Педагогический процесс, его целостность и структура

Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, в школе, вузе, системе образования в целом).

Педагогический процесс, его целостность и структура - student2.ru

Признаки:

Целостность (в ПП осуществляется педагогическое воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение)

Единство (в ПП воедино слиты процессы формирования, развития, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, образуя содержательное единство, подчиняясь единой цели)

Общность (все компоненты ПП воздействуют на личность, сообща, комплексно, одновременно)

Структура ПП – совокупность составляющих его частей

Структуру ПП определяют следующие компоненты:

Стимульно-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Целевой -осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов

Содержательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу) Связан с разработкой и отбором содержания образования. Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;

операционно-деятельностный– наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

Движущая сила (источник) ПП – противоречие между требованиями к личности, возникающими в ее жизни, и реальными возможностями личности, ее уровнем развития (разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития личности).

Закономерности ПП– объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с другими явлениями: социальной системой, деятельностью, активностью самой личности, общением.

И.П. Подласый:

· закономерность динамики педагогического процесса - величина всех пос­ледующих достижений ученика зависит от его достижений на предыду­щих этапах.

· Закономерность развития личности в педагогическом процессе - темпы и уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического влияния.

· Закономерность управления учебно-воспитательным процессом - эффек­тивность педагогического воздействия зависит от: . интенсивности обратных связей между учениками и педагогами; . величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.

· Закономерность единства чувственного, логического и практики в педаго­гическом процессе - эффективность учебно-воспитательного процесса за­висит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

· Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (позна­вательной) деятельности - эффективность педагогического процесса обуславливается: качеством педагогической деятельности; качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Из выделенных закономерностей вытекают принципы педагогического процесса, те основополагающие требования, соблюдение которых влияет на эффективность этого процесса

• Принцип научности • Общественно значимая целевая направленность педагогического процесса. • Комплексный подход к организации различных видов деятельности субъектов педагогического процесса. • Принцип активности субъектов педагогического процесса. • Принцип взаимозависимости и взаимообусловленности всех структурных компонентов педагогического процесса. • Принцип постепенного развития субъектов педагогического процесса. • Единство требовательности и уважения к субъектам педагогического процесса. • Учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса.

• Принцип стимулирования деятельности, инициативы и творчества субъектов педагогического процесса.• Создание комфортного психологического климата.

• Принцип комплексной оценки деятельности субъектов педагогического процесса.

7. Система образования в РБ

Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

Тенденции развития образования

o приоритетность образования;

o обязательность общего базового образования;

o доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования;

o преемственность (связь) и непрерывность уровней и ступеней образования;

o национально-культурная основа образования;

o приоритетность общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

o научность;

o экологическая направленность образования;

o демократический характер управления образованием;

Кодекс об образовании (1 сентября 2011 г.)

Дошкольное

Общее среднее

Профессионально-техническое

Средне-специальное

Высшее образование -включает две ступени: первая ступень обеспечивает подготовку специалиста\ бакалавра обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками; вторая ступень (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы.

Дополнительное

Последипломное

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень — начальное образование (I – IV классы);

II ступень — базовое образование (V – IX классы);

III ступень — среднее образование (X – XI классы, в вечерних

школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование

Дополнительное образование:

- доп. Обр. детей и молодежи

- доп. Обр. взрослых(повыш. Квалиф. И переподготовка)

- доп. Обр. – специальное образование (обучение и воспитание детей и молодежи с отклонениями в физическом и психическом развитии).

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский. Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%). Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).

8. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:

1. Повышения роли образования в обществе.

2. Создание системы непрерывного образования («образование через всю жизнь»), где все ступени продолжают и дополняют друг друга: семья → детский сад → школа → вуз → образование взрослых.

Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание.

3. Интернационализация образования (создание единого мирового образовательного пространства, возможность получения образования в любой стране, взаимное признание государствами дипломов об образовании). Болонский процесс (1999 – 2010) – процесс интеграции системы высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы.

4. Стандартизация содержания образования – определение нормы образованности на каждой ступени образования, введение в содержание образования базового компонента, т.е. фундаментальных логически завершенных знаний как основы для жизни в современном обществе и продолжения образования.

5. Компьютеризация

6. Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании.

7. Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.).

8. Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием.

9. Индивидуализация образования – организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей человека.

10. Дифференциация образования – разделение обучаемых на группы с учетом их потребностей, интересов, способностей и возможностей с целью создания оптимальных условий для их развития в образовании.

11. Деполитизация

12. Интерактивность в обучении

13. Усиление внимания изучению иностранных языков

Современная система образования в Великобритании состоит из четырех ступеней:

  • Начальное образование (Primary school) — для детей от 5 до 11 лет.
  • Среднее образование (Secondary school) — от 11 до 16 лет.
  • Последующее образование (Further education и tertiary education) — от 16 до 18 лет.
  • Высшее образование (Higher education) — для студентов от 18 лет.

Среднее и школьное образование.

Школьное образование в Великобритании является обязательным для детей от 5 до 16 лет. Существует два основных сектора образования: государственное, бесплатное образование и частное: к ним относятся платные учебные заведения и частные школы. В негосударственных школах с восьми до тринадцати лет дети учатся в подготовительной школе (Preparatory School). В 13 лет, на восьмом году обучения, они сдают вступительные экзамены (Common Entrance Examination) в случае перехода в частную или независимую среднюю школу.

Согласно государственному учебному плану, все ученики делятся на четыре возрастные группы:

  • 5-7 лет (KS1, относится к начальной школе)
  • 7-11 лет (KS2, относится к начальной школе)
  • 11-14 лет (KS3, относится к средней школе)
  • 14-16 лет (6th Form, , относится к средней школе)

Выделяется 10 основных предметов. Главными предметами считается литература, математика, английский и иностранный языки, в зависимости от возрастной группы добавляются дополнительные базовые предметы.
В течение всего обучения английские школьники регулярно проходят стандартные государственные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks, SATs). По окончании средней школы все ученики сдают свои первые выпускные экзамены - (GCSE), при успешной сдаче которых получают аттестат (сертификат) о среднем образовании. На сегодняшний день, GCSE является основным экзаменом, сдаваемым школьниками по окончании школы.
Экзамен проверяет знания по каждому предмету и состоит из трех частей: курсовая работа, теоретическое и практическое задание.

Последующее образование (предуниверситетская подготовка A-Levels или IB).После окончания средней школы (16 лет) и получения аттестата об общем среднем образовании GCSE, учащийся может поступить в профессиональный колледж. В случае, если человек хочет поступить в университет, он остается в школе до 18 лет и обучается по специальной двухгодичной программе подготовки к высшему учебному заведению A-Level. Для этого студент выбирает 4-5 профильных предмета, по которым он будет специализироваться в университете, в конце каждого года сдает экзамены, результаты которых оцениваются по пятибалльной шкале (A-E) и учитываются при поступлении. По завершении этого курса все студенты, в том числе и иностранные, могут готовить документы для поступления в университет.
Говоря о возможных сценариях послешкольного образования, нужно упомянуть колледжи, в Британии они называются «колледжи дальнейшего образования» Они делятся на частные и государственные. В зависимости от целей обучения и специализации, курс длится от нескольких недель до двух лет, по окончании учащийся получает диплом о высшем профессиональном образовании и имеет право перейти на второй курс университета.

Наши рекомендации