Динамика коррекционного обучения

Наблюдения за страдающими ринолалией детьми в процессе их обучения и анализ этих наблюдений свидетельствуют, что степень сформированности фонематического слуха и письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба находится в тесной зависи­мости от тяжести первичного дефекта (артикуляции). Однако опыт показывает, что связь между отклонениями в письме и дефектами артикуляции несёт разнообразное индивидуальное выражение.

1. Зависимость состояния письма от особенностей деятельности учащихся. Степень сформированности письма учащихся во многом обусловлена индивидуальными особенностями и способностями ребёнка. В связи с этим Р. Е. Левина отмечает: «Не существует нару­шения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Без знания этих особенностей невозможно правильное понимание индивидуального своеобразия в проявлениях дефекта»36.

Своеобразие индивидуальных речевых нарушений проследим на конкретных примерах.

НАБЛЮДЕНИЕ 7

Рита К., 7 лет, ученица подготовительного класса. Состояние артику­ляционного аппарата: врождённая несквозная частичная расщелина нёба. В педагогической характеристике указаны неуспеваемость по русскому языку, отставание в темпах работы от других учащихся класса, тяжёлые дефекты звукопроизношения.

"Левина Р.Е. О перестройке принципов анализа речевых нарушений у детей//Спе­циальная школа. 1960. № 1. С. 82.

- 80-

Первый год пребывания Риты в специальной школе-интернате отме­чен полным отсутствием интереса девочки к занятиям: часто не выполняет заданий, особенно если они требуют организованных усилий, равнодушна к оценке своей работы. Наряду с этим ей свойственны рассеянность, плакси­вость, медлительность, пассивность, замкнутость. На данном этапе наблюда­ется также ослабленная мотивация к речевому общению.

К концу первого года обучения у Риты установлены выраженные нарушения письма. Самыми распространёнными ошибками являются спе­цифические замены букв, соответствующих определённым гласным и соглас­ным звукам. Обращает на себя внимание большое количество ошибок на смешение гласных, причём Рита ошибается в написании слов не только с безударными гласными, но и в тех случаях, когда гласная находится под ударением (детел вместо «дятел», чейник — «чайник», петна — «пятна»).

Несформированность фонематических представлений нередко вызы­вает смешение значений сходных по звучанию слов, что обнаруживается в недостаточном понимании читаемого вслух. Чтение Риты медленное, послоговое, со специфическими заменами букв.

Таким образом, в картине речевой неполноценности девочки отмечается недостаточность мотивационной сферы: отсутствие жи­вого интереса к общению с окружающими, пониженная способность наблюдать за их речью, вялая реакция на дефект. Безучастность де­вочки, сопутствуя основному дефекту, затрудняет его преодоление.

Исходя из сказанного определяются и особенности коррекци-онно-воспитательного воздействия:

1. Направленность на преодоление речевого дефекта, развитие
произвольной деятельности, побуждение к речевому общению.

2. Коррекция недостатков произношения.

3. Сочетание заданий по коррекции произношения с система­
тическими упражнениями по анализу и синтезу звуков состава слова.

НАБЛЮДЕНИЕ 8

Петя В., 9 лет, ученик первого класса. Состояние артикуляционного аппарата: врождённая несквозная частичная расщелина нёба. Обучение на­чал в массовой школе с 7лет. Программу не усвоил и был переведён в спе­циальную школу, укомплектованную детьми с врождённым расщеплением губы и нёба.

С первых дней пребывания Пети в специальной школе-интернате вы­явились затруднения в усвоении школьной программы, особенно по русско­му языку. Он допускает ошибки на дифференциацию гласных и согласных, на правописание мягких ее/гласных, шипящих. Чтение медленное, неслого­вое, со специфическими заменами букв. Содержание прочитанного переска­зывает с трудом.

Наблюдения, проведённые в условиях педагогической работы, показы­вают, что мальчик на уроке быстро утомляется, вследствие чего ослабевает сосредоточенность и внимание. В таком состоянии он не может спокойно сидеть за партой, вскакивает с места, ёрзает, кстати и некстати тянет руку,

7* -81-

часто не вовремя отвечает на вопрос учителя, даёт необдуманные, импульсив­ные ответы или отказывается от выполнения задания, ссылаясь на головную боль. Причём снижение работоспособности наблюдается тогда, когда задания требуют собранности, внимания, целенаправленности, длительности выполне­ния, усиленной интеллектуальной работы. Петя равнодушен к оценке своих действий и поступков. Так, у него отсутствует осознанное отношение к мне­нию учителя; несмотря на плохие отметки уверяет, что учится хорошо.

