Педобщение: функции, структура, стили. Культура педобщения.
Общение –процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Педагогическое общение – непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность. Эффективность зависит от факторов: внешние (ситуация, обстановка, личностные особенности), -внутренние (особенности самого учителя)
Функции:-познавательная (передача знаний), -обмен информацией (передача необходимой информации),-организационная, -регулятивная (различные формы контроля), -экспрессивная, *обучающая (воспитывающая), *функция облегчения, фасилитации (помогает ученику выразить себя)
Структура:Коммуникация(обмен информацией)- интеракция(обмен деятельностями)-перцепция(взаимопонимание).
Устойчивая форма способов и ср-в взаимодействия определяет стиль общения. В нём находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя, характер взаимоотношений учителя с учениками, особенности ученического коллектива.
Стиль общения – это стиль отношения и характер взаимодействия и стиль руководства в процессе взаимодействия с детьми.
Стили пед общения:
-Курт Левин:авторитарный (формы: приказ, указание, инструкция, выговор), демократический (формы: просьба, совет, информация, лучше всего), либеральный.
Культура педобщения предполагает наличие у учителя педтакта, который проявляется в уравновешенности поведения (выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении) + умение слушать.
Основные правила: 1) настроится на слушание, забыть о своих проблемах; 2) реакции на слова партнёра должны отражать переживания, чувства, эмоции; 3) необходимо держать паузу; 4) беседа должна носить доверительный характер.
Барьеры в общении – субъективно переживаемое человеком состояние затруднения в реализации планируемого общения в следствие непринятия партнёра общения, его действий, непонимания сообщения, самого партнёра и других причин.
Структура педагогического общения
В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:
1. Проектирование и планирование (моделирование педагогом будущего общения (педагог: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).
2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:
— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер); — внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия); убеждение(аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);
3. Управление педагогическим общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.
4. Анализ, рефлексия состоявщегося пед. общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).
Педагогика сотрудничества.
Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике, возникшее в СССР в 1970-х - середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. В его статьях воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником. Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили, Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и другие советские педагоги 1980-х годов.
Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как:учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции. В педагогике сотрудничества ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.
В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное.
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим: пособствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания – самовоспитание
знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения:закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики; резервы семейной педагогики, родительские субботы, культ родителей;
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.