Если инноватор — руководитель
Рассмотрим вопрос о подготовке к инновационной деятельности управленцев — руководителей и организаторов образования различных уровней.
Исследуя процесс обучения в системе повышения квалификации организаторов образования, Е.П. Тонконогая[96] выделила три взаимосвязанных этапа, составляющих динамику такого обучения.
I этап. Дидактическое проектирование, включающее следующие компоненты:
- диагностирование состояния профессиональных знаний и умений руководителей к началу данного этапа курсового обучения;
- выявление личностных потребностей слушателей в повышении квалификации;
- корректирование преподавателями ФППК (факультета повышения педагогической квалификации) учебных планов и программ с участием слушателей;
- выделение групп и отдельных слушателей, нуждающихся в дифференцированном обучении;
- определение проблем для практических занятий и подбор учреждений, где слушатели будут изучать передовой опыт;
- разработка целей и стратегии обучения.
II этап. Функционирование. Процесс обучения предполагает:
- установление взаимосвязей между всеми структурными компонентами (целями, содержанием, формами и методами обучения, дидактическими средствами, проектируемыми результатами);
- «запуск», регуляцию и саморегуляцию на основе внутренних противоречий.
III этап. Развитие — обучение руководителей школ технологии решения задач развития, включающей все возможные инновации, которые являются движущей силой развития управляемого учреждения.
В значительной степени характер и результат инноваций определяются личностными качествами и отношением руководителей к новому. Ю. Л. Неймер выделяет пять типов руководителей по их отношению к инновационному процессу.
Какими же качествами должен обладать инновационный тип руководителя? Прежде всего — стратегическими способностями. Стратегические способности включают в себя логическое абстрактное мышление, умение анализировать имеющуюся информацию и видеть ситуацию в перспективе, умение выбирать наилучший момент для активных действий и просчитывать варианты возможного развития событий. Согласно соционике, подобные умения принадлежат интуитивному типу интеллекта и не могут быть приобретены. Конечно, можно развить у человека умение делать прогнозы, но натренировать у него чутье, интуицию достаточно сложно. Человек, имеющий природную основу, всегда будет успешнее, чем обученный, но такой основы не имеющий. Отсюда очевидна необходимость иметь в управленческой команде руководителей с интуитивным типом интеллекта. Однако не следует забывать, что интуитивные типы сильны умением мыслить перспективно, но «грешат» оторванностью от реальности, поэтому в управленческой команде нужны сенсорные типы, которые могли бы внедрять их идеи в повседневную практику.
Когда инноватором является руководитель — директор школы или его заместитель, представитель другого уровня управления, возможны разные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия руководителя.
Реакция человека на «навязывание» ему нововведения, как правило, проходит пять фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализацию (К.Ушаков).
Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного состоянием шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе отрицательную роль часто играет недостаточная информированность педагогического коллектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации.
На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение, вплоть до категорического: «делайте или уходите».
На этапе исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты.
Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На этом этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.
Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, т. е. активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение — это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1.Является ли проблемой, ухудшающей качество образования, большое число консервативно настроенных учителей? Может быть, наоборот, это позволяет школе быть более устойчивой к изменениям, в том числе и отрицательно на нее влияющим?
2.Допустим, благодаря определенным мерам (изменение системы подготовки учителей в вузах, повышение зарплаты за творчество и т.д.) число учителей-новаторов значительно увеличилось. Приведите примеры глобальных изменений в системе образования, которые могут произойти из-за этого.
3.Вы — инновационно-ориентированный директор новой школы, в которую набран полностью новый педагогический коллектив. Предложите план своих действий на первый месяц работы, имеющий целью создание инновационной школы.
[1] Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. — М., 1993. — С. 56.
[2] Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М., 2003. — С. 11
[3] Лазарев В. С. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 16.
[4] Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство, - М., 2000 – С.24
[5] Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов н/Д, 1999. — С. 29
[6] См.: Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991. — С. 10.
[7] См.: Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор / В.Я.Ляу-дис; под ред. Р.В.Герф. — М., 1992. — С. 10.
[8] Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. — М., 1973. - С. 73.
[9] Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. — Чебоксары, 2001. — С. 16.
[10] См.: Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближнего Зарубежья. — М., 1994. — С. 31—44.
[11] См.: Цыркун И. И. Инновационные модели развития педагогической науки // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. конгресса. 27—29 мая 2003 г. — Минск, 2003. — С. 5 — 10.
[12] Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1986. – С 358
[13] Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991. – С.31
[14] Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 105.
[15] Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 15.
[16] Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 238.
[17] См.: Лапин И. И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. — М., 1980. — С. 6.
[18] См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — М., 1989. — С. 28.
[19] Мешков А. А. Основные направления исследования инновации в американской социологии //Социс. – 1996. - №5. – С. 117
[20] См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия Трини-таризма». — М., Эл. № 77-6567, публ. 10929, 12.01.2004. [Электронный ресурс], 2004. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/ras/000/a0000001.htm
[21] Гуманитарная инноватика // Сообщение. — 2002. — № 3
[22] 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р.
[23] Щедровицкий П. Г. Новшества и инновации // Учительская газета. — 1995.— № 22.
[24] Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство — М., 2000. - С. 22.
[25] Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор / обзор В.Я.Ляудис; под ред. Р.В.Герф. — М., 1992. — С. 9—10.
[26] См.: Социальные технологии: толковый словарь / отв. ред. В.Н.Иванов. — М.; Белгород, 1995. - С. 45.
[27] Герасимов A.M., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения: (Концептуально-технологический аспект). — М., 2001. — С. 31.
[28] Лапин Н.И., Пригожий А.И., Сазонов Б.В., Толстой B.C. Нововведения в организациях //
[29] Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). — Рига, 1995. — С. 8.
[30] Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С, Лазарева. – М., 1995. – С. 114
[31] Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / отв. ред. П.Н.Тищенко. — Ростов н/Д 2001.-С. 79-80.
[32] Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. — М., 2000. - С. 27.
[33] Лапин Н. И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях // Структура инновационного процесса. — С. 9.
[34] Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989. – С. 40
[35] Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. — М., 1986. — С. 143-158.
[36] Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. — Краснодар, 1998; Тубельский А.Н. Погружение — методика будущего. — М., 1999.
[37] Хуторской А.В. Обучение физике по системе «погружение» // Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: кн. для учителя / под ред. В.Г.Разумовского. — М., 1993. — С. 43 — 47; Хуторской А.В. О занятиях методом эвристического погружения // Методика погружения: за и против / под ред. А.А.Остапенко. — Краснодар, 1995. — С. 57 — 63.
[38] Посталюк Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных систем: региональный аспект. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psycology.narod.ru/121 .html.
[39] Пригожим А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — С. 41.
[40] Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С.Лазарева. — С. 118.
[41] Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. — М., 2005.
[42] Хуторской А.В. Современная дидактика. — СПб., 2001. — С. 204—207.
[43]Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М., 2003. — С. 416.
[44] Саранов А. М. Уровни разработки педагогических новаций в области образования // Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. – Волгоград, 1992. – С. 48-49
[45] Поляков С.Д. Воспитательная система школы: проблемы управления // Библиотека журнала «Директор школы». — 1997. — № 6. — С. 87—89.
[46] Неймер Ю.Л. О типах и ролях руководителей организаций в инновационных процессах // Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М., 1980. - С. 43-45.
[47] Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики — М 1993 — С. 10-13.
[48] Аношкина В.Л., Резванов СВ. Образование. Инновация. Будущее: (Методологические и социокультурные проблемы) / отв. ред. П.Н.Тищенко. — Ростов н/Д, 2001. — С. 92.
[49] Субетто А. И. Этика педагогических инноваций // «Академия Тринита-ризма». — М., Эл. № 77-6567, публ. 10929, 12.01.2004. [Электронный ресурс], 2004. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm
[50] Шаронова С. А. К технологии внедрения инноватики в образовании // Проблемы психологии образования. — М., 1994. — Вып. 2. — С. 95— 106.
[51] Хуторской А. В. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995. — С. 613.
[52] Веселков Ф. С, Веселков А. Ф. Паспорта идей-резервов в нашей НИР «Сто резервов» [Электронный ресурс], 2003. — Режим доступа: http:// www.reserves.ru/number/4-ix-1-1/
[53] Управление школой: теоретические основы и методы / под ред. В. С. Лазарева. - М., 1997.-С. 231.
[54]Чернова Л. Т. О некоторых особенностях педагогической инновационной деятельности // Инновации в образовании и повышении квалификации педагогических кадров. — Казань, 1997. — С. 23 — 28.
[55] Посталюк Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных систем: региональный аспект. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psycology.narod.ru/121.html
[56] Роншен С, Луи Ф. Инновации и реформы в системе народного образования // Управление развитием образования в регионе: Сравнительный анализ - Мурманск, 1996. — С. 72. yv
[57] См.: Советова О.С. Социальная психология инноваций (основания исследования, проблемы): дис. ... докт. психол. наук, 1998.
[58] Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. – М., 1989 – С. 79 - 81
[59]Ушаков К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. — 1996. — № 5. — С. 4—5.