В описанном случае имеется дефект анатомического и функ-нионального состояния артикуляционного аппарата, что нарушило условия формирования звукопроизношения. Нечёткость рецепции звуков, ограниченный речевой опыт привели к отставанию в овладе­нии звуковым и морфологическим составом слова, что, в свою оче­редь, оказало отрицательное влияние на усвоение письма. Однако затруднения при письме в данном случае обусловлены не только де­фектами кинестетического анализа, но и своеобразным нарушением психической деятельности в виде недостаточности познавательной ак­тивности, снижения самоконтроля, целенаправленности, произволь­ного внимания. Частые4 переходы от познавательной активности к пассивности, повышенная утомляемость, истощаемость умственных действий, сопутствуя основанному дефекту, усугубляют его.

Особенности данного случая потребовали от педагогов, наря­ду с развитием речевых средств, перевоспитания личности ребёнка, развития у него интереса к занятиям, произвольного внимания, стрем­ления к целенаправленной познавательной деятельности, восстанов­ления его работоспособности.

2. Влияние преддошкольного и дошкольного обучения и воспитания на уровень развития устной и письменной речи учащихся. Уровень сфор­мированное™ устной и письменной речи учащихся с дефектами арти­куляционного аппарата во многом зависит от условий преддошколь­ного и дошкольного обучения и воспитания. В тех случаях, когда лица, окружающие ребёнка, с раннего возраста начинают логопедическое обу­чение, отмечается хорошая динамика коррекционнего обучения.

НАБЛЮДЕНИЕ 9

Света Ч., 7 лет, ученица подготовительного класса. Обследование ар­тикуляционного аппарата выявило двустороннюю сквозную расщелину нёба, двусторонние рубни на верхней губе.

До трёх лет девочка воспитывалась дома, где уделялось большое внима­ние её общему и речевому развитию. Родители систематически консультиро­вались у логопеда и работали над развитием речевой моторики, над дыхани­ем и голосом. По указанию логопеда тренировались звуки с одновременным развитием фонематического слуха и восприятия, вызывалась потребность в общении, воспитывалось желание узнать и понять что-то новое, стремление быть понятой, сообщить о чём-то. С 1 года 2 месяцев девочка носит плаваю-

-82-

ший обтуратор. С трёх лет посещала детский сад; воспитатели отмечали её живость, подвижность, общительность и любознательность.

В специальную школу Света поступила с развёрнутой речью. Артику­ляция всех звуков относительно сохранена, за исключением р, однако все звуки произносит с назальным оттенком. Эксперименты, проведённые по исследованию слухового восприятия звукового состава слова, показали, что Света безошибочно подбирает слова и картинки на заданный звук. Обучаясь в подготовительном классе, не испытывает затруднений, успешно овладевает письмом и чтением.

В данном случае создание благоприятных условий воспитания и обучения девочки в преддошкольном и дошкольном возрасте, сво­евременное обращение к ортодонтическому лечению сыграли реша­ющую роль в компенсации дефекта.

Таким образом, степень сформированности устной речи и пись­ма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата находится в прямой зависимости от тяжести первичного дефекта, однако в случае артикуляционных расстройств на уровень сформированности письма влияют не только кинестезии. Исключительное значение приобретают:

• личностные особенности и способности ребёнка;

• особенности речевой среды;

• условия преддошкольного и дошкольного воспитания и обу­чения.

Корригируя недостатки устной и письменной речи детей-ри-нолаликов, необходимо учитывать факторы, обусловливающие инди­видуальный характер их речевого развития.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные разделы работы по устранению нарушений, па­мяти у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба.

2. Каковы основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письма?

3. Раскройте особенности работы над гласными звуками. Чем эти особенности вызваны?

4. Опишите этапы работы по воспитанию согласных звуков. Дайте
обоснование каждому этапу.

5. Раскройте содержание принципа одновременной отработки дыхания, голоса и артикуляции. Продемонстрируйте данный принцип на примере воспитания любого звука.

6. Какая цель преследуется, когда звук отрабатывается на придыхании
(на замедленной фазе выдоха), на твёрдой атаке?

7. Какие операции по звуковому анализу Вы будете формировать. Дайте
обоснование.

8. Раскройте способы выделения фонем.

9. Осветите этапы формирования умения дифференцировать фонемы.

- 83 -


Наши рекомендации