Глава i роль артикуляции в процессах письма

Глава I РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССАХ ПИСЬМА

В современной психологии процесс письма рассматривается как особый вид речевой деятельности (А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Л. С. Цветкова и др.), который включает в себя ряд психофи­зиологических компонентов. Одной из психологических предпосы­лок фонетически правильного письма является уточнение звукового состава записываемого слова через проговаривание. Кроме того, с помощью проговаривания человек превращает слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие обобщённые речевые звуки — фонемы. Произнося слово, он анализирует его артикуляторный со­став. Значит, чтобы правильно написать слово, школьник должен не только обладать тонким дифференцированным слухом, но и воспри­нимать его элементы кинестетически, т. е. владеть чёткой артикуля­цией. В случае грубого нарушения произношения ребёнок начинает испытывать значительные затруднения в обучении письму.

Глава II ДИСГРАФИЯ У УЧАЩИХСЯ С РИНОЛАЛИЕЙ

Генезис нарушения письма

Для понимания причин специфических ошибок письма у уча­щихся с ринолалией обратимся к анализу расстройств звукопроизно-шения.

Анатомические дефекты органов речи (различного рода расще­лины нёба, верхней губы, конусообразное или плоское нёбо, анома­лии развития зубочелюстной системы: тортоаномалия, неправильное соотношение зубных рядов, прогения, прогнатия, боковой открытый прикус, передний открытый прикус и т. п.) приводят к компенсатор­ному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного арти­куляционного участка, в результате чего образуются неправильные способы овладения звуками.

Так, при произнесении гласных отмечается недиффе­ренцированная артикуляция с затушёвыванием противопоставления звуков по признаку высоты, ряда и огубленности.

Гласный а артикулируется при почти закрытом рте с некото­рым подниманием спинки языка и оттягиванием его кончика назад. Произнесение гласных заднего ряда верхнего и среднего подъёма у, о характеризуется излишним подъёмом спинки языка и недостаточ-

- 12-

ной лабиализацией, чтосближает эти два звука в произношении. Гласный переднего ряда среднего подъёма э произносится с чрез­мерным поднятием спинки и корня языка и оттягиванием его кон­чика назад, в результате э получает звучание, близкое к звуку ы. При произнесении гласного переднего ряда верхнего подъёма и кон­чик языка оттягивается назад, что сближает этот гласный в произ­ношении со звуком ы.

Все гласные звуки, произносятся с носовым оттенком: менее ринофонически звучит а, наиболее назализованными в произношении оказываются и, у.

Весьма распространены дефекты произношения согласных зву­ков. Свистящие с, з артикулируются с чрезмерным подниманием корня и спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Для них характе­рен шипящий сигматизм. Акустически они воспринимаются как не­что среднее между звуками с—ш, з—ж. Довольно часто отмечается боковое и мягкое произношение, нередко мягкое произношение сви­стящих звуков сочетается с боковым. Наблюдается замена звука з ис­кажённым звуком с. Свистящие звуки оказываются наиболее назали­зованными в произношении, что отражается на их внятности.

Характерным недостатком произношения шипящих ш, ж яв­ляется смягчение и сближение их со свистящими с, з. Звуки ш и ж артикулируются с подниманием средней части спинки языка, опус­канием и оттягиванием его кончика назад, что и обусловливает их мягкое произношение. Нередко наблюдается боковое произношение, замена звуков ш, ж искажёнными с, з. Согласный щ в основном за­меняется звуками тис или звуком ш. Произнесение аффрикат ц и ч характеризуется расщеплением их на составляющие части, тенденци­ей к сближению звука ч со звуками щ, ц или полным отождествлени­ем с последним.

Затруднённость тонких движений задней части спинки языка приводит к тому, что звуки к, г у учащихся с ринолалией отсутствуют, заменяются фрикативным х или искажёнными г, д. Наблюдается ог­лушение звука г. Звуки т, д смягчаются и сближаются со звуками к, г. В случае дефектного произнесения они артикулируются с подни­манием средней части спинки языка и оттягиванием кончика его назад, в результате чего получаются звуки, близкие к звукам к, г. При пато­логическом состоянии полости носа и носоглотки, а также при тяже­лой форме назальности звуки т и д заменяются носовым звуком н. Наблюдается также замена звука д искажённым звуком г. •

Наиболее распространёнными дефектами произношения со­гласного р являются задненёбное, боковое, одноударное произно­шение, замена р звуком л. Звук л произносится чаще всего смягчён­но, при тяжёлой форме назальности заменяется звуком н, нередко наблюдается боковое произношение, замена звуком в.

