Приблизительный перечень тем занятий
По устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания
С элементами оптической дисграфии
1. Акустически сходные звуки (38-40 часов)
Тема занятия | Часы | Направления работы | ||
Фонетика | Лексика | Грамматика | ||
1. Гласные и согласные звуки | — развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; — выделение звуков во всех позициях; — дифференциация твердых и мягких звуков; — звуковой анализ; — дифференциация звуков во всех позициях; — выделение звуков во всех позициях; — дифференциация твердых и мягких согласных звуков; — звуковой анализ; | Словарь на изучаемые звуки и буквы | — образование гласных II ряда; — работа со схемой слова; — запись букв, слогов, слов, предложений с оппозиционными звуками и буквами, обозначающими на письме при помощи Ь знака; — слуховые и зрительные диктанты; — тексты с оппозиционными звуками; — слуховые и зрительные диктанты; | |
2. Дифференциация гласных I—II ряда | Словарь на изучаемые звуки и буквы | |||
3. Дифференциация гласных А—Я | 3-4 | Слова-паронимы | ||
4. Дифференциация гласных У—Ю | 3-4 | Слова-паронимы | ||
5. Обозначение мягкости согласных при помощи Ь | Словарь на изучаемые звуки и буквы | |||
6. Звуки Б, Б', П, П' | Слова-паронимы | |||
7. Звуки 3,3', С, С' | Слова-паронимы | |||
8. Звуки Ж—Ш | Слова-паронимы | |||
9. Дифференциация звуков С—Ц | Слова-паронимы | |||
10. Дифференциация звуков Ц—ТС | Слова-паронимы |
Тема занятия | Часы | Направления работы | ||
Фонетика | Лексика | Грамматика | ||
11. Дифференциация звуков Ч—Щ | — дифференциация звуков во всех позициях. | Слова-паронимы | — тексты с оппозиционными звуками звуками. | |
12. Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста | Словарь на изучаемые звуки и буквы |
2. Оптически сходные буквы (45 часов))
Тема занятия | Часы | Направления работы | |||||
1. Развитие неречевых процессов. Зрительный анализ | — развитие зрительного внимания; — развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры); знание цвета (основные и оттеночные), формы, величины; — развитие восприятия цифр и букв: цвета (основные и оттеночные), форма, величина; — развитие зрительной памяти; — развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра...; время года; месяцы; дни недели; время суток; — развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов; — развитие зрительно-моторной координации. | ||||||
2. Зрительное восприятие, внимание, память | |||||||
3. Пространственные и временные представления | |||||||
Работа с буквами | Речевые процессы | Неречевые процессы | |||||
4. Дифференциация гласных букв. Буквы: а—о, и—у | — уточнение артикуляции изучаемых звуков; — соотнесение артикулемы, — соотнесение буквы с символом для обозначения на письме; — дифференциация сходных по начертанию букв: изоли- | — закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе; — развитие зрительного внимания; — развитие зрительной памяти; — развитие зрительно-моторной координации; | |||||
5. Дифференциация гласных и согласных букв. Буквы и—ш (и—ш, И—Ш) | |||||||
Тема занятия | Часы | Направления работы | |
Работа с буквами | Речевые процессы | Неречевые процессы | |
6. Дифференциация согласных букв. Буквы л—м (Л—М, л—м), п—т (П—Т, п—т), б—д, ц—щ (Ц—Щ, ц—щ) | рованно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте; — работа со словами-паронимами; — написание зрительных и слуховых диктантов с изучаемыми буквами. | — развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве; — развитие умений конструирования и реконструирования букв. | |
7. Дифференциация оптически сходных букв (на уровне текста) |
Речевые карты
(в зависимости от речевого дефекта)
В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта. В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла ввиду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом, либо были чересчур громоздкими и неудобными в работе.
В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать тот, с помощью которого логопед сможет увидеть полную картину речевого дефекта и без труда поставить заключение.
