Педконфликты и способы их разрешения.

Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта, направленной на разрешение решение противоречий.

Педагогический конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Особенности педконфликтов:

· Проф. ответственность педагога

· Участники имеют различный социальный статус

· Разница в возрасте и жизненном опыте порождают различную степень ответственности

· Различное понимание событий и их причин участниками

· Присутствие других учеников при разрешении è воспитательный потенциал

· Проф.позиция обязывает учителя взять инициативу по разрешению конфликта на себя

· Легче предупредить, чем разрешить

Конфликт можно характеризовать с точки зрения его составляющих элементов (структуры) и динамических характеристик (развития).

Структура: стороны (участники), условия (пространственно-временные, социально-психологические, социальные), предмет конфликта, действия, исход.

Стадии протекания:предконфликтная (нарастание противоречий, инцидент – формальный повод, стечение обстоятельств), собственно конфликт (открытое противоборство, конфликтоген – слова, действия, бездействие), разрешение, послеконфликтная* (напряжение остаётся)

Выделяют четыре вида конфликтов:

внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Предпосылки: объективные ( условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источником конфликтной ситуации) и субъективные (индивидуальные особенности людей, отрицательное отношение к учителю).

Причины:

Учитель-ученик: Нарушение дисциплины, Плохое выполнение дз, Нездоровые отношения между учениками, Оскорбление со стороны учителя, грубость, Необъективная оценка

Учитель – учитель: Нетактичное отношение, Неудобное расписание, Перекладывание чужих обязанностей, Неравномерное распределение нагрузки

Учитель – родители: Самоустранение родителей от процесса обучения, Предвзятое отношение со стороны учителя

Правила поведения в ситуации конфликта:

Не отвечать агрессией на агрессию, Не оскорблять и не унижать, Соблюдать такт и корректность, Давать возможность высказаться,Не навязывать свою точку зрения, Не делать скоропалительных выводов, В своих выводах опираться только на факты

Преодоление конкретного конфликта — не самоцель, а очередной этап в совершенствовании системы взаимоотношений и личностного развития воспитанников.

Представляется целесообразной типология стратегий управ­ления конфликтами, предложенная американскими учеными Р. Блейком и Д. Моутоном. Если взять за основу их концепцию, можно выделить следующие педагогические стратегии управления межличност­ными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование. В процессе налаживания контактов у учителя возникает не­обходимость в приспособлениик индивидуальному своеобразию своих воспитанников, Эффективность данной стратегии обусловлена принятием ребенка таким, каков он есть. В щадящем общении нуждаются "трудные", как правило, "несчастные дети" которым свойственны душевный дискомфорт и устойчивый негативизм к педагогиче­ским требованиям. Поэтому особая терпимость необходима по отношению к учащимся, перенесшим психическую травму.

Близка к приспособлению стратегия уклонения, сознатель­ный уход учителя от конфронтации. Это бывает необходимо, когда приходится сталкиваться с мелкими размолвками, с про­явлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивиро­ванной агрессии ребенка. Сопротивление действиям учителя часто свойственно под­ростку в кризисные периоды взросления как выражение обост­ренной потребности к самоутверждению. Спонтанно возни­кающая агрессивность нейтрализуется подчеркнутым хладно­кровием и выдержкой педагога, умелым отвлечением внимания от "яблока раздора", спокойной тональностью общения, уме­нием что-то не заметить. Ответные же нервозность и гневли­вость провоцируют эмоциональные срывы и обостряют кон­фликт.

Бывает необходимой и стратегия отступления. Как и любой человек, учитель может ошибаться в своих решениях.Например, бывает затруднительно за внешней бравадой подростка распознать тревогу, страх, комплекс неполноценно­сти. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая са­мокритичность обезоруживают ребят, снимают отчуждение.

Компромисс строится на двусторонних уступках, рациона­лизации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога дети учатся культуре согласования своих интересов с потребно­стями и желаниями других.

Значительным регулирующим и воспитывающим потенциа­лом обладает сотрудничество, построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответствен­ности. Демократичность отношений, открытый обмен мнения­ми, мыслями позволяют рассматривать различные точки зре­ния, формировать умение видеть многообразие выходов из проблемной ситуации. Равнопартнерское сотрудничество, к которому учитель по­буждает учащихся ("Не знаю, что делать. Подумаем вместе", "А как бы Вы поступили на моем месте?"), оказывается в вос­питательном отношении более результативным, чем единолич­ное принятие правильного решения. Это бывает важно при серьезных разногласиях. Открытое обсуждение конфликта — лучший способ предотвратить его эскалацию.

Педагогическое общение не исключает стратегии доминиро­вания, основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесооб­разны в чрезвычайных обстоятельствах, например в ситуациях угрозы психическому или физическому здоровью детей, когда воспитатель в силу жизненного опыта и компетентности не­медленно принимает решение, безоговорочно подчиняя своей воле. В сложных случаях затяжных конфликтов учителю прихо­дится творчески сочетать различные технологии, комбинируя уклонение и компромисс, приспособление и сотрудничество и т.д.
30. Основы управления современной школой. Методическая работа в школе и аттестация педкадров.

Школа – исключительно сложный и весьма разветвлённый по своей внутренней структуре механизм. è весьма многообразная структура управления:

1) должностные лица (директор, завучи, завхоз, руководители детских и юношеских организаций)

2) общешкольная конференция (представители учителей, родителей, учащихся), педсовет и входящие в его комиссии

3) органы ученического самоуправления

4) органы родительской общественности

Принципы: скоординированность, персональная ответственность, поддержание здорового психологического микроклимата, тактичный и регулярно выполняемый контроль, поощрение педагогического творчества и инноваций.

