Глава i роль артикуляции в процессах письма
Глава I РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССАХ ПИСЬМА
В современной психологии процесс письма рассматривается как особый вид речевой деятельности (А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Л. С. Цветкова и др.), который включает в себя ряд психофизиологических компонентов. Одной из психологических предпосылок фонетически правильного письма является уточнение звукового состава записываемого слова через проговаривание. Кроме того, с помощью проговаривания человек превращает слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие обобщённые речевые звуки — фонемы. Произнося слово, он анализирует его артикуляторный состав. Значит, чтобы правильно написать слово, школьник должен не только обладать тонким дифференцированным слухом, но и воспринимать его элементы кинестетически, т. е. владеть чёткой артикуляцией. В случае грубого нарушения произношения ребёнок начинает испытывать значительные затруднения в обучении письму.
Глава II ДИСГРАФИЯ У УЧАЩИХСЯ С РИНОЛАЛИЕЙ
Генезис нарушения письма
Для понимания причин специфических ошибок письма у учащихся с ринолалией обратимся к анализу расстройств звукопроизно-шения.
Анатомические дефекты органов речи (различного рода расщелины нёба, верхней губы, конусообразное или плоское нёбо, аномалии развития зубочелюстной системы: тортоаномалия, неправильное соотношение зубных рядов, прогения, прогнатия, боковой открытый прикус, передний открытый прикус и т. п.) приводят к компенсаторному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка, в результате чего образуются неправильные способы овладения звуками.
Так, при произнесении гласных отмечается недифференцированная артикуляция с затушёвыванием противопоставления звуков по признаку высоты, ряда и огубленности.
Гласный а артикулируется при почти закрытом рте с некоторым подниманием спинки языка и оттягиванием его кончика назад. Произнесение гласных заднего ряда верхнего и среднего подъёма у, о характеризуется излишним подъёмом спинки языка и недостаточ-
- 12-
ной лабиализацией, чтосближает эти два звука в произношении. Гласный переднего ряда среднего подъёма э произносится с чрезмерным поднятием спинки и корня языка и оттягиванием его кончика назад, в результате э получает звучание, близкое к звуку ы. При произнесении гласного переднего ряда верхнего подъёма и кончик языка оттягивается назад, что сближает этот гласный в произношении со звуком ы.
Все гласные звуки, произносятся с носовым оттенком: менее ринофонически звучит а, наиболее назализованными в произношении оказываются и, у.
Весьма распространены дефекты произношения согласных звуков. Свистящие с, з артикулируются с чрезмерным подниманием корня и спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Для них характерен шипящий сигматизм. Акустически они воспринимаются как нечто среднее между звуками с—ш, з—ж. Довольно часто отмечается боковое и мягкое произношение, нередко мягкое произношение свистящих звуков сочетается с боковым. Наблюдается замена звука з искажённым звуком с. Свистящие звуки оказываются наиболее назализованными в произношении, что отражается на их внятности.
Характерным недостатком произношения шипящих ш, ж является смягчение и сближение их со свистящими с, з. Звуки ш и ж артикулируются с подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием его кончика назад, что и обусловливает их мягкое произношение. Нередко наблюдается боковое произношение, замена звуков ш, ж искажёнными с, з. Согласный щ в основном заменяется звуками тис или звуком ш. Произнесение аффрикат ц и ч характеризуется расщеплением их на составляющие части, тенденцией к сближению звука ч со звуками щ, ц или полным отождествлением с последним.
Затруднённость тонких движений задней части спинки языка приводит к тому, что звуки к, г у учащихся с ринолалией отсутствуют, заменяются фрикативным х или искажёнными г, д. Наблюдается оглушение звука г. Звуки т, д смягчаются и сближаются со звуками к, г. В случае дефектного произнесения они артикулируются с подниманием средней части спинки языка и оттягиванием кончика его назад, в результате чего получаются звуки, близкие к звукам к, г. При патологическом состоянии полости носа и носоглотки, а также при тяжелой форме назальности звуки т и д заменяются носовым звуком н. Наблюдается также замена звука д искажённым звуком г. •
Наиболее распространёнными дефектами произношения согласного р являются задненёбное, боковое, одноударное произношение, замена р звуком л. Звук л произносится чаще всего смягчённо, при тяжёлой форме назальности заменяется звуком н, нередко наблюдается боковое произношение, замена звуком в.
- 13-
При произнесении звука м обнаруживается тенденция к сближению его со звуком « или полное отождествление с последним. В большинстве случаев звуки м и и производятся учащимися с некоторым подниманием спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Губы при произнесении звука м малоподвижны, почти не принимают участия в звукообразовании. Значительное сходство звучания носовых звуков, а также стирание артикуляционных различий между ними затрудняет их дифференциацию на слух, что, в свою очередь, препятствует формированию каждой из этих фонем как самостоятельного образования. Нередко наблюдаются замены носовых мин парными согласными б, д, что обусловлено не только дефектами нёб-но-глоточного замыкания, но и патологическим состоянием полости носа и носоглотки.
Таким образом, недостатки произношения у учащихся с рино-лалией выражаются в отсутствии звуков, их искажении, различного рода заменах, а также в сближении артикуляционных укладов гласных (у—о, а—о, ы—u и др.) и согласных звуков (с—ш, з—ж, ч—щ, ч— ц, т—к, д—г, т~х, р—л, м—н, твёрдых и мягких и т.д.). Это связано с ограниченной подвижностью губ, челюсти, с патологическим состоянием носа и носоглотки, с неправильным развитием и функционированием языка в результате его усиленной работы (главным образом корня и боков) для проталкивания пищи и в силу создавшейся привычки закрывать им расщелину нёба (корень языка утолщён, западает назад, к глотке, задняя часть спинки имеет тенденцию подниматься кверху, кончик оттянут от нижних резцов и не принимает участия в артикуляции).
Нарушение функции мягкого нёба и, значит, неполноценность нёбно-глоточного затвора, а также последующее понижение давления воздуха в ротовой полости и утечка его через носовую полость (77— 80%) ведут к стиранию противопоставленности звуков по признаку «ротовой — носовой», к затушёвыванию различий в артикуляции их не только по месту, но и по способу образования (фрикативный — смычный — аффриката — дрожащий). Недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента обусловливают дефекты произношения, выражающиеся в смешениях звуков, нестойком пользовании ими в речи, большой вариативности их употребления. Замены и смешения звуков наблюдаются между определёнными фонетическими группами. Таковы взаимные смешения и замены носовых звуков (м—н, н— м), носовых и ротовых (м—б, н—д, н—г, н—л, л—н), свистящих и шипящих (с—ш, з—ж, ч—с, ш—с), смешения и замены внутри группы свистящих (с—ц, ц—с) и шипящих (ш—ч,ш—щ, ч—щ, ч—ш), р и л, звонких и глухих (п—б, т—д, к—г, ш—ж, с—з, ф—в), твёрдых и мягких, звуков т, д и к, г, х (т—к, г—х, к—т, д—г, к—д, д—т).
- 14-
Наряду с перечисленными недостатками произношения у детей отмечается специфическая окраска гласных и согласных звуков — щёл-каюший призвук, храп, свист, придыхание, гортанность, т.е. страдает не только артикуляция, но и развитие просодических элементов речи.
Неумение воспроизвести артикуляционно фонологические противопоставления в языке, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента препятствуют чёткому различению звуков не только в устной речи, но и на письме.
Отсутствие достаточно развитых кинестетических ощущений лишает учащихся возможности опереться на артикуляционные различия при уточнении звукового состава слова, что и обусловливает замены букв. В устной речи в большинстве случаев наблюдается недостаточное различение попарно противопоставленных фонем. Это же явление обнаруживается и при заменах букв. Однако встречаются смешения, отражающие и более сложные фонематические связи, что приводит к грубым искажениям устной и особенно письменной речи. Например, вместо слова «дорога» дети могут написать дород'а, дорона, дорока, дорота', вместо слова «щенка» — ченка, сенка, хенка, тенка.
Таким образом, замены букв, соответствующих определённым гласным и согласным звукам, отражают, прежде всего, несформиро-ванность фонем, недостаточную способность различения их, что обусловлено неполноценностью кинестетического (артикуляционного) анализа.
Чтобы правильно написать слово, недостаточно выделить и уточнить его звуковую характеристику, необходимо также чётко разграничивать звуки по их кинестетическим основам, по месту и способу образования. У наших испытуемых оказалась нарушенной одна из психологических предпосылок письма — проговаривание записываемого слова, помогающее не только конкретизировать звуковой состав слова, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие речевые звуки — в фонемы.
Возникновение нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба можно представить схематично (рис. 1).
Для подтверждения сказанного обратимся к примерам нарушения письма у учащихся с ринолалией.
НАБЛЮДЕНИЕ 1
Галя Л., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживаются тонкие послеоперационные швы на верхней губе. В полости рта сквозная двусторонняя расщелина нёба Движения верхней губы, челюсти, языка ограничены. Слух и зрение в пределах нормы. Галя контактна, любит играть с детьми своего возраста. Семейные условия благоприятные.
- 15-
Обследование состояния звукопроизношения выявило грубые недостатки. При произнесении шипящих ш, ж, щ наблюдается боковой сигматизм и нижняя артикуляция; свистящие с, з — мягкие; звук р — горловой; аффрикаты ц и ч отсутствуют; в потоке речи взаимозаменяются т и с; к и г — горловые, в свободной речи опускаются. Звуки m и д произносятся с подниманием средней части спинки языка к нёбу, опусканием и оттягиванием кончика его назад, что сближает их в произношении со звуками к и г. Гласные звуки произносятся недифференцированно, с резко выраженным носовым выдохом. В диктантах девочка допускала специфические взаимозамещения букв, соответствующих звукам: д—m—к—с, д—т—б—с, п—б— д, н—к, т—к, г—к, т—с, щ—ч, ж—з, ц—с, м—л, ю—у, о—с, а—я (рис. 2).
НАБЛЮДЕНИЕ 2
Нина Е., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаружено: нёбо после уранопластики несколько укорочено, имеется пассивное нёбно-глоточное замыкание. Исследование двигательной функции органов речевого аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности мягкого нёба, задней стенки глотки, нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Движения языка в стороны ограничены, вверх он поднимается с трудом, удерживается в данном положении несколько секунд.
- 16-
Движения губ в положении «трубочка», «улыбка» затруднены. Нёбные и глоточные рефлексы отсутствуют. Наблюдается повышенная саливация, амимия нижней половины лица. Девочка моторно неловка, несколько затруднены мелкие движения пальцев рук. Заключение невропатолога: остаточные явления перенесённого органического поражения центральной нервной системы. Ри-нолалия, осложнённая псевдобульбарной дизартрией. Слух и зрение в норме.
Речь Нины смазанная, назализованная. Голос тихий, слабый. Гласные звуки произносит недифференцированно, с резким носовым оттенком. При произнесении согласных наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов многих групп звуков: свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, переднеязычных т, д и задненёбных к, г, звонких и глухих. Сонанты р, л в речи отсутствуют. Приведём образцы письменных работ Нины (рис. 3).
Из примеров видно, что девочка допускала фонематические замены букв, соответствующих звукам: ч—с—з—ж (кузнесики — кузнезики — «кузнечики», жижи — «чижи», Жужка — «Жучка»), с—ц—ч (цолнце — «солнце», лесит
—«лечит»), щ—ц (яцик — «ящик»), ц—cm (лиситса — «лисица»), р—л (подвели
—«на двери»), л—и (дятый — «дятел»), д—т, б—п (толпил — «долбил», пи-
жит — «бежит», ситит — «сидит»), я—е, ы—и, о—е (Дуна — «Дуня», гризот
~ «грызет»), т—т'(играт — «играть»).
- 17-
НАБЛЮДЕНИЕ 3
Лариса Т., 9 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживается несквозная частичная расщелина нёба Слух и зрение в пределах нормы. Девочка замкнута, крайне медлительна при выполнении любых заданий
Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Голос приглушённый, со значительным изменением тембра Утечка воздуха через нос — 700 мл. Жизненная ёмкость лёгких снижена на 82%.
