Массаж губ, гимнастика для губ
При массаже верхней губы шов растирают, разминают сначала с внешней стороны, затем, обхватывая с двух сторон, (большой палец правой руки заводят под верхнюю губу в области шва, указательный палец кладут на неё), производят разминающие, растирающие движения по линии послеоперационного шва. Для повышения тонуса мышц производят винтообразные, постукивающие движения по верхней и нижней губе. Продолжительность массажа — от 3 до 5 минут. Наряду с логопедическим массажем проводят лечебный массаж и физиотерапию (аппликация парафина или озокерита). За массажем следует гимнастика для губ.
Формируя активные движения губ, логопед должен воспитывать у ребёнка потребность зрительно контролировать каждое движение, ощущать его, оценивать.
Упражнения на стимуляцию движений губ:
1) удержание губами различного рода пластмассовых и дере-
вянных трубочек;
2) смыкание губ (обычное, плотное, очень плотное);
3) смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте;
4) медленное вытягивание губ хоботком и такое же медленное
возвращение в состояние покоя;
5) вращательные движения губ хоботком;
6) движения губ хоботком влево и вправо;
7) мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй»;
8) оскал при закрытом рте с последующим закрыванием губа
ми обоих рядов зубов;
9) оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губа
ми обоих рядов зубов;
10) оскал с последующим движением губ в хоботок при сжатых
челюстях;
11) оскал с последующим движением губ в хоботок при разжа-
тых челюстях;
12) оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим
плотным смыканием губ;
13) поднимание верхней губы с обнажением зубов;
14) поднимание верхней губы с последующим опусканием её;
15) рисунки губ на все гласные звуки.
3 Заказ2897 - 35 -
Гимнастика для щёчных мышц
При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для щёчных мышц, так как в процессе речи круглые мышцы губ приходят в движение одновременно с напряжением щёчных мышц. От качества и скорости включения в движение щёчных мышц во многом зависит внятность речи.
Упражнения на стимуляцию щёчных мышц:
1) надувание обеих щёк одновременно (губами удерживается
воздух в ротовой полости);
2) вялый губной выдох (щёки надуваются ненапряженно);
3) надувание обеих щёк и имитация полоскания зубов;
4) надувание щёк попеременно;
5) набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую;
6) выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.
Гимнастика для языка
Как мы уже указывали, у детей с расщеплением губы и нёба, отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате вся артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка. Кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка укрепляется, увеличивается в объёме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гимнастики для языка особое внимание уделяется:
. стимуляции движений кончика языка, передне-средней и задней части спинки языка;
. переключению в передние отделы ротового резонатора;
. развитию дифференцированного кинестетического восприятия;
« укреплению всего мышечного фона для предстоящей уранопластики (пластики нёба).
Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта:
1) положить язык между губами;
2) тянуть кончик языка к носу;
3) тянуть кончик языка к подбородку;
4) дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафикси-
ровать данное положение;-
5) дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать дан-
ное положение;
6) дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксиро-
вать данное положение;
7) дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксиро-
вать данное положение;
- 36-
8) произвести движение кончиком языка по верхней губе (ими-
тация облизывания губы):
9) произвести движение кончиком языка по нижней губе;
10) произвести круговое движение кончиком языка по верхней
и нижней губе;
11) протискивание языка с силой между зубами наружу таким
образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.
Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, а затем в умеренном, с фиксацией положения языка. Для укрепления мышц языка каждая артикуляционная поза удерживается определённое время (под счёт от 1 до 5).
Упражнения на развитие точности движений кончика языка внутри рта:
Рот широко открыт.
1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов;
2) дотронуться кончиком языка до верхних резцов;
3) дотронуться кончиком языка до альвеол;
4) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по верхней десне молча и с произнесением звука т: т-т-т
5) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по альвеолам молча и с произнесением звука д: д-д-д.
Как правило, речь детей с расщеплением губы и нёба характеризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено неполноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребёнок, стараясь при артикуляции помешать выходу воздуха через нос, напрягается и выдаёт звуки толчкообразно. При этом речь сопровождается неестественными движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот почему чрезвычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой моторики придаётся развитию динамического артикуляциончого прак-сиса. Ребёнка учат выполнять движения сериями в заданном темпе (сначала в медленном, а затем в умеренном).
Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта:
1) тянуть язык к подбородку, затем к носу;
2) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы-
ка до верхней губы;
3) тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком
языка до правого угла рта;
4) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы-
ка до левого угла рта;
5) тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кон-
чиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ);
6) тянуть язык к подбородку, а затем произвести круговые дви-
жения кончиком языка по верхней и нижней губе;
3* - 37 -
7) тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксиро-
вать у нижних резцов;
8) производить движения языком вправо и влево (имитация
движения маятника);
9) тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком
языка до верхней губы;
10) тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение
кончиком языка по верхней губе;
11) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до правого угла рта;
12) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до левого угла рта;
13) тянуть язык к подбородку, носу, зафиксировать кончик языка
у нижних резцов.
Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта:
Рот широко открыт.
1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
верхних;
2) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
альвеол;
3) дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с
внутренней стороны, затем с внешней;
4) дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внут-
ренней стороны, затем с внешней;
5) кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканьем
отрывается, втягиваясь вниз, в рот;
6) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает-
ся в правую щёку;
7) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает-
ся в левую щёку.
Данные упражнения не только развивают подвижность кончика языка, точность его движений и умение переключаться с одного движения на другое, но и подготавливают условия для смещения артикуляционного фокуса с задних отделов ротового резонатора в передние. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кончика языка.
Упражнения на развитие подвижности передне-средней и задней части спинки языка и на повышение точности её движений:
1) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка поднимается вверх;
2) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними
резцами;
- 38-
3) выдвижение передней части спинки языка вперёд (язык как
бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов;
4) поднимание задней части спинки языка вверх с одновремен-
ным широким открыванием рта, кончик языка зафиксировать у ниж-
них резцов.
При выполнении ребёнком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счёт от 1 до 5).
Упражнения на динамическую организацию движений передне-средней и задней части спинки языка:
1) поднимание и опускание передне-средней части спинки языка:
кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя часть спин
ки языка то поднимается вверх, то опускается вниз, как при звуке а;
2) поднимание и опускание задней части спинки языка: кон
чик языка упирается в нижние десна, а задняя часть спинки языка то
поднимается вверх, то опускается вниз;
3) высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем втя-
гивание как можно глубже в рот.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей:
1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко от-
крыть рот;
2) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко по-
зевать;
3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от-
крыть рот и позевать;
4) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен и широко от-
крыть рот;
5) дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот;
6) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен, открыть рот
и широко позевать;
7) дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть
рот и позевать;
8) кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-сред-
няя часть спинки языка поднимается вверх с резким опусканием че-
люсти;
9) круговые движения кончиком языка по верхней губе с по-
степенным открыванием рта.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ: 1) кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: широко округляются, как при а; широко растягиваются, как при и; растягиваются и округляются, как при ы, э; вытягиваются широкой трубочкой, как при у; сомкнувшись, вытягиваются хоботком;
- 39-
2) кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом
принимают перечисленные артикуляционные позы;
3) кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом прини-
мают перечисленные артикуляционные позы.
Ребёнок контролирует правильность выполнения каждого движения с помощью зеркала, сравнивая их с тем, что показал логопед. Чрезвычайно важно выдох координировать с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную стимуляцию.
Упражнения на координацию движений языка и выдоха:
\) вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка;
2) вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик
языка;
3) дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть
на кончик языка;
4) положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на
кончик языка;
5) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем про-
извести медленный выдох на кончик языка;
6) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе-
редне-среднюю часть спинки языка вверх, а затем произвести выдох;
7) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять ко-
рень языка вверх, а затем произвести выдох.
Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти:
1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от-
крыть рот и произвести длительный выдох;
2) поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и
произвести длительный выдох;
3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе-
редне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произве-
сти длительный выдох;
4) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять зад-
нюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длитель-
ный выдох.
Упражнения на координацию выдоха и движений языка и губ: Зафиксировать кончик языка у нижних резцов.
1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длитель-
ный выдох;
2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли
тельный выдох;
3) округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох;
4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-
сти длительный выдох;
-40-
5) вытянуть губы вперёд, округлить, как при звуке э, и произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у верхних резцов:
1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвест 'длитель-
ный выдох;
2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли-
тельный выдох;
3) округлить губы, как при звуке о, и произвести выдох;
4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-
сти длительный выдох;
5) зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере-
численные позы губ и произвести выдох;
6) надуть обе щёки, вытянуть губы вперёд трубочкой и посте-
пенно выдыхать.
