Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой д-ти учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. Цель: формирование культуры отношения к труду(готовности к успешной трудовой деятельности)

Условия: диагностика готовности, организация трудовой деятельности, организация профориентации учащихся.

Функции: (обучающая, развивающая, воспитательная)

должно начинаться с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях, ТВ тесно связано с политехническим образованием и трудовым обучением. Политехническое образование направлено на овладение школьниками знаний об основах современного производства и выработку умений и навыков работы с простейшими орудиями и механизмами. Основные усилия школы должны быть направлены на то, чтобы трудовая деятельность стала для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда: учебный труд (умственный и физический), общественно-полезный (производительный, общественно-значимый, бытовой-самообслуживающий), производительный (оплачиваемый).

Задачи трудового воспитания:

1) Формирование системы знаний необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, профессионального, социального и жизненного самоопределения.

2) Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, формы бытия и способа самореализации человека.

3) Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить знания на практике, чувства долга и ответственности.

4) Воспитание высоких нравственных качеств, основанных на трудолюбии (дисциплинированность, ответственность, предприимчивость, честность).

5) Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда, формирование опыта общественно-полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике.

Формы работы:Изготовление различных поделок, Регулярный домашний труд, Проведение трудовых десантов, Создание школьных кооперативов, Накопление в школе трудовых традиций, Беседы, лекции, конференции, Все виды трудовой д-ти и др.

Профориентация –обоснованная система соц-экономических, псих-педагогических, производственно-технических мер, направленных на оказание учащимся помощи в проф.саомоопределении. Педагог освещает какие профессии есть, и что для них нужно.

Система профориентации:

· профессиональное просвещение (информирование) ознакомление учащихся с миром труда, профессий, потребностями рынка, проблемами профессионального самоопределения

· профессиональная диагностика - изучение особенностей высшей нервной деятельности, состояния здоровья, интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентаций учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии

· профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению учащихся, способствующих принятию ими эффективного решения

· профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; проводится в тех случаях, когда профессия предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок велика, затраты на обучение значительны

· профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к условиям производства, трудового коллектива, особенностям конкретной специальности.

Работа в школе – три направления:

· ознакомление с особенностями

· приобщение к посильному труду

· организация трудового допрофессионального и начального профессионального образования

Индивидуальная ситуация выбора личностью профессии при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств имеет общую структуру. В ней можно выделить восемь типов обстоятельств, которые необходимо принять во внимание в процессе профессиональной ориентации школьника: позиция старших членов семьи; позиция сверстников и знакомых; позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога; сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, отсутствия); способности, знания, умения и навыки, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта учебной деятельности; уровень притязаний учащегося на общественное признание; информированность; интересы и склонности к тем или иным видам деятельности.



Наши рекомендации