Характерной особенностью звукопроизношения Ларисы является искажённая и недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков. Обследование, проведённое в конце обучения в подготовительном классе, выявило тяжёлые расстройства письменной речи (рис. 4). В письме девочки отмечается своеобразное отражение затруднений в различении звуков: звонких и глухих т—д, б—п, г—к, з—с; свистящих ц—с; шипящих щ—ч; звуков т’ –ч;(]- твёрдых и мягких; а—я, о—е, ы—и.
Приведённые наблюдения указывают на то, что расстройства артикуляции у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба могут сопровождаться нарушениями письма.
Гимнастика для щёчных мышц
При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для щёчных мышц, так как в процессе речи круглые мышцы губ приходят в движение одновременно с напряжением щёчных мышц. От качества и скорости включения в движение щёчных мышц во многом зависит внятность речи.
Упражнения на стимуляцию щёчных мышц:
1) надувание обеих щёк одновременно (губами удерживается
воздух в ротовой полости);
2) вялый губной выдох (щёки надуваются ненапряженно);
3) надувание обеих щёк и имитация полоскания зубов;
4) надувание щёк попеременно;
5) набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую;
6) выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.
Гимнастика для языка
Как мы уже указывали, у детей с расщеплением губы и нёба, отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате вся артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка. Кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка укрепляется, увеличивается в объёме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гимнастики для языка особое внимание уделяется:
. стимуляции движений кончика языка, передне-средней и задней части спинки языка;
. переключению в передние отделы ротового резонатора;
. развитию дифференцированного кинестетического восприятия;
« укреплению всего мышечного фона для предстоящей уранопластики (пластики нёба).
Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта:
1) положить язык между губами;
2) тянуть кончик языка к носу;
3) тянуть кончик языка к подбородку;
4) дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафикси-
ровать данное положение;-
5) дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать дан-
ное положение;
6) дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксиро-
вать данное положение;
7) дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксиро-
вать данное положение;
- 36-
8) произвести движение кончиком языка по верхней губе (ими-
тация облизывания губы):
9) произвести движение кончиком языка по нижней губе;
10) произвести круговое движение кончиком языка по верхней
и нижней губе;
11) протискивание языка с силой между зубами наружу таким
образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.
Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, а затем в умеренном, с фиксацией положения языка. Для укрепления мышц языка каждая артикуляционная поза удерживается определённое время (под счёт от 1 до 5).
Упражнения на развитие точности движений кончика языка внутри рта:
Рот широко открыт.
1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов;
2) дотронуться кончиком языка до верхних резцов;
3) дотронуться кончиком языка до альвеол;
4) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по верхней десне молча и с произнесением звука т: т-т-т
5) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по альвеолам молча и с произнесением звука д: д-д-д.
Как правило, речь детей с расщеплением губы и нёба характеризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено неполноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребёнок, стараясь при артикуляции помешать выходу воздуха через нос, напрягается и выдаёт звуки толчкообразно. При этом речь сопровождается неестественными движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот почему чрезвычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой моторики придаётся развитию динамического артикуляциончого прак-сиса. Ребёнка учат выполнять движения сериями в заданном темпе (сначала в медленном, а затем в умеренном).
Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта:
1) тянуть язык к подбородку, затем к носу;
2) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы-
ка до верхней губы;
3) тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком
языка до правого угла рта;
4) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы-
ка до левого угла рта;
5) тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кон-
чиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ);
6) тянуть язык к подбородку, а затем произвести круговые дви-
жения кончиком языка по верхней и нижней губе;
3* - 37 -
7) тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксиро-
вать у нижних резцов;
8) производить движения языком вправо и влево (имитация
движения маятника);
9) тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком
языка до верхней губы;
10) тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение
кончиком языка по верхней губе;
11) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до правого угла рта;
12) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до левого угла рта;
13) тянуть язык к подбородку, носу, зафиксировать кончик языка
у нижних резцов.
Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта:
Рот широко открыт.
1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
верхних;
2) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
альвеол;
3) дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с
внутренней стороны, затем с внешней;
4) дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внут-
ренней стороны, затем с внешней;
5) кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканьем
отрывается, втягиваясь вниз, в рот;
6) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает-
ся в правую щёку;
7) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает-
ся в левую щёку.
Данные упражнения не только развивают подвижность кончика языка, точность его движений и умение переключаться с одного движения на другое, но и подготавливают условия для смещения артикуляционного фокуса с задних отделов ротового резонатора в передние. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кончика языка.
Упражнения на развитие подвижности передне-средней и задней части спинки языка и на повышение точности её движений:
1) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка поднимается вверх;
2) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними
резцами;
- 38-
3) выдвижение передней части спинки языка вперёд (язык как
бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов;
4) поднимание задней части спинки языка вверх с одновремен-
ным широким открыванием рта, кончик языка зафиксировать у ниж-
них резцов.
При выполнении ребёнком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счёт от 1 до 5).
Упражнения на динамическую организацию движений передне-средней и задней части спинки языка:
1) поднимание и опускание передне-средней части спинки языка:
кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя часть спин
ки языка то поднимается вверх, то опускается вниз, как при звуке а;
2) поднимание и опускание задней части спинки языка: кон
чик языка упирается в нижние десна, а задняя часть спинки языка то
поднимается вверх, то опускается вниз;
3) высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем втя-
гивание как можно глубже в рот.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей:
1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко от-
крыть рот;
2) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко по-
зевать;
3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от-
крыть рот и позевать;
4) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен и широко от-
крыть рот;
5) дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот;
6) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен, открыть рот
и широко позевать;
7) дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть
рот и позевать;
8) кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-сред-
няя часть спинки языка поднимается вверх с резким опусканием че-
люсти;
9) круговые движения кончиком языка по верхней губе с по-
степенным открыванием рта.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ: 1) кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: широко округляются, как при а; широко растягиваются, как при и; растягиваются и округляются, как при ы, э; вытягиваются широкой трубочкой, как при у; сомкнувшись, вытягиваются хоботком;
- 39-
2) кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом
принимают перечисленные артикуляционные позы;
3) кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом прини-
мают перечисленные артикуляционные позы.
Ребёнок контролирует правильность выполнения каждого движения с помощью зеркала, сравнивая их с тем, что показал логопед. Чрезвычайно важно выдох координировать с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную стимуляцию.
Упражнения на координацию движений языка и выдоха:
\) вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка;
2) вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик
языка;
3) дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть
на кончик языка;
4) положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на
кончик языка;
5) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем про-
извести медленный выдох на кончик языка;
6) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе-
редне-среднюю часть спинки языка вверх, а затем произвести выдох;
7) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять ко-
рень языка вверх, а затем произвести выдох.
Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти:
1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от-
крыть рот и произвести длительный выдох;
2) поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и
произвести длительный выдох;
3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе-
редне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произве-
сти длительный выдох;
4) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять зад-
нюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длитель-
ный выдох.
Упражнения на координацию выдоха и движений языка и губ: Зафиксировать кончик языка у нижних резцов.
1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длитель-
ный выдох;
2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли
тельный выдох;
3) округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох;
4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-
сти длительный выдох;
-40-
5) вытянуть губы вперёд, округлить, как при звуке э, и произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у верхних резцов:
1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвест 'длитель-
ный выдох;
2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли-
тельный выдох;
3) округлить губы, как при звуке о, и произвести выдох;
4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-
сти длительный выдох;
5) зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере-
численные позы губ и произвести выдох;
6) надуть обе щёки, вытянуть губы вперёд трубочкой и посте-
пенно выдыхать.
Каждое упражнение проделывать вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, в заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребёнок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом, и струи воздуха, выдыхаемой им самим.
Для развития дифференцированного кинестетического восприятия сначала подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее контрастными. В дальнейшем развитие орального праксиса проводится на артикулемах гласных и согласных звуков, т. е. отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые предстоит корригировать.