- 13-

При произнесении звука м обнаруживается тенденция к сбли­жению его со звуком « или полное отождествление с последним. В большинстве случаев звуки м и и производятся учащимися с некото­рым подниманием спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Губы при произнесении звука м малоподвижны, почти не принима­ют участия в звукообразовании. Значительное сходство звучания но­совых звуков, а также стирание артикуляционных различий между ними затрудняет их дифференциацию на слух, что, в свою очередь, препятствует формированию каждой из этих фонем как самостоя­тельного образования. Нередко наблюдаются замены носовых мин парными согласными б, д, что обусловлено не только дефектами нёб-но-глоточного замыкания, но и патологическим состоянием полости носа и носоглотки.

Таким образом, недостатки произношения у учащихся с рино-лалией выражаются в отсутствии звуков, их искажении, различного рода заменах, а также в сближении артикуляционных укладов глас­ных (у—о, а—о, ы—u и др.) и согласных звуков (с—ш, з—ж, ч—щ, ч— ц, т—к, д—г, т~х, р—л, м—н, твёрдых и мягких и т.д.). Это связано с ограниченной подвижностью губ, челюсти, с патологическим состоя­нием носа и носоглотки, с неправильным развитием и функциониро­ванием языка в результате его усиленной работы (главным образом корня и боков) для проталкивания пищи и в силу создавшейся при­вычки закрывать им расщелину нёба (корень языка утолщён, запада­ет назад, к глотке, задняя часть спинки имеет тенденцию поднимать­ся кверху, кончик оттянут от нижних резцов и не принимает участия в артикуляции).

Нарушение функции мягкого нёба и, значит, неполноценность нёбно-глоточного затвора, а также последующее понижение давления воздуха в ротовой полости и утечка его через носовую полость (77— 80%) ведут к стиранию противопоставленности звуков по признаку «ротовой — носовой», к затушёвыванию различий в артикуляции их не только по месту, но и по способу образования (фрикативный — смычный — аффриката — дрожащий). Недифференцированная арти­куляция гласных и согласных звуков, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента обусловливают дефекты произношения, выражающиеся в смешениях звуков, нестойком пользовании ими в речи, большой вариативности их употребления. Замены и смешения звуков наблюдаются между определёнными фонетическими группа­ми. Таковы взаимные смешения и замены носовых звуков (м—н, н— м), носовых и ротовых (м—б, н—д, н—г, н—л, л—н), свистящих и ши­пящих (с—ш, з—ж, ч—с, ш—с), смешения и замены внутри группы свистящих (с—ц, ц—с) и шипящих (ш—ч,ш—щ, ч—щ, ч—ш), р и л, звонких и глухих (п—б, т—д, к—г, ш—ж, с—з, ф—в), твёрдых и мяг­ких, звуков т, д и к, г, х (т—к, г—х, к—т, д—г, к—д, д—т).

- 14-

Наряду с перечисленными недостатками произношения у детей отмечается специфическая окраска гласных и согласных звуков — щёл-каюший призвук, храп, свист, придыхание, гортанность, т.е. страдает не только артикуляция, но и развитие просодических элементов речи.

Неумение воспроизвести артикуляционно фонологические про­тивопоставления в языке, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента препятствуют чёткому различению звуков не только в устной речи, но и на письме.

Отсутствие достаточно развитых кинестетических ощущений ли­шает учащихся возможности опереться на артикуляционные разли­чия при уточнении звукового состава слова, что и обусловливает за­мены букв. В устной речи в большинстве случаев наблюдается недо­статочное различение попарно противопоставленных фонем. Это же явление обнаруживается и при заменах букв. Однако встречаются смешения, отражающие и более сложные фонематические связи, что приводит к грубым искажениям устной и особенно письменной речи. Например, вместо слова «дорога» дети могут написать дород'а, дорона, дорока, дорота', вместо слова «щенка» — ченка, сенка, хенка, тенка.

Таким образом, замены букв, соответствующих определённым гласным и согласным звукам, отражают, прежде всего, несформиро-ванность фонем, недостаточную способность различения их, что обусловлено неполноценностью кинестетического (артикуляционно­го) анализа.