Основные разделы речевой карты:
1. Анамнестические данные;
2. Обследование фонетической стороны речи;
3. Обследование звукопроизношения;
4. Обследование строения артикуляционного аппарата;
5. Обследование функционального базиса речи (память, восприятие, внимание, мышление);
6. Обследование лексико-грамматического строя речи;
7. Обследование связной речи;
8. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка).
В данном пособии я предлагаю вниманию специалистов несколько вариантов речевых карт, составленных с учетом возраста и специфики речевого нарушения ребенка.
Хочется обратить ваше внимание на речевую карту для ученика 2—4 класса. В приложение к этой карте помимо традиционных образцов детских работ предлагается включить задания, которые дети выполняют самостоятельно. Также рекомендуется дважды проводить слуховые и зрительные диктанты (сначала дети пишут диктант в классе под руководством учителя начальных классов, потом — на логопункте с логопедом). Работы детей анализируются. Логопед также просматривает рабочие тетради детей, выписывает специфические ошибки, и только потом ставится первичное логопедическое заключение.
Обратимся к образцам речевых карт. Их три вида:
1. Речевая карта на ребенка с ОНР;
2. Речевая карта на ребенка с дисграфией;
3. Речевая карта на ребенка с ФФНР или ФНР.
Речевая карта первого вида рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения.
При необходимости она может быть дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребенком, и тогда ее возможно использовать для обследования школьника с дисграфией (речевая карта второго вида). Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребенка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.
Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.
Более подробно методика обследования речи младших школьников описана в части 2 данного пособия.
12. Отслеживание динамики развития устной
и письменной речи (мониторинг) с аналитической
справкой по результатам мониторинга
В начале года логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся, заполняет речевую карту и оформляет профили. За годы многолетней практики я пришла к убеждению, что подготовить абсолютно все необходимые документы и уложиться в сроки, отведенные для обследования, без ущерба для рабочего времени невозможно. Зачастую логопедам приходится либо оформлять документацию до конца сентября, либо ограничиваться пустыми «отписками», пользы в которых нет ни самому специалисту, ни районному (старшему) логопеду. По таким данным невозможно составить необходимое перспективное планирование, грамотно сделать заключение.
Поэтому возникла необходимость разработки такой методики исследования речевых процессов, которую можно было бы использовать в качестве мониторинга. При этом предложенный лексический материал должен соответствовать речевой карте, которая используется для обследования данной группы детей.
Необходимо также помнить, что мониторинг — это не один документ, а система мероприятий: проведение исследования устной и письменной речи с использованием какой-либо методики, заполнение протоколов (индивидуальных и групповых профилей), обработка результатов и их оформление в виде гистограмм (индивидуальных и групповых), а также написание аналитической справки по результатам данного исследования. Данные мероприятия рекомендуется проводить в сроки, установленные для обследования. Образцы документов, необходимые для их проведения, приводятся во второй части пособия.
Завершает систему мониторинга аналитическая справка, содержащая сведения о состоянии устной и (или) письменной речи детей. Данная справка составляется, так же как и осуществление системы мониторинга, 2-3 раза в год. Содержание данного документа формируется в зависимости от того, на каком этапе коррекции проводится исследование (на начало коррекционной работы, в ходе коррекционной работы, на конец коррекционной работы).
В данном пособии автор приводит схему аналитической справки на конец коррекционного обучения. Ее основное отличие от предыдущих аналогичных документов заключается в том, что она содержит сведения о состоянии устной и письменной речи, приведенные в сравнении с предыдущими этапами работы. В аналитической справке, составленной в сентябре, сравнительных данных не будет, так как это начало коррекционной работы, В аналитической справке, составляемой по окончании промежуточного обследования, уже приводятся данные по каждому блоку в сравнении с началом коррекционной работы (индивидуально и средний показатель по группе). В аналитической справке, составленной на конец учебного года, подводятся итоги коррекционной работы с указанием сравнительных данных, а также результатов работы.
Таким образом, данный документ является статистическим отчетом о результатах проведенного исследования (на начало года), частично о результатах коррекционной работы и направлениях последующей работы (в промежуточном обследовании) или результатах коррекционной работы (в конце учебного года).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА