Педагогический процесс, его целостность и структура
Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, в школе, вузе, системе образования в целом).
Признаки:
Целостность (в ПП осуществляется педагогическое воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение)
Единство (в ПП воедино слиты процессы формирования, развития, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, образуя содержательное единство, подчиняясь единой цели)
Общность (все компоненты ПП воздействуют на личность, сообща, комплексно, одновременно)
Структура ПП – совокупность составляющих его частей
Структуру ПП определяют следующие компоненты:
Стимульно-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;
Целевой -осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов
Содержательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу) Связан с разработкой и отбором содержания образования. Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;
операционно-деятельностный– наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);
Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
Движущая сила (источник) ПП – противоречие между требованиями к личности, возникающими в ее жизни, и реальными возможностями личности, ее уровнем развития (разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития личности).
Закономерности ПП– объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с другими явлениями: социальной системой, деятельностью, активностью самой личности, общением.
И.П. Подласый:
· закономерность динамики педагогического процесса - величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущих этапах.
· Закономерность развития личности в педагогическом процессе - темпы и уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического влияния.
· Закономерность управления учебно-воспитательным процессом - эффективность педагогического воздействия зависит от: . интенсивности обратных связей между учениками и педагогами; . величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
· Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе - эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
· Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности - эффективность педагогического процесса обуславливается: качеством педагогической деятельности; качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
Из выделенных закономерностей вытекают принципы педагогического процесса, те основополагающие требования, соблюдение которых влияет на эффективность этого процесса
• Принцип научности • Общественно значимая целевая направленность педагогического процесса. • Комплексный подход к организации различных видов деятельности субъектов педагогического процесса. • Принцип активности субъектов педагогического процесса. • Принцип взаимозависимости и взаимообусловленности всех структурных компонентов педагогического процесса. • Принцип постепенного развития субъектов педагогического процесса. • Единство требовательности и уважения к субъектам педагогического процесса. • Учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса.
• Принцип стимулирования деятельности, инициативы и творчества субъектов педагогического процесса.• Создание комфортного психологического климата.
• Принцип комплексной оценки деятельности субъектов педагогического процесса.
7. Система образования в РБ
Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Тенденции развития образования
o приоритетность образования;
o обязательность общего базового образования;
o доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования;
o преемственность (связь) и непрерывность уровней и ступеней образования;
o национально-культурная основа образования;
o приоритетность общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
o научность;
o экологическая направленность образования;
o демократический характер управления образованием;
Кодекс об образовании (1 сентября 2011 г.)
Дошкольное
Общее среднее
Профессионально-техническое
Средне-специальное
Высшее образование -включает две ступени: первая ступень обеспечивает подготовку специалиста\ бакалавра обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками; вторая ступень (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы.
Дополнительное
Последипломное
Общее среднее образование включает три ступени:
I ступень — начальное образование (I – IV классы);
II ступень — базовое образование (V – IX классы);
III ступень — среднее образование (X – XI классы, в вечерних
школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование
Дополнительное образование:
- доп. Обр. детей и молодежи
- доп. Обр. взрослых(повыш. Квалиф. И переподготовка)
- доп. Обр. – специальное образование (обучение и воспитание детей и молодежи с отклонениями в физическом и психическом развитии).
В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский. Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).
В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%). Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.
У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).
8. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1. Повышения роли образования в обществе.
2. Создание системы непрерывного образования («образование через всю жизнь»), где все ступени продолжают и дополняют друг друга: семья → детский сад → школа → вуз → образование взрослых.
Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание.
3. Интернационализация образования (создание единого мирового образовательного пространства, возможность получения образования в любой стране, взаимное признание государствами дипломов об образовании). Болонский процесс (1999 – 2010) – процесс интеграции системы высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы.
4. Стандартизация содержания образования – определение нормы образованности на каждой ступени образования, введение в содержание образования базового компонента, т.е. фундаментальных логически завершенных знаний как основы для жизни в современном обществе и продолжения образования.
5. Компьютеризация
6. Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании.
7. Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.).
8. Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием.
9. Индивидуализация образования – организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей человека.
10. Дифференциация образования – разделение обучаемых на группы с учетом их потребностей, интересов, способностей и возможностей с целью создания оптимальных условий для их развития в образовании.
11. Деполитизация
12. Интерактивность в обучении
13. Усиление внимания изучению иностранных языков
Современная система образования в Великобритании состоит из четырех ступеней:
- Начальное образование (Primary school) — для детей от 5 до 11 лет.
- Среднее образование (Secondary school) — от 11 до 16 лет.
- Последующее образование (Further education и tertiary education) — от 16 до 18 лет.
- Высшее образование (Higher education) — для студентов от 18 лет.
Среднее и школьное образование.
Школьное образование в Великобритании является обязательным для детей от 5 до 16 лет. Существует два основных сектора образования: государственное, бесплатное образование и частное: к ним относятся платные учебные заведения и частные школы. В негосударственных школах с восьми до тринадцати лет дети учатся в подготовительной школе (Preparatory School). В 13 лет, на восьмом году обучения, они сдают вступительные экзамены (Common Entrance Examination) в случае перехода в частную или независимую среднюю школу.
Согласно государственному учебному плану, все ученики делятся на четыре возрастные группы:
- 5-7 лет (KS1, относится к начальной школе)
- 7-11 лет (KS2, относится к начальной школе)
- 11-14 лет (KS3, относится к средней школе)
- 14-16 лет (6th Form, , относится к средней школе)
Выделяется 10 основных предметов. Главными предметами считается литература, математика, английский и иностранный языки, в зависимости от возрастной группы добавляются дополнительные базовые предметы.
В течение всего обучения английские школьники регулярно проходят стандартные государственные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks, SATs). По окончании средней школы все ученики сдают свои первые выпускные экзамены - (GCSE), при успешной сдаче которых получают аттестат (сертификат) о среднем образовании. На сегодняшний день, GCSE является основным экзаменом, сдаваемым школьниками по окончании школы.
Экзамен проверяет знания по каждому предмету и состоит из трех частей: курсовая работа, теоретическое и практическое задание.
Последующее образование (предуниверситетская подготовка A-Levels или IB).После окончания средней школы (16 лет) и получения аттестата об общем среднем образовании GCSE, учащийся может поступить в профессиональный колледж. В случае, если человек хочет поступить в университет, он остается в школе до 18 лет и обучается по специальной двухгодичной программе подготовки к высшему учебному заведению A-Level. Для этого студент выбирает 4-5 профильных предмета, по которым он будет специализироваться в университете, в конце каждого года сдает экзамены, результаты которых оцениваются по пятибалльной шкале (A-E) и учитываются при поступлении. По завершении этого курса все студенты, в том числе и иностранные, могут готовить документы для поступления в университет.
Говоря о возможных сценариях послешкольного образования, нужно упомянуть колледжи, в Британии они называются «колледжи дальнейшего образования» Они делятся на частные и государственные. В зависимости от целей обучения и специализации, курс длится от нескольких недель до двух лет, по окончании учащийся получает диплом о высшем профессиональном образовании и имеет право перейти на второй курс университета.