференциации педагогичес­кого воздействия, а также при выборе корригирующего подхода к каждому ребёнку.

-91 -

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бельтюков В Л Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи М Педагогика 1977 С 3—171

Боскис Р М, Левина Р Е Нарушения письма при некоторых расстрой­ствах артикуляции у детей//Изв АПН РСФСР 1948 вып 15 С 167—191

Вопросы логопедии / Под ред Р Е Левиной М Изд-во АПН РСФСР, 1959 С 3-207

Зееман М Расстройства речи в детском возрасте Пер с чешек М Медицина 1962 С 128-151

Ипполитова А Г Открытая ринолалия М Просвещение, 1983 С 3—93

Кадочкин Л Н Роль речевых кинестезии в формировании некоторых орфографических навыков//Вопр психол 1955 №3 С 71—76

Лалаева Р И Нарушения процесса овладения чтением у школьников М Просвещение, 1983 С 3—194

Лалаева Р И Нарушения чтения и пути их коррекций у младших школь­
ников Учеб пособие СПб. Союз, 1998 С 3—224 >

Левина Р Е Нарушения письма у детей с недоразвитием речи М Изд-i во АПН РСФСР, 1961 С 5-297

ЛурияАР Очерки психофизиологии письма М Изд-во АПН РСФСР,, 1950 С 3-84

Назарова Л К О роли речевых кинестезии в письме // Сов педагоги,-» ка 1952 №6 С 34-51

Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы М.:
Просвещение, 1965 С 3—150 г

Основы теории и практики логопедии / Под ред Р Е Левиной М i
Просвещение, 1968 С 166—229 }

Репина ЗА Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляции онного аппарата Автореф дис канд пед наук М , 1975 С 3—25

Репина ЗА Механизм нарушения письма у детей с ринолалией и кор-рекиионное обучение // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии Сб науч тр Вып 1 / Урал гос пед ин-т Екатеринбург, 1992 С 42—58

Репина ЗА Динамика восстановления голосовой функции у детей с ринолалией // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии Сб науч тр Вып 2 / Урал гос пед ин-т Екатеринбург, 1992 С 13—22

Репина ЗА , Васильева ТВ и др В мире звуков и букв Екатеринбург Диамант, 1995 С 3-242

Репина ЗА , Васильева Т В ч ар Поле речевых чудес Екатеринбург Наука, 1996 С 3-180

Садовникова И Н Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Учеб пособие М Владос, 1995 С 3—256

Чиркина Г В Дети с нарушениями артикуляционного аппарата М Педагогика, 1969 С 3—113

-92-

Содержание

Введение 5

Глава! РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССАХ ПИСЬМА 6
§1 Значение речевых кинестезии для формирования

фонематического слуха и восприятия 6

§2 Роль речевых кинестезии в формировании письма 10

Глава II ДИСГРАФИЯ У УЧАЩИХСЯ С РИНОЛАЛИЕЙ 12

§1 Генезис нарушения письма 12

§2 Характеристика нарушений письма 20

§3 Соотношение между недостатками произношения и письма 22

§4 Анализ конкретных наблюдений 24
Глава III МЕТОДИКА УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА 32

§1 Развитие артикуляционного праксиса 33

Гимнастика нижней челюсти 33

Массаж губ, гимнастика для губ ' 35

Гимнастика для щечных мышц 36

Гимнастика для языка 36

Стимуляция небных и глоточных рефлексов 41

Стимуляция челюстно-подъязычных мышц 43

Стимуляция небных и глоточных мышц 43

§2 Постановка физиологического и речевого дыхания 45

Развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот 46

Воспитание диафрагмально-реберного дыхания 47
§3 Коррекция фонетической стороны речи и развитие

фонематического слуха и восприятия 49

Формирование гласных фонем 51

Алгоритм закрепления артикуляции гласного звука 53

Алгоритм коррекции гласных звуков на примере звука а 55

Формирование согласных фонем 59

Алгоритм фонематического анализа предложения 67
Дифференциация смешиваемых звуков Алгоритм дифференцирования

смешиваемых звуков 70

§4 Формирование лексико-грамматической стороны речи 74

§5 Динамика коррекционного обучения 80

Глава V ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ , 84

§1 Обследование детей с ринолалией 84

Речевая карта Схема логопедического обследования 84

§2 Комплектование логопедических групп 87

§3 Планирование работы учителя-логопеда 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92

-93-

Наши рекомендации