Каждое упражнение проделывать вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, в заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребёнок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом, и струи воздуха, выдыхаемой им самим.
Для развития дифференцированного кинестетического восприятия сначала подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее контрастными. В дальнейшем развитие орального праксиса проводится на артикулемах гласных и согласных звуков, т. е. отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые предстоит корригировать.
Стимуляция нёбных и глоточных рефлексов
Как известно, в нормализации фонетической системы языка важную роль играет состояние мускулатуры нёбно-глоточного кольца. При врождённых расщелинах губы и нёба функция мышц замыкающего глоточного кольца оказывается нарушенной. С течением времени при отсутствии надлежащих мер воздействия происходят значительные патологические изменения в мышцах задней стенки глотки. По наблюдениям А. Митринович-Моджеевской, изменения появляются уже в четырёх-пятилетнем возрасте: «Во время голосообра-зования на задней стенке глотки не возникает утолщение, называемое валиком Passavant. Слизистая оболочка, покрывающая заднюю стенку глотки, становится бледной, истончённой, атрофичной, не реагирующей на прикосновение, боль и термические раздражения. Глоточный рефлекс, как правило, отсутствует. Всё это свидетельствует
-41 -
не только об атрофии мышечных волокон сжимателя глотки, но также и о дегенеративных изменениях чувствительных и трофических нервных волокон этой области»24. Поэтому особое внимание следует обратить на упражнения, способствующие активизации нёбных и глоточных рефлексов. Эти упражнения включают:
. массаж язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек, мышц мягкого нёба и задней стенки глотки;
. гимнастику для стимуляции нёбных и глоточных мышц;
. гимнастику для выработки контроля за работой нёбно-глоточ-ного затвора.
В дооперационный период применяется пальцевый массаж для укрепления мышц, находящихся в толще язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек.
1) большим пальцем правой руки производят растирающие, раз
минающие, надавливающие движения в области нёбно-язычных дуг
(остатков мышц мягкого нёба),
2) на фоне длительно произносимых звуков а или э производят
растирающие, разминающие, надавливающие движения в области нёб
но-язычных дуг; большим пальцем правой руки производят сильные
толчкообразные движения в области нёбно-язычных дуг, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.
Наряду с логопедическим массажем проводится электромассаж с использованием маленьких электродов (2 мм в поперечнике). Продолжительность одного раздражения от 30 до 45 с, продолжительность процедуры — от 10 до 12 мин., курс лечения — 15 процедур в течение месяца.
В послеоперационный период применяется массаж нёбных и глоточных мышц. Чтобы придать мягкому нёбу большую эластичность и подвижность, проводится пассивный и активный пальцевый массаж.
Пассивный пальцевый массаж. Применяются два вида пассивного массажа:
1. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглаживающие, разминающие, надавливающие движения вперёд-назад по линии операционного шва на нёбе, начиная от верхних резцов до увули, вправо-влево вдоль границы твёрдого и мягкого нёба. В результате систематических занятий у ребёнка должен возникнуть рвотный рефлекс, свидетельствующий о том, что мягкое нёбо заработало. С этого момента логопед постоянно акцентирует внимание ребёнка на появлении рвотного рефлекса, объясняет значение его для нормализации голосообразования. Ребёнок сознательно старается вызывать рвотный рефлекс, в результате происходит сильное сокращение мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.
24 Митринович-Моджеевска А Патофизиология речи, голоса и слуха Варшава. 1965 С 280
-42-
2. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения на границе твёрдого и мягкого нёба. При этом возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба, которое является своеобразной гимнастикой для этих мышц.
Активный пальцевый массаж. Применяются также два вида активного массажа:
1. На фоне длительно произносимых звуков а или э производят
лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения по
линии операционного шва на нёбе.
2. Большим пальцем правой руки производят сильные, толчко-
образные движения, направленные на мышцы мягкого нёба, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.
Последние два вида массажа наиболее эффективны, так как сокращение нёбно-глоточных мышц в данном случае достигается не только пассивными механическими раздражениями, но и активными двихениями, вызываемыми непосредственно фонацией. Начинают массаж с 1-минутных процедур, проводимых 5 раз в день, и доводят до 10 процедур в день, продолжительностью до 3 мин.
Важно массажировать челюстно-подъязычные мышцы: они находятся в шейной мускулатуре, следовательно, раздражение их будет стимулировать работу мышц глотки и нёба.