Чтобы правильно написать слово, недостаточно выделить и уточ­нить его звуковую характеристику, необходимо также чётко разгра­ничивать звуки по их кинестетическим основам, по месту и способу образования. У наших испытуемых оказалась нарушенной одна из пси­хологических предпосылок письма — проговаривание записываемого слова, помогающее не только конкретизировать звуковой состав сло­ва, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие речевые звуки — в фонемы.

Возникновение нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба можно представить схематично (рис. 1).

Для подтверждения сказанного обратимся к примерам нару­шения письма у учащихся с ринолалией.

НАБЛЮДЕНИЕ 1

Галя Л., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживаются тонкие послеоперационные швы на верхней губе. В полости рта сквозная двусторонняя расщелина нёба Дви­жения верхней губы, челюсти, языка ограничены. Слух и зрение в пределах нормы. Галя контактна, любит играть с детьми своего возраста. Семейные условия благоприятные.

- 15-

глава i роль артикуляции в процессах письма - student2.ru

Обследование состояния звукопроизношения выявило грубые недостатки. При произнесении шипящих ш, ж, щ наблюдается боковой сигматизм и ниж­няя артикуляция; свистящие с, з — мягкие; звук р — горловой; аффрикаты ц и ч отсутствуют; в потоке речи взаимозаменяются т и с; к и г — горловые, в свободной речи опускаются. Звуки m и д произносятся с подниманием средней части спинки языка к нёбу, опусканием и оттягиванием кончика его назад, что сближает их в произношении со звуками к и г. Гласные звуки произносятся недифференцированно, с резко выраженным носовым выдохом. В диктантах девочка допускала специфические взаимозамещения букв, соответствующих звукам: д—m—к—с, д—т—б—с, п—б— д, н—к, т—к, г—к, т—с, щ—ч, ж—з, ц—с, м—л, ю—у, о—с, а—я (рис. 2).

НАБЛЮДЕНИЕ 2

Нина Е., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаружено: нёбо после уранопластики несколь­ко укорочено, имеется пассивное нёбно-глоточное замыкание. Исследование двигательной функции органов речевого аппарата свидетельствует об ограни­ченной подвижности мягкого нёба, задней стенки глотки, нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Движения языка в стороны ограничены, вверх он поднимается с трудом, удерживается в данном положении несколько секунд.

- 16-

глава i роль артикуляции в процессах письма - student2.ru

Движения губ в положении «трубочка», «улыбка» затруднены. Нёбные и гло­точные рефлексы отсутствуют. Наблюдается повышенная саливация, амимия нижней половины лица. Девочка моторно неловка, несколько затруднены мел­кие движения пальцев рук. Заключение невропатолога: остаточные явления перенесённого органического поражения центральной нервной системы. Ри-нолалия, осложнённая псевдобульбарной дизартрией. Слух и зрение в норме.

Речь Нины смазанная, назализованная. Голос тихий, слабый. Глас­ные звуки произносит недифференцированно, с резким носовым оттен­ком. При произнесении согласных наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов многих групп звуков: свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, переднеязычных т, д и задненёбных к, г, звонких и глухих. Сонанты р, л в речи отсутствуют. Приведём образцы письменных работ Нины (рис. 3).

Из примеров видно, что девочка допускала фонематические замены букв, соответствующих звукам: ч—с—з—ж (кузнесики — кузнезики — «кузнечи­ки», жижи — «чижи», Жужка — «Жучка»), с—ц—ч (цолнце — «солнце», лесит

—«лечит»), щ—ц (яцик — «ящик»), ц—cm (лиситса — «лисица»), р—л (подвели

—«на двери»), л—и (дятый — «дятел»), д—т, б—п (толпил — «долбил», пи-
жит — «бежит», ситит — «сидит»), я—е, ы—и, о—е (Дуна — «Дуня», гризот
~ «грызет»), т—т'(играт — «играть»).

- 17-


глава i роль артикуляции в процессах письма - student2.ru


НАБЛЮДЕНИЕ 3

Лариса Т., 9 лет, ученица подготовительного класса. При обследова­нии артикуляционного аппарата обнаруживается несквозная частичная рас­щелина нёба Слух и зрение в пределах нормы. Девочка замкнута, крайне медлительна при выполнении любых заданий

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата сви­детельствует об ограниченной подвижности нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Голос приглушённый, со значительным изменением тембра Утеч­ка воздуха через нос — 700 мл. Жизненная ёмкость лёгких снижена на 82%.

Характерной особенностью звукопроизношения Ларисы является иска­жённая и недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков. Обследование, проведённое в конце обучения в подготовительном классе, выявило тяжёлые расстройства письменной речи (рис. 4). В письме девочки отмечается своеобразное отражение затруднений в различении звуков: звон­ких и глухих т—д, б—п, г—к, з—с; свистящих ц—с; шипящих щ—ч; звуков т’ –ч;(]- твёрдых и мягких; а—я, о—е, ы—и.

Приведённые наблюдения указывают на то, что расстройства артикуляции у школьников с врождённым расщеплением губы и нёба могут сопровождаться нарушениями письма.

глава i роль артикуляции в процессах письма - student2.ru

Гимнастика для щёчных мышц

При проведении артикуляционной гимнастики важная роль от­водится упражнениям для щёчных мышц, так как в процессе речи круглые мышцы губ приходят в движение одновременно с напряже­нием щёчных мышц. От качества и скорости включения в движение щёчных мышц во многом зависит внятность речи.

Упражнения на стимуляцию щёчных мышц:

1) надувание обеих щёк одновременно (губами удерживается
воздух в ротовой полости);

2) вялый губной выдох (щёки надуваются ненапряженно);

3) надувание обеих щёк и имитация полоскания зубов;

4) надувание щёк попеременно;

5) набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую;

6) выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.

Гимнастика для языка

Как мы уже указывали, у детей с расщеплением губы и нёба, отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате вся артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка. Кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка укрепляется, увеличивается в объёме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необ­ходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гим­настики для языка особое внимание уделяется:

. стимуляции движений кончика языка, передне-средней и зад­ней части спинки языка;

. переключению в передние отделы ротового резонатора;

. развитию дифференцированного кинестетического восприятия;

« укреплению всего мышечного фона для предстоящей ураноп­ластики (пластики нёба).

Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта:

1) положить язык между губами;

2) тянуть кончик языка к носу;

3) тянуть кончик языка к подбородку;

4) дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафикси­-
ровать данное положение;-

5) дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать дан­-
ное положение;

6) дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксиро-­
вать данное положение;

7) дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксиро-­
вать данное положение;

- 36-

8) произвести движение кончиком языка по верхней губе (ими-­
тация облизывания губы):

9) произвести движение кончиком языка по нижней губе;

10) произвести круговое движение кончиком языка по верхней
и нижней губе;

11) протискивание языка с силой между зубами наружу таким
образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.

Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, а затем в умеренном, с фиксацией положения языка. Для укрепления мышц языка каждая артикуляционная поза удерживается определённое время (под счёт от 1 до 5).

Упражнения на развитие точности движений кончика языка внутри рта:

Рот широко открыт.

1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов;

2) дотронуться кончиком языка до верхних резцов;

3) дотронуться кончиком языка до альвеол;

4) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по верхней десне молча и с произнесением звука т: т-т-т

5) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по альвеолам молча и с произнесением звука д: д-д-д.

Как правило, речь детей с расщеплением губы и нёба харак­теризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено непол­ноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребёнок, стараясь при ар­тикуляции помешать выходу воздуха через нос, напрягается и выдаёт звуки толчкообразно. При этом речь сопровождается неестественны­ми движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот почему чрез­вычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой мо­торики придаётся развитию динамического артикуляциончого прак-сиса. Ребёнка учат выполнять движения сериями в заданном темпе (сначала в медленном, а затем в умеренном).

Упражнения на динамическую организацию движений кончика язы­ка вне рта:

1) тянуть язык к подбородку, затем к носу;

2) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы­-
ка до верхней губы;

3) тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком
языка до правого угла рта;

4) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы-­
ка до левого угла рта;

5) тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кон-­
чиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ);

6) тянуть язык к подбородку, а затем произвести круговые дви­-
жения кончиком языка по верхней и нижней губе;

3* - 37 -

7) тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксиро­-
вать у нижних резцов;

8) производить движения языком вправо и влево (имитация
движения маятника);

9) тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком
языка до верхней губы;

10) тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение
кончиком языка по верхней губе;

11) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до правого угла рта;

12) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до левого угла рта;

13) тянуть язык к подбородку, носу, зафиксировать кончик языка
у нижних резцов.

