Аналитический отчет о проделанной работе в конце года
После проведения коррекционной работы в конце учебного года логопед составляет годовой отчет. В данном отчете учитель-логопед указывает не только результаты деятельности за год (сколько детей выпущено с уровнем письма и чтения, соответствующим норме; сколько продолжат обучение; сколько детей прервали занятия в течение года и по какой причине), а также динамику в ходе коррекционного обучения во всех группах и у каждого ребенка индивидуально (данные логопед берет из протоколов мониторинга).
Помимо статистических данных отчет содержит и анализ проведенной работы, а также сведения о том, в каких мероприятиях он участвовал в течение года, как специалист данного ОУ.
Если логопед не имеет единого образца для заполнения или составления аналитического отчета, можно обратиться к варианту, рекомендованному ниже.
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МОУ №___
за 20___/ 20___учебный год
В этом учебном году коррекционно-логопедическая работа на школьном логопункте строилась на основе программы по дисграфии_________, рекомендованной для преодоления нарушений письма и чтения у младших школьников, а также на основе перспективного планирования для детей с ОНР согласно результатам проведенного первичного обследования.
В результате проведенного обследования на школьный
логопункт было зачислено ___ детей, из них ___ учащихся с нарушением письменной речи, ___ детей с ОНР, а также ___ детей с ФФН (список детей с заключением логопеда прилагается).
Из зачисленных детей было сформировано ___ групп, из учащихся 2—4 класса — ___ группы; из первоклассников — ___ группы, остальным рекомендованы индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Необходимо отметить, что ___ ребенка из группы с ОНР посещали помимо групповых и индивидуальные занятия.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко спланированной работы учителя-логопеда.
В прошедшем учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:
1. Организационная работа.
1. Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для фронтальных занятий по темам «Транспорт», «Ягоды», «Посуда», для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи.
2. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего времени, оформлена другая необходимая документация.
3. Приобретены демонстрационные пособия и раздаточный материал (см. годовой план работы).
4. Произведен ремонт логопедического кабинета.
2. Коррекционная работа.
Проводились коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.
Результаты коррекционной работы представлены в аналитической справке по итогам мониторинга (справка и протоколы обследования прилагаются).
3. Научно-методическая работа
1. Выступления на методических объединениях по темам:
— «Как помочь ребенку с ОНР» — 12 сентября (1 «А»);
— «Леворукий ребенок в школе» — 14 сентября (1 «Б»);
— «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» — 16 сентября (3 «А, Б»).
2. Выступления на родительских собраниях:
— «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» — 21 января (2 «А, Б»);
— «Где начинается дисграфия?» — 22 января (3, 4 классы).
3. Проводились открытые фронтальные и индивидуальные занятия (для студентов кафедры логопедии педагогического университета) — сентябрь.
4. Участие в семинарах-практикумах для специалистов района и выступления в рамках этих семинаров по следующим темам:
— «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год»;
— «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе»;
— «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией»;
— «Итоги коррекционной работы за текущий год».
5. В сентябре участвовала в научно-практической конференции по вопросам школьного образования «Игра и дети с патологией речи» (имеется публикация).
6. Были проведены открытые занятия для родителей, чьи дети посещают логопункт, и педагогов ОУ:
— Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» — октябрь (2 класс);
— «Твердые и мягкие согласные» — декабрь (1 класс).
7. Посещала курсы повышения квалификации (получен сертификат).
8. Участвовала в работе научно-практической конференции «Дети и патология речи» — март.
4. С целью взаимосвязи с другими специалистами ОУ осуществлялись следующие мероприятия:
1. Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций — в сроки обследования.
2. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития — по результатам мониторинга.
3. Знакомилась с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку), психолога.
4. Посещала коррекционные занятия психолога по теме «Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда» — декабрь.
5. Посещала уроки русского языка учителей начальных классов: октябрь — 2 класс; декабрь — 1 класс.
6. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ПМПк совместно с другими специалистами ОУ.
7. Проводилось еженедельное индивидуальное консультирование родителей и специалистов ОУ (по графику работы логопеда).
8. Организовывалось присутствие родителей во время обследования; сообщение родителям результатов обследования.
9. Проведено анкетирование родителей — сентябрь, январь, май.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Дата написания ____________ Директор МОУ _____________
ЧАСТЬ 2
Обследование устной и письменной речи детей
на школьном логопункте
Проблема нарушений письменной речи у детей — одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна.
Предложенная в данном пособии система обследования речи детей является результатом отражения практической деятельности автора, разрабатывающего проблему нарушения письма и чтения применительно к младшим школьникам.
Система разработана с учетом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. За основу методики взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А.
Обследование речи младших школьников можно проводить с использованием речевой карты. Для простоты и удобства оформления результатов обследования автор предлагает протоколы обследования устной и письменной речи, речевые профили, гистограммы. На основании результатов индивидуального обследования можно подсчитать средний показатель по каждой серии на группу.
Необходимо обратить внимание на то, что у первоклассников с ОНР или ФФНР нужно обследовать только устную речь. А ученикам 2-4 классов логопед предлагает самостоятельно выполнить отдельные задания, направленные на подтверждение той или иной формы дисграфии.
В последнее время широкое применение получили различные экспресс-диагностики, целью которых является отслеживание уровня развития устной и письменной речи учащихся начального звена на различных этапах обучения. Предложенное обследование можно проводить и как полную экспресс-диагностику всех компонентов речи младшего школьника. Отличительными чертами такой экспресс-диагностики являются:
— полнота обследования;
— соотнесение лексического материала с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;
— доступность и простота применения;
— возможность применять данную методику как целиком, так и частично (использование ключевых заданий, помеченных знаком ***, позволяет сократить время исследования, получив при этом достаточно полную картину нарушения);
— возможность многократного применения методики (сначала для обследования речи детей с ОНР в первом классе, затем — речи учащихся 2-4 классов).
Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников. Результаты экспресс-диагностики также заносятся в речевую карту.
Предложенная автором система обследования устной и письменной речи детей состоит из шести серий.
Серия 1. Исследование звукопронзношения— содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.
Серия 2. Исследование фонематического слуха— содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.
Серия 3. Исследование слоговой структуры— содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.
Серия 4. Исследование словаря— содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи— содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.
Серия 6. Исследование связной речи— содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.
Максимальное количество баллов за каждую серию — 100. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Расчет результатов обследования: 1 балл = 1%. Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль. Его образец приведен на с. 83-84.