Отношение родителей учеников к инновациям
Родители учеников — это ближайший социум инновационной школы. Мотивы родителей, отдавших своих детей в инновационную школу были установлены на основе анализа их первичных анкетных данных. У родителей преобладали следующие мотивы.
1.Помощь развитию дарований своих детей.
2. Большее, по сравнению с обычной школой, внимание к ученику; углубленное изучение предметов.
3.Нежелание обучать ребенка в массовой школе.
4.Престиж частной школы.
5.Привлекательность концепции школы.
Работа сродителями в ходе обучения детей осуществлялась следующими путями: индивидуальные собеседования сдиректором и учителями; ознакомление родителей стекстами концепции школы и особыми программами, качественными характеристиками; проведение регулярных, примерно 1 — 2 раза в месяц, родительских занятий; проведение психолого-педагогических консилиумов сучастием родителей ученика; демонстрация родителям отснятых видеоматериалов; воздействие на родителей через их детей (рефлексия, специальные домашние задания ученикам). Цель этой работы — помощь родителям в лучшем осознании концепции школы и родительская помощь учителям в самореализации ребенка.
Обратная связь с родителями осуществлялась: а) устно на занятиях, собраниях, собеседованиях; б) письменно в периодически проводимом анкетировании.
Рассмотрим наиболее типичные мнения и понимания родителей, содержащиеся в их ответах на предлагаемые им рефлексивные вопросы. Обобщение составлено на основе анализа анкет родителей учеников I — V классов.
Каковы, на ваш взгляд, сильные стороны нашей школы?
- Школа приближена к ребенку. Неординарность подхода. Отсутствие давления на учеников. Установка на развитие творческих способностей к познанию. Дополнительные курсы.
- Развитие духовно раскрепощенной личности. Богатые возможности проявить и реализовать ребенку свои способности. Мои принципы совпадают со школьными.
-Дети идут в школу с желанием. Им интересно заниматься. В школе домашняя обстановка. У детей есть право выбора. Хороший коллектив детей.
- Профессиональное мастерство учителей. Внимание к каждому ученику. Нет «зашоренности».
- Удается держать ребенка в круге интересов школы. Совпадение школьных интересов с интересами детей.
Каковы слабые стороны школы?
- Мало требовательности. Плохое оформление тетрадей.
- Проблема: если ребенок попадет не в творческий коллектив потом? Сможет ли он учиться в обычной школе?
- Не очень устойчивое положение в общей структуре образования.
- Пугает неопределенность.
- Отсутствие привычных предметов. Поступит ли мой ребенок в вуз? Тревоги в связи с будущим составом учителей.
В чем изменился мой ребенок за год?
- Появилось положительное отношение к школе. Приподнятое настроение.
-Увлеченность. Расширение кругозора и познавательности.
- Легко дается учеба. Нравится ходить в школу.
- Самовыражение. Появились уверенность и самостоятельность. Стал более раскрепощен, рассудителен. Имеет собственное мнение. Может поспорить со мной.
- Сначала был острый интерес, затем интерес ослаб.
- Улучшились отношения с учениками в классе. Дочь стала более общительной. Стала лучше ориентироваться.
- Произошел резкий скачок в физическом развитии.
- Дочь перестала искать авторитеты и опираться на них. Удалось добиться большей самостоятельности.
- Осталась еще большая степень подражания коллективу.
- Ребенок стал менее застенчивым.
- Появилось чувство необязательности.
- У ребенка наблюдалась повышенная возбудимость, сейчас возбудимость снизилась.
- Ребенок стал более открытым, активным. Исчез антагонизм «мальчики—девочки».
- Дочь стала добрее по отношению к маме, повзрослела.
- В чем изменился я как родитель?
- Учеба сына в этой школе заставила меня переосмыслить свое участие в его воспитании и развитии.
- Я отказался от силовых методов «напичкивания» знаниями.
- Не следует ставить выше всего формальные цели обучения.
- Создаю нужную обстановку дома. Уделяю внимание ребенку.
- Нахожу время поговорить, помочь решить проблемы.
- Хотела узнать сильные стороны ребенка, узнала.
Позиции родителей позволили сгруппировать их в следующие типы.
1.Родители, которые изначально имели осознанную позицию, сходную сконцепцией школы (примерно 20 — 30%), овладели некоторыми способами сопровождающего обучения и воспитания, стали более внимательны к детским суждениям и делам.
2.Родители, которые имели позицию, мало связанную сконцепцией школы, смогли изменить или, по крайней мере, смягчить свою заданность к ребенку (около 10—15 %).
3.Родители, занимающие позицию типа «школа его чему надо, тому и научит», почти никак не изменились, поскольку не собирались вмешиваться в образовательный процесс (около 40 %).
4.Родители, которые забрали (перевели) своих детей из школы в течение учебного года или в конце его (около 20 %).
В отношении последней позиции родителей заметим следующее. Поскольку концепция школы идет вразрез тому смыслу образования, который известен большинству родителей, от них часто требуются усилия по изменению своего понимания образования. Не все родители на это идут, и тогда возникает ситуация, когда происходит обострение, иногда разрыв их отношений со школой. Примерно половина родителей, которые преждевременно забрали детей из школы (чаще всего против желания детей), делали это из-за «вдруг» обнаружившихся принципиальных расхождений с концепцией школы. Чаще всего эти родители оказывались сторонниками того, что ребенка надо заставлять учиться и делать это надо более интенсивно. Сам ребенок, по их мнению, не имеет и не может иметь желание учиться «от себя», так как еще мал, мало знает и т.д.
Другая часть родителей этого типа забирают детей из экономических соображений, видя, что длительно оплачивать образование им будет трудно. Есть родители «ищущие», которые действуют «по принципу колобка»: я от бабушки ушел, я от дедушки ушел...
Один из выводов: нет и не может быть стабильного состава как учеников, так и учителей в школе негосударственного типа до той поры, пока сама система негосударственного образования не займет своего ясного и законодательного положения в обществе. А для школ экспериментальных, да еще платных, текучесть — явление неизбежное, и его надо не пугаться, а планировать и учитывать во всех элементах школьной образовательной системы. Так, качественные характеристики и оценка базовых стандартов застраховывают учеников от нежелательных проблем при возможном переходе в другие школы. Хотя трудность для них, как показывает опыт, составляет не иное содержание образования (за 2— 3 месяца дети полностью адаптируются в новой школе), а иные образовательные ценности. Например, то, что в школе поощряется (инициатива, собственный образовательный продукт, неординарная идея), в обычных школах карается или в лучшем случае остается незамеченным.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1.В чем состоит отличие педагогических нововведений в традиционной и инновационной школах?
2.Приведите примеры педагогических новшеств, которые относятся к деятельности инновационной школы: целям, учебному процессу, содержанию образования, системе контроля и оценки результатов. Обоснуйте необходимость данных новшеств.
3.Каковы требования к разработке новшеств для инновационной школы? Что необходимо для того, чтобы такие новшества были реализованы?