Упражнения на динамическую организацию движений кончика язы­ка внутри рта:

Рот широко открыт.

1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
верхних;

2) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
альвеол;

3) дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с
внутренней стороны, затем с внешней;

4) дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внут­-
ренней стороны, затем с внешней;

5) кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканьем
отрывается, втягиваясь вниз, в рот;

6) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает­-
ся в правую щёку;

7) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает-
ся в левую щёку.

Данные упражнения не только развивают подвижность кон­чика языка, точность его движений и умение переключаться с одно­го движения на другое, но и подготавливают условия для смещения артикуляционного фокуса с задних отделов ротового резонатора в передние. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кон­чика языка.

Упражнения на развитие подвижности передне-средней и задней части спинки языка и на повышение точности её движений:

1) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка поднимается вверх;

2) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними
резцами;

- 38-

3) выдвижение передней части спинки языка вперёд (язык как
бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов;

4) поднимание задней части спинки языка вверх с одновремен­-
ным широким открыванием рта, кончик языка зафиксировать у ниж­-
них резцов.

При выполнении ребёнком перечисленных упражнений лого­пед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счёт от 1 до 5).

Упражнения на динамическую организацию движений передне-сред­ней и задней части спинки языка:

1) поднимание и опускание передне-средней части спинки языка:
кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя часть спин­
ки языка то поднимается вверх, то опускается вниз, как при звуке а;

2) поднимание и опускание задней части спинки языка: кон­
чик языка упирается в нижние десна, а задняя часть спинки языка то
поднимается вверх, то опускается вниз;

3) высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем втя­-
гивание как можно глубже в рот.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей:

1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко от-­
крыть рот;

2) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко по-­
зевать;

3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от­-
крыть рот и позевать;

4) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен и широко от­-
крыть рот;

5) дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот;

6) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен, открыть рот
и широко позевать;

7) дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть
рот и позевать;

8) кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-сред­-
няя часть спинки языка поднимается вверх с резким опусканием че­-
люсти;

9) круговые движения кончиком языка по верхней губе с по­-
степенным открыванием рта.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ: 1) кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: широко округляются, как при а; широко растягиваются, как при и; растягиваются и округ­ляются, как при ы, э; вытягиваются широкой трубочкой, как при у; сомкнувшись, вытягиваются хоботком;

- 39-

2) кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом
принимают перечисленные артикуляционные позы;

3) кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом прини­-
мают перечисленные артикуляционные позы.

Ребёнок контролирует правильность выполнения каждого дви­жения с помощью зеркала, сравнивая их с тем, что показал логопед. Чрезвычайно важно выдох координировать с артикуляционным дви­жением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинес­тетическую и тактильную стимуляцию.

Упражнения на координацию движений языка и выдоха:

\) вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка;

2) вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик
языка;

3) дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть
на кончик языка;

4) положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на
кончик языка;

5) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем про-­
извести медленный выдох на кончик языка;

6) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе-­
редне-среднюю часть спинки языка вверх, а затем произвести выдох;

7) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять ко­-
рень языка вверх, а затем произвести выдох.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти:

1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от­-
крыть рот и произвести длительный выдох;

2) поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и
произвести длительный выдох;

3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе­-
редне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произве-­
сти длительный выдох;

4) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять зад-­
нюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длитель-­
ный выдох.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и губ: Зафиксировать кончик языка у нижних резцов.

1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длитель­-
ный выдох;

2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли­
тельный выдох;

3) округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох;

4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-­
сти длительный выдох;

-40-

5) вытянуть губы вперёд, округлить, как при звуке э, и произ­вести длительный выдох.

Зафиксировать кончик языка у верхних резцов:

1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвест 'длитель-­
ный выдох;

2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли­-
тельный выдох;

3) округлить губы, как при звуке о, и произвести выдох;

4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-­
сти длительный выдох;

5) зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере-­
численные позы губ и произвести выдох;

6) надуть обе щёки, вытянуть губы вперёд трубочкой и посте-­
пенно выдыхать.

Каждое упражнение проделывать вначале с закрытыми но­совыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, в зак­лючение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ре­бёнок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длитель­ность струи воздуха, выдыхаемой логопедом, и струи воздуха, выды­хаемой им самим.