[60] Jaworski В. The professional development of teachers - the potential of critical reflection// British journal of in-service education. — 1993. — Vol. 19, №3. — P. 37—42
[61] Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ Н М Никольской. – М., 1997. – с 78
[62] Г. М. Спаркс-Ланжер, А. Б. Колтон элементы рефлексивного мышления - 1991
[63] Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997
[64] Хуторской А.В. Всесоюзный поиск передовых педагогических идей // Физика в школе. — 1988. — № 1. — С. 37—45.
[65] Прутченков А. С, Новикова Т. Г. Портфолио ученика профильной школы // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября, http://www.eidos.ru/journal/ 2005/0910—21.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
[66] Хуторской А. В. О занятиях методом эвристического погружения // Методика погружения: за и против. — Краснодар, 1995. — С. 57—63; Хуторской А. В. Метафизика П.А.Флоренского как основа метапредметных погружений // Там же.-С. 31-34.
[67] Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. — М., 1979. — С. 40—42.
[68] Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет: учебник нового типа для учителей воспитателей, родителей. — СПб., 1997. — С. 194.
[69] Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. — М., 1988. — С. 18.
[70] Эткина Е. В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение // Физика в школе. — 1990. — № 5. — С. 58—60.
[71] Хуторской А. В. Метапредмет «Числа» // Частная школа. — 1995. — № 2, 3, 5; Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. — Черноголовка, 1993; Хуторской А. В. Мироведение: эвристическое пособие для учеников 5 — 9 классов. — Ногинск, 1995.
[72] Хуторской А. В. Как я понимаю и веду курс естествознания // Биология в школе. — 1990. — № 5; Хуторской А. В. Программа изучения естествознания в 10 классе // Школа самоопределения: Шаг второй. — М., 1994.
[73]Школа творчества: сборник ученических работ / реД- и сост. А. В.Хуторской. — Ногинск, 1996.
[74] Школа творчества: сборник ученических работ / ред. и сост. А. В.Хуторской. — Ногинск, 1996.
[75] Веретенникова Л. К. Личностно-творческое развитие учителя: опыт и проблемы акмеологического исследования // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. — М., 1993. — Вып. 2. — С. 125-129.
[76] Лукичева И.А. Управление инновационными процессами в образовании. [Электронный ресурс], 1997. — Режим доступа: http://www.gmcit.murmansk.ru/ text/bit/1997/25/2.HTM
[78] Инновационные процессы в образовании: сб. тез. докл. / отв. ред. Г. А. Вержбицкий. — Новокузнецк, 1994.
[79] Ушинский К.Д. О пользе периодической литературы // Собр. соч. — М., 1948. —Т. 2.
[80] Чечель И.Д. Инновационные учебные заведения в России. — М., 1992.
[81] Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 132- 133.
[82] Король А. Д. Метод обратного диалога в эвристическом обучении: авто-реф.... канд. пед. наук. — М., 2002.
[83] Социологические исследования. — 1990. — № 2.
[84] Журавлев В. И. Пидкасистый П. И,, Хижнякова Л. С. Экспертное заключение «Об экспериментальной деятельности ИЧП «школа свободного развития» в период с 1992 по 1995» Частная школа – 1995 - №6 – С.81-84
[85] См.: Психология: комплексный подход / под ред. М.Айзенка; пер с англ. – Минск, 2002 – С.598 - 599
[86] Ангеловски К. Учителя и инновации: пер. с македонского. — М., 1991. — С. 49.
[87] Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: кн. Для учителя / под ред В. Г. Разумовского – М., 1993
[88] Сластёнин В.А.Учитель в инновационных образовательных процессах // Изв. Рос. акад. образования. — 2000. — № 3. — С. 73—79.
[89] Цыркун И. И.Дидактические основы генезиса специальной инновационной подготовки студентов педвуза в условиях многоуровневого образования: автореф. дис. д-ра пед. наук / БГПУ им. М. Танка. — Минск, 1998.
[90] Морозов Е.П., Пидкасистый П. И.Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. педагогика. — 1991. — № 10. — С. 88 — 93.
[91] Арламов А.А.Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1985.
[92] Сластёнин В. А., Подымова Л. С.Педагогика: Инновационная деятельность. — М., 1997; Андреев В. И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.
[93] Анисимов Н. М.Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 59-62.
[94]Day Ch.Personal development planning: a different kind of competency // British journal of in service education. — 1994. — Vol. 20, № 3. — P. 287—302.
[95] Raebeck B. The school as a humane business: Organizing problems out; designing productivity in // Phi Delta Kappan. - 1994. - Vol. 75, № 10. — P. 761-765.
[96]Тонконогая Е. П.Современные инновации в деятельности и повышении квалификации организаторов народного образования // Инновации в образовании и повышении квалификации педагогических кадров. — Казань, 1997. — С. 13 — 23.