Стимуляция нёбных и глоточных рефлексов
Как известно, в нормализации фонетической системы языка важную роль играет состояние мускулатуры нёбно-глоточного кольца. При врождённых расщелинах губы и нёба функция мышц замыкающего глоточного кольца оказывается нарушенной. С течением времени при отсутствии надлежащих мер воздействия происходят значительные патологические изменения в мышцах задней стенки глотки. По наблюдениям А. Митринович-Моджеевской, изменения появляются уже в четырёх-пятилетнем возрасте: «Во время голосообра-зования на задней стенке глотки не возникает утолщение, называемое валиком Passavant. Слизистая оболочка, покрывающая заднюю стенку глотки, становится бледной, истончённой, атрофичной, не реагирующей на прикосновение, боль и термические раздражения. Глоточный рефлекс, как правило, отсутствует. Всё это свидетельствует
-41 -
не только об атрофии мышечных волокон сжимателя глотки, но также и о дегенеративных изменениях чувствительных и трофических нервных волокон этой области»24. Поэтому особое внимание следует обратить на упражнения, способствующие активизации нёбных и глоточных рефлексов. Эти упражнения включают:
. массаж язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек, мышц мягкого нёба и задней стенки глотки;
. гимнастику для стимуляции нёбных и глоточных мышц;
. гимнастику для выработки контроля за работой нёбно-глоточ-ного затвора.
В дооперационный период применяется пальцевый массаж для укрепления мышц, находящихся в толще язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек.
1) большим пальцем правой руки производят растирающие, раз
минающие, надавливающие движения в области нёбно-язычных дуг
(остатков мышц мягкого нёба),
2) на фоне длительно произносимых звуков а или э производят
растирающие, разминающие, надавливающие движения в области нёб
но-язычных дуг; большим пальцем правой руки производят сильные
толчкообразные движения в области нёбно-язычных дуг, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.
Наряду с логопедическим массажем проводится электромассаж с использованием маленьких электродов (2 мм в поперечнике). Продолжительность одного раздражения от 30 до 45 с, продолжительность процедуры — от 10 до 12 мин., курс лечения — 15 процедур в течение месяца.
В послеоперационный период применяется массаж нёбных и глоточных мышц. Чтобы придать мягкому нёбу большую эластичность и подвижность, проводится пассивный и активный пальцевый массаж.
Пассивный пальцевый массаж. Применяются два вида пассивного массажа:
1. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглаживающие, разминающие, надавливающие движения вперёд-назад по линии операционного шва на нёбе, начиная от верхних резцов до увули, вправо-влево вдоль границы твёрдого и мягкого нёба. В результате систематических занятий у ребёнка должен возникнуть рвотный рефлекс, свидетельствующий о том, что мягкое нёбо заработало. С этого момента логопед постоянно акцентирует внимание ребёнка на появлении рвотного рефлекса, объясняет значение его для нормализации голосообразования. Ребёнок сознательно старается вызывать рвотный рефлекс, в результате происходит сильное сокращение мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.
24 Митринович-Моджеевска А Патофизиология речи, голоса и слуха Варшава. 1965 С 280
-42-
2. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения на границе твёрдого и мягкого нёба. При этом возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба, которое является своеобразной гимнастикой для этих мышц.
Активный пальцевый массаж. Применяются также два вида активного массажа:
1. На фоне длительно произносимых звуков а или э производят
лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения по
линии операционного шва на нёбе.
2. Большим пальцем правой руки производят сильные, толчко-
образные движения, направленные на мышцы мягкого нёба, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.
Последние два вида массажа наиболее эффективны, так как сокращение нёбно-глоточных мышц в данном случае достигается не только пассивными механическими раздражениями, но и активными двихениями, вызываемыми непосредственно фонацией. Начинают массаж с 1-минутных процедур, проводимых 5 раз в день, и доводят до 10 процедур в день, продолжительностью до 3 мин.