Для развития дифференцированного кинестетического воспри­ятия сначала подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее контра­стными. В дальнейшем развитие орального праксиса проводится на артикулемах гласных и согласных звуков, т. е. отрабатываются арти­куляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, ко­торые предстоит корригировать.

Стимуляция нёбных и глоточных рефлексов

Как известно, в нормализации фонетической системы языка важную роль играет состояние мускулатуры нёбно-глоточного коль­ца. При врождённых расщелинах губы и нёба функция мышц замы­кающего глоточного кольца оказывается нарушенной. С течением вре­мени при отсутствии надлежащих мер воздействия происходят зна­чительные патологические изменения в мышцах задней стенки глот­ки. По наблюдениям А. Митринович-Моджеевской, изменения по­являются уже в четырёх-пятилетнем возрасте: «Во время голосообра-зования на задней стенке глотки не возникает утолщение, называе­мое валиком Passavant. Слизистая оболочка, покрывающая заднюю стенку глотки, становится бледной, истончённой, атрофичной, не ре­агирующей на прикосновение, боль и термические раздражения. Гло­точный рефлекс, как правило, отсутствует. Всё это свидетельствует

-41 -

не только об атрофии мышечных волокон сжимателя глотки, но так­же и о дегенеративных изменениях чувствительных и трофических нервных волокон этой области»24. Поэтому особое внимание следует обратить на упражнения, способствующие активизации нёбных и гло­точных рефлексов. Эти упражнения включают:

. массаж язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек, мышц мяг­кого нёба и задней стенки глотки;

. гимнастику для стимуляции нёбных и глоточных мышц;

. гимнастику для выработки контроля за работой нёбно-глоточ-ного затвора.

В дооперационный период применяется пальцевый массаж для укрепления мышц, находящихся в толще язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек.

1) большим пальцем правой руки производят растирающие, раз­
минающие, надавливающие движения в области нёбно-язычных дуг
(остатков мышц мягкого нёба),

2) на фоне длительно произносимых звуков а или э производят
растирающие, разминающие, надавливающие движения в области нёб­
но-язычных дуг; большим пальцем правой руки производят сильные
толчкообразные движения в области нёбно-язычных дуг, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.

Наряду с логопедическим массажем проводится электромассаж с использованием маленьких электродов (2 мм в поперечнике). Продолжи­тельность одного раздражения от 30 до 45 с, продолжительность процеду­ры — от 10 до 12 мин., курс лечения — 15 процедур в течение месяца.

В послеоперационный период применяется массаж нёбных и гло­точных мышц. Чтобы придать мягкому нёбу большую эластичность и подвижность, проводится пассивный и активный пальцевый массаж.

Пассивный пальцевый массаж. Применяются два вида пассив­ного массажа:

1. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглажи­вающие, разминающие, надавливающие движения вперёд-назад по линии операционного шва на нёбе, начиная от верхних резцов до увули, вправо-влево вдоль границы твёрдого и мягкого нёба. В ре­зультате систематических занятий у ребёнка должен возникнуть рвот­ный рефлекс, свидетельствующий о том, что мягкое нёбо заработало. С этого момента логопед постоянно акцентирует внимание ребёнка на появлении рвотного рефлекса, объясняет значение его для нор­мализации голосообразования. Ребёнок сознательно старается вызы­вать рвотный рефлекс, в результате происходит сильное сокращение мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.

24 Митринович-Моджеевска А Патофизиология речи, голоса и слуха Варшава. 1965 С 280

-42-

2. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглажива­ющие, разминающие, винтообразные движения на границе твёрдого и мягкого нёба. При этом возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба, которое является своеобразной гимнастикой для этих мышц.

Активный пальцевый массаж. Применяются также два вида ак­тивного массажа:

1. На фоне длительно произносимых звуков а или э производят
лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения по
линии операционного шва на нёбе.

2. Большим пальцем правой руки производят сильные, толчко­-
образные движения, направленные на мышцы мягкого нёба, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.

Последние два вида массажа наиболее эффективны, так как со­кращение нёбно-глоточных мышц в данном случае достигается не только пассивными механическими раздражениями, но и активными двихениями, вызываемыми непосредственно фонацией. Начинают массаж с 1-минутных процедур, проводимых 5 раз в день, и доводят до 10 процедур в день, продолжительностью до 3 мин.

