Стимуляция нёбных и глоточных мышц
В целях активизации деятельности нёбных и глоточных мышц параллельно с массажем широко применяется гимнастика. Упражнения на стимуляцию нёбо-глоточных мышц: 1) раздражение шпателем корня языка для рефлекторного сокращения мышц задней стенки глотки и мягкого нёба;
-43-
2) имитация жевания для энергичного сокращения мышц зад
ней стенки глотки, гортани, языка, губ, нёба;
3) глотание малых порций воды или имитация глотательных
движений для наиболее высокого поднятия мягкого нёба и активного
сокращения мышц задней стенки глотки (при следующих друг за дру-
гом глотательных движениях удлиняется время поднятого положения
мягкого нёба);
4) покашливание для энергичного сокращения язычно-нё.бных
дуг и мышц задней стенки глотки (при покашливании происходит
полное нёбно-глоточное замыкание).
Произвольное покашливание повторяется от 2—3 раз на одном выдохе до большего количества. В это время должно сохраняться полное смыкание нёба с задней стенкой глотки, а выдыхаемую струю воздуха следует направлять через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком для того, чтобы корень языка не западал к глотке. Затем вырабатывается покашливание с произвольными паузами (под счет 1—2, 1—2—3, 1—2— 3—4 и т.д.), во время которых сохраняется смыкание нёба с задней стенкой глотки. Систематическое применение этих упражнений приучает ребёнка активно поднимать мягкое нёбо, удерживать его в этом положении и направлять воздушную струю через рот;
5) имитация позёвывания: ребёнок широко открывает рот, силь-
но втягивает воздух (в последующих упражнениях позёвывание про
изводится без заметного вдоха);
6) имитация рвотного движения, первоначально производится
с высунутым языком, что значительно активизирует мышцы язычно-
нёбных дуг и задней стенки глотки;
7) имитация свиста;
8) пение гласных а, э, о, у;
9) проговаривание гласных о и э и их сочетаний:
а—э э—а
а—э—а э—а—э
аэ—э—э за—а—а
Ребёнок произносит их 2—3 раза подряд голосом средней громкости, открыв широко рот и придвинув кончик языка к нижним резцам (упражнение повторяют до 12—15 раз в день);
10) полоскание горла тёплой водой маленькими порциями при
несколько запрокинутой' голове;
11) запрокидывание головы с преодолением сопротивления (ло-
гопед держит руку на затылке ребёнка и даёт инструкцию запроки-
нуть голову назад);
12) опускание головы с преодолением сопротивления (логопед
держит руку на лбу ребёнка и даёт инструкцию резко опустить голову);
-44-
13) запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме
подбородком на кулаки обеих рук;
14) выдвижение языка к подбородку и втягивание его в рот с
преодолением сопротивления (ребёнку предлагается тянуть язык к
подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед лёгкими
рывками пытается удержать язык ребёнка вне рта).
Упражнения, основанные на преодолении сопротивления, активно включают в движение нёбно-глоточные мышцы, делают их упругими, эластичными, увеличивают объём мышц глотки. Это, в свою очередь, усиливает нёбно-глоточное смыкание после уранопластичес-ких операций даже при укорочении нёбной занавески. В результате уменьшается носовой оттенок голоса. На одном занятии выполняется 3—4 упражнения. Каждое упражнение рекомендуется повторять 2_4 раза подряд 6—8 раз в день.
Наибольшая двигательная активность мускулатуры нёба наблюдается при глоточном рефлексе, поэтому целесообразно в каждое занятие включать упражнения на стимуляцию глоточного рефлекса. Если ребёнок не может самостоятельно вызывать его, логопед помогает прикосновением шпателя к задней стенке глотки.
Перечисленные упражнения широко применяются в доопера-ционный период и после операции. Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребёнка к предстоящей уранопластике и сокращает сроки последующей коррекционной работы. Наряду с перечисленными упражнениями ребёнку назначается электростимуляция мышц мягкого нёба (15—20 сеансов) с продолжительностью каждой процедуры 10 мин. (по 5 мин. на каждую половину мягкого нёба). Эффективны вибромассаж мышц боковой и задней стенок глотки (15—20 сеансов) с продолжительностью каждой процедуры 5—7 мин. (лежа и сидя) и применение электрофореза с йодистым калием, дибазолом, прозерином.