Важно массажировать челюстно-подъязычные мышцы: они находятся в шейной мускулатуре, следовательно, раздражение их будет стимулировать работу мышц глотки и нёба.
Формирование гласных фонем
Значение освоения гласных фонем обусловлено следующим:
• учащиеся с нарушениями письма с трудом выделяют гласный
звук из состава слова;
• гласные звуки как наиболее простые в артикуляционном от-
ношении легко осваиваются и служат основой для развития навыка
фонематического анализа;
4 Заказ 2897 - 51 -
пи при соответствующей отработке гласные звуки активизируют
мыишы задней стенки глотки и язычно-небных дуг, что важно для
нормализации тембра голоса;
. систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координирован- ных движений органов речи, развитию речевого дыхания и голоса - Обучение начинается с постановки гласных а и э Это вызвано тем, что звуки а и э противопоставлены как артикуляционно, так и акустически, позволяют фиксировать кончик языка у нижних резцов и направлять выдыхаемую струю воздуха в передние отделы ротового резонатора, Кроме того, оба звука нелабиализованные, что дает возможность осуществлять визуальный контроль! за положением корня и кончика языка в полости рта. В дальнейшем артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности о,.и, у, ы, я, е, е, ю
Обучение произнесению гласных идет путем создания артику-
ляционного уклада изучаемого звука и воспроизведения ротового вы-
доха на шепотной, а затем на тихой фонации При этом обязателен
контроль за силой и направлением выдыхаемой струи воздуха На
при мер, ребенку дается задание широко открыть рот, зафиксировать
кончик языка, у нижних резцов и произвести выдох на шепотной фо-
нации (выдох контролируется по движению полоски бумаги, подне-
сенной ко рту ребенка). При таком положении губ и языка во время
выдоха должен получиться шепотный звук а27 Логопед в это время
громко проговаривает звук а. Затем ребенок тренируется в произне-
сение звука сначала с закрытыми носовимм ходами, затем попере-
менно е закрытыми и открытыми и, наконец, с открытыми носовыми
ходами. Аналогично отрабатывается выдох с артикуляцией гласных
звуков з, о, (i, у, ы. ,
Сформированный артикуляционный уклад для звука и позволяет перейти, к воспитанию гласных второго ряда я, е, е, ю. Они образут- ются путем сочетания i с гласными я (i + а), е (i +э), ё (i + о), ю (i + у) Ребенку предлагается сделать выдох ртом при двух движениях губ: от улыбки перейти к рисункам губ, характерным для гласных я (и+а), е (и+э), ё (и+о), ю (и+у).
Таким образом логопед, показывая перед зеркалом артикуляцию гласных звуков, добивается слегка утрированного, протяжного их произношения Первоначально звуки произносятся шепотом (ребенок приучается слушать себя и уменьшать носовой оттенок), затем тихим голо сом Это объясняется тем, что в процессе речевого акта гортань ребенка с расщеплением губы и неба находится в неестественно приподнятом состоянии, что уменьшает проход воздуха через рот тем, самым увели-чивает степень назальности.. Отработка звуков шепотам и тихим голосом
-52-
способствует опусканию гортани. Кроме того, временное выключение фонации дает возможность приучить ребенка держать в опущенном положении не только гортань, но и корень языка Немаловажную роль в опускании гортани играют вокальные упражнения
Закрепление нормативного произношения каждого гласного зву -ка начинается с осознания основных элементов артикуляции Учащимся предлагаются заданий'
1) определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положе-
нию губ логопеда,
2) узнать звук по предложенному рисунку б изображением по-
ложения губ и произнести его,
3) посмотреть на оральный образ звука, который беззвучно артикулируется логопедом, и воспроизвести звук перед зеркалом;
4) сравнить произнесение звука с образцом,
5) произнести звук перед зеркалом и определить, в каком поло-
жении находятся губы при его произнесении;
6) нарисовать профиль артикуляции изучаемого звука и произ-
нести звук
В работе над закреплением артикуляции внимание ребенка постоянно обращается на звучание изучаемой фонемы Предлагается вслушиваться в речь окружающих, сравнивать на слух свое произношение произношение логопеда и, уло