Состав группировки сил и средств на тушение природных пожаров на территории Свердловской области
Тушение лесных пожаров на землях лесного фонда, а также выполнение противопожарных мероприятий будет осуществляться государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Уральской базы авиационной охраны лесов» в рамках выполнения государственного задания от 25 декабря 2012 года №1.
В состав привлекаемых сил и средств для тушения природных пожаров привлекается 5 авиаотделений, 3 авиаточки, 8 пожарно-химических станций I типа, 15 пожарно-химических станций II типа, 10 пожарно-химических станций III типа.
В соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров в случае необходимости будут привлечены силы лиц использующих леса, других организаций, в также силы подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований и добровольных дружин.
В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории Свердловской области в 2016 году определена группировка сил и средств РСЧС в количестве 41393 человек и 13058 единиц техники, из них:
- МЧС – 5149 человек, 891 ед. техники.
- МВД – 9932 человек, 621 ед. техники.
- Минприроды – 1100 человек, 4910 ед. техники.
- Минтранс – 517 человек, 374 ед. техники.
- Минобороны – 148 человек, 80 ед. техники.
- Минздрав – 1125 человек, 369 ед. техники.
- Другие министерства и ведомства (Минюст, ФСБ) – 583 человек, 65 ед. техники.
- Лесопожарные формирования – 2939 человек, 4851 ед. техники.
- Силы и средства гарнизонов пожарной охраны (ППС, МПО, ДПО, ВПО, ЧПО, АСФ) – 8087 человека, 803 ед. техники.
- Координационные органы и постоянно действующие органы управления – 1437 человек;
- Добровольцы, волонтеры – 11085 человек, 94 ед. техники.
Состав сил и средств РСЧС Свердловской области, привлекаемый для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных ЧС, обусловленных природными пожарами в 2014 году на территории Свердловской области в пожароопасном периоде определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 и Постановление Правительства Свердловской области от 28.02.2005 года №139-ПП «О Свердловской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Расчет сил и средств проведен, исходя из прогнозируемых рисков возникновения ЧС, связанных с возникновением природных пожаров на территории Свердловской области. К ним относятся риски природных пожаров на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, землях поселений, обороны и безопасности (Минобороны России, ФСБ России, УМВД России), землях особо охраняемых природных территорий, землях иного специального назначения, землях запаса.
Расчет сил и средств включает выполнение следующих основных функций:
1. Обеспечение пожарной безопасности:
а) предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров:
- разъяснительная и воспитательная работа, в том числе через средства массовой информации;
- регулирование посещаемости лесов;
- благоустройство мест отдыха и стоянок транспорта;
- контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, в том числе силами государственного пожарного надзора в населенных пунктах и объектах экономики расположенных в лесных массивах или вблизи них;
б) снижение пожарной опасности:
- регулирование состава древостоев;
- очистка мест рубок;
- ликвидация внелесосечной захламленности;
- санитарные рубки.
в) предупреждение (ограничение) распространения огня:
- создание противопожарных разрывов (барьеров);
- создание минерализованных полос;
- создание противопожарных опушек;
г) подготовка сил и средств для предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе контроль готовности сил и средств к предупреждению и тушению пожаров с выездом оперативных групп в районы возможного возникновения лесных пожаров;
д) обнаружение лесных пожаров:
- дежурство на пожарно-наблюдательных вышках, пунктах;
- наземное патрулирование, авиационное патрулирование;
- оценка лесопожарной обстановки и прогноз ее развития;
- прием и обработка информации о пожарной обстановке (пожарах) и доведение до заинтересованных органов управления, должностных лиц, сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
е) подготовка к работам по тушению:
- дежурство пожарных команд;
- перераспределение и маневрирование силами и средствами пожаротушения, доставка их к местам лесных пожаров.
2. Непосредственное тушение лесных пожаров – разведка пожара, остановка распространения огня, локализация, дотушивание и окарауливание.
К работам по тушению лесных пожаров относятся (письмо Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) от 10 ноября 2009 года №АС-05-54/7018 «Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»):
- разведка (наземная и авиационная) очага лесного пожара;
- организационно-технические мероприятия;
- локализация очага пожара;
- окарауливание локализованного пожара и ликвидация пожара.
Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из сил и средств, привлекаемых к обеспечению пожарной безопасности и участвующих в тушении лесных пожаров. Силы и средства, участвующие в тушении лесных пожаров подразделяются на силы и средства, участвующие непосредственно в тушении пожара и силы и средства, обеспечивающие тушение пожара.
В состав сил и средств, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности включены:
а) силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
- подразделения МЧС России (подразделения Федеральной противопожарной службы, обеспечивающие прикрытие населенных пунктов, ОГ Главного управления МЧС России по Свердловской области, гарнизонов пожарной охраны, