Организация индивидуальных занятий в инновационной школе
Рассмотрим еще одно нововведение, которое было реализовано в рамках инновационной школы эвристической ориентации.
Последняя четверть учебного года значительно изменяет характер образования. Накопленная за год усталость требует изменения организационных форм занятий. В IV четверти школа предоставила возможность ученикам, овладевшим базовыми образовательными стандартами еще в III четверти, индивидуальное продвижение по выбираемым ими направлениям. С этой целью, например, два дня в неделю (четверг и пятница) проводятся индивидуальные занятия с этими учениками. Остальные три дня в неделю занятия проводятся с учетом весеннего периода (частая смена видов деятельности, увеличение занятий на улице, в лесу, на огороде).
Принципы организации индивидуальных занятий (суть нововведения) следующие.
1.Все занятия разделяются на базовые, обеспечивающие усвоение и углубление стандартов всеми детьми (15 ч в неделю), индивидуальные, предполагающие продвижение детей по отдельным предметам и темам (10 ч), творческие лаборатории, курсы и кружки после обеда (10 ч), индивидуальные консультации во время общих занятий (8 ч в неделю).
2.Принцип обеспечения выбора. Дети самостоятельно выбирают темы индивидуальных творческих работ (не более трех) и учителей-руководителей. Для этого каждый учитель заранее предоставляет ученикам на выбор определенный набор тем и творческих заданий. Учитель также проводит выбор учеников из числа желающих по своим критериям.
3.Индивидуальные занятия предполагают обязательное представление и защиту детьми своих результатов. Защита работы происходит на последней зачетной неделе мая.
4.Параллельно с индивидуальными занятиями в четверг и пятницу проводятся общие для остальных детей занятия (народные игры, экскурсии, музыка, математика и др.). Индивидуальные занятия могут проходить и во время базовых занятий, если на это согласны учитель и ученик.
На собрании детям предлагается выбрать до трех тем. Не все успешно справились с этой проблемой. Некоторые выбирали одно, а потом занимались совсем другим. Некоторые дети не выбрали ничего. Еще одну группу составляли дети, которые хотели бы заниматься многим. У учителей тоже получалась неравномерная нагрузка, и они сами отбирали детей, с которыми им предстояло заниматься. В течение одной-двух недель происходили фиксация расписания, выбор учениками и учителями друг друга, уточнение тем и т.д. Индивидуальные занятия проходили два дня в неделю: в четверг и пятницу. Одновременно три учителя были заняты индивидуальной работой с детьми, а один учитель вел общие занятия по математике или физкультуре со всеми остальными ребятами.
В последнюю неделю IV четверти проходят итоговые зачетные работы: ребята защищают плоды своего творчества. Например, представляют языческую панораму, обучают друг друга математическим и словарным играм, объясняют построение геометрических фигур (цилиндра, призмы, куба), представляют английский букварь и сказку на английском языке, сочиненную ими. На всех защитах присутствуют родители и дети из другого класса, которые задают свои вопросы выступающим.
Результаты нововведения
По окончании IV четверти на основе рефлексивного анализа учителями школы сделаны следующие выводы.
1.У детей и учителей появился опыт организации и выбора индивидуальных занятий.
2.Состоялась ситуация выбора: дети б лет самостоятельно выбирали из 12 тем наиболее им близкие с учетом многих факторов; учителя также смогли отбирать интересные для себя темы и учеников.
3.Возможным оказалось индивидуальное усиленное внимание учителя к небольшой группе детей или даже одному ученику.
4.Способные ученики достигли больших результатов по отдельным учебным дисциплинам и направлениям.
5.Хорошие результаты показали выступления детей во время защиты проектов; дети почувствовали, что несут ответственность за свою деятельность, увидели свои результаты, их оценку сверстниками и взрослыми; им интересно было познакомиться с работами других учеников, выступить в роли учителей — задать вопросы, высказать отношение к работам друзей.
6.Дети подготовились к взаимообучению; в следующем году этому направлению было уделено особое внимание как одному из главных принципов образования: «Обучая других — учимся сами».