Методическая работа в школе — целенаправленная деятельность администрации и педагогического коллектива школы по совершенствованию профессионального мастерства и педагогической культуры учителей.Педсовет, семинары, открытые уроки

Задачи методической работы в школе:

1) формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

2) повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;

3) организация работы по изучению новых государственных образовательных стандартов, учебных планов и образовательных программ;

4) обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

5) организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

6) оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж и др.;

7) оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

8) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры учителя и качества образования детей и молодежи.

Основные формы организации методической работы в школе: Коллективные/ Индивидуальные

Основные формы: научно-методический совет школы, предметные методические объединения, школы передового педагогического опыта, индивидуальный уровень метод.работы

Аттестация педагогических кадров—процедура оценки результатов профессиональной деятельности педагогов с целью совершенствования качества образования и воспитания, а также стимулирования педагогических работников к профессиональному росту, непрерывному повышению квалификации и результативности труда.

Основнымсредством стимулированиявыступает дифференциация оплаты труда учителя.

В основу проведения аттестации положены принципы: добровольности, коллегиальности, открытости. Аттестационная комиссия, три категории (на уровне школы, района, города\области)

В Республике Беларусь порядок проведения аттестации педагогических работников регулируется «Положением об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь

При аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личные качества, делаются выводы о присвоении, подтверждении работником квалификационных категорий. Результаты аттестации педагогических работников являются основой их дифференцированной оплаты труда. Аттестация педагогического работника проводится по каждой занимаемой им должности. Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования.

Три категории:

2) 2-ая – сама низкая

3) 1-ая через 2 года после 2-ой

4) Высшая(нужно сдавать квалификационный экзамен, проводить открытые уроки)

5) Учитель-методист

1. Становление и развитие педагогической науки.

2. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема.

3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.

4. Проблема цели и целеполагание в педагогике.

5. Содержание образования в педагогике. Нормативные документы, определяющие содержание образования.

6. Педагогический процесс, его закономерности и структура.

7. Система образования в Республике Беларусь и ее нормативно-правовая база.

8. Современные тенденции развития образования в мире. Характеристика зарубежных образовательных систем (на примере страны изучаемого языка).

9. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.

10. Процесс обучения, его структура, функции. Принципы обучения.

11. Системы и формы организации обучения. Классно-урочная система обучения.

12. Контроль и оценка в процессе обучения и их функции. Педагогические требования к контролю и оценке.

13. Формирование мотивации учения школьников.

14. Процесс воспитания, его содержание и структура. Принципы воспитания.

15. Система воспитательной работы современной школы. Функции и содержание деятельности классного руководителя.

16. Умственное воспитание. Формирование мировоззрения школьника.

17. Нравственное воспитание школьников.

18. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.

19.Эстетическое воспитание школьников.

20. Экологическое воспитание школьников.

21. Физическое воспитание в школе. Формирование здорового образа жизни у школьников.

22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

23. Методы, формы, средства и технологии воспитания.

24. Воспитание личности в коллективе. Формирование ученического коллектива.

25. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Взаимодействие школы и семьи.

26. Педагогическое мастерство и его структура. Новаторство в педагогической теории и практике.

27. Педагогическое общение: функции, структура, стили. Культура педагогического общения.

28. Формирование положительной Я-концепции учащихся.

29. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

30. Основы управления современной школой. Методическая работа в школе и

аттестация педагогических кадров.

1. Методика как теория обучения иностранным языкам. Основные методические понятия. Методы исследования процесса обучения иностранным языкам.

2. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в учреждении общего среднего образования.

3. Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам на современном этапе развития языкового образования.

4. Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения иностранным языкам.

5. История развития методики преподавания иностранных языков. Устный метод Г.Пальмера и метод чтения М.Уэста и их критический анализ.

6. История развития методики преподавания иностранных языков: аудиолингвальный и аудиовизуальный методы обучения иностранным языкам и их критический анализ.

7. История развития методики преподавания иностранных языков. Сознательно-сопоставительный и сознательно-практический методы и их критический анализ.

8. Коммуникативное обучение иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике.

9. Культурологический подход к обучению иностранным языкам.

10. Принципы обучения иностранным языкам на современном этапе развития языкового образования.

11. Различные подходы к разработке системы упражнений в обучении иностранным языкам.

12. Коммуникативно-ориентированный урок иностранного языка в школе. Типология уроков.

13. Планирование образовательного процесса по иностранным языкам в учреждениях общего среднего образования.

14. Методика обучения иностранному произношению в учреждениях общего среднего образования.

15. Методика обучения иностранной лексике в учреждениях общего среднего образования.

16. Методика обучения иностранной грамматике в учреждениях общего среднего образования.

17. Методика обучения восприятию и пониманию на слух в учреждениях общего среднего образования.

18. Методика обучения иноязычной диалогической речи в учреждениях общего среднего образования.

19. Методика обучения иноязычной монологической речи в учреждениях общего среднего образования.

20. Методика обучения чтению на иностранном языке на первой ступени учреждений общего среднего образования.

21. Методика обучения разным видам чтения на второй и третьей ступенях учреждений общего среднего образования.

22. Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке.

23. Контроль учебных достижений учащихся по иностранному языку.

24. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся по иностранному языку. Проблемы развития автономии учащихся в процессе овладения иноязычным общением.

25. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и возможности их использования в учреждениях общего среднего образования.

26. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам.

27. Использование видеотехнологий в обучении иностранным языкам.

28. Социальные технологии как реализация личностно-ориентированного обучения иностранным языкам.

29. Анализ современных УМК по ИЯ для учреждений общего среднего образования (УМК на выбор).

30. Методическое мастерство учителя иностранного языка и пути его совершенствования.

Наши рекомендации