Важно массажировать челюстно-подъязычные мышцы: они на­ходятся в шейной мускулатуре, следовательно, раздражение их будет стимулировать работу мышц глотки и нёба.

Формирование гласных фонем

Значение освоения гласных фонем обусловлено следующим:

• учащиеся с нарушениями письма с трудом выделяют гласный
звук из состава слова;

• гласные звуки как наиболее простые в артикуляционном от-­
ношении легко осваиваются и служат основой для развития навыка
фонематического анализа;

4 Заказ 2897 - 51 -

пи при соответствующей отработке гласные звуки активизируют
мыишы задней стенки глотки и язычно-небных дуг, что важно для
нормализации тембра голоса;

. систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координирован- ных движений органов речи, развитию речевого дыхания и голоса - Обучение начинается с постановки гласных а и э Это вызвано тем, что звуки а и э противопоставлены как артикуляционно, так и акустически, позволяют фиксировать кончик языка у нижних резцов и направлять выдыхаемую струю воздуха в передние отделы ротового резонатора, Кроме того, оба звука нелабиализованные, что дает воз­можность осуществлять визуальный контроль! за положением корня и кончика языка в полости рта. В дальнейшем артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности о,.и, у, ы, я, е, е, ю

Обучение произнесению гласных идет путем создания артику­-
ляционного уклада изучаемого звука и воспроизведения ротового вы-
доха на шепотной, а затем на тихой фонации При этом обязателен
контроль за силой и направлением выдыхаемой струи воздуха На­
при мер, ребенку дается задание широко открыть рот, зафиксировать
кончик языка, у нижних резцов и произвести выдох на шепотной фо-­
нации (выдох контролируется по движению полоски бумаги, подне-
сенной ко рту ребенка). При таком положении губ и языка во время
выдоха должен получиться шепотный звук а27 Логопед в это время
громко проговаривает звук а. Затем ребенок тренируется в произне­-
сение звука сначала с закрытыми носовимм ходами, затем попере-
менно е закрытыми и открытыми и, наконец, с открытыми носовыми
ходами. Аналогично отрабатывается выдох с артикуляцией гласных
звуков з, о, (i, у, ы. ,

Сформированный артикуляционный уклад для звука и позволяет перейти, к воспитанию гласных второго ряда я, е, е, ю. Они образут- ются путем сочетания i с гласными я (i + а), е (i +э), ё (i + о), ю (i + у) Ребенку предлагается сделать выдох ртом при двух движениях губ: от улыбки перейти к рисункам губ, характерным для гласных я (и+а), е (и+э), ё (и+о), ю (и+у).

Таким образом логопед, показывая перед зеркалом артикуляцию гласных звуков, добивается слегка утрированного, протяжного их про­изношения Первоначально звуки произносятся шепотом (ребенок при­учается слушать себя и уменьшать носовой оттенок), затем тихим голо сом Это объясняется тем, что в процессе речевого акта гортань ребенка с расщеплением губы и неба находится в неестественно приподнятом состоянии, что уменьшает проход воздуха через рот тем, самым увели-чивает степень назальности.. Отработка звуков шепотам и тихим голосом

-52-

способствует опусканию гортани. Кроме того, временное выключение фонации дает возможность приучить ребенка держать в опущенном по­ложении не только гортань, но и корень языка Немаловажную роль в опускании гортани играют вокальные упражнения

Закрепление нормативного произношения каждого гласного зву -ка начинается с осознания основных элементов артикуляции Уча­щимся предлагаются заданий'

1) определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положе-­
нию губ логопеда,

2) узнать звук по предложенному рисунку б изображением по-
ложения губ и произнести его,

3) посмотреть на оральный образ звука, который беззвучно ар­тикулируется логопедом, и воспроизвести звук перед зеркалом;

4) сравнить произнесение звука с образцом,

5) произнести звук перед зеркалом и определить, в каком поло-
жении находятся губы при его произнесении;

6) нарисовать профиль артикуляции изучаемого звука и произ­-
нести звук

В работе над закреплением артикуляции внимание ребенка по­стоянно обращается на звучание изучаемой фонемы Предлагается вслу­шиваться в речь окружающих, сравнивать на слух свое произношение произношение логопеда и, уло

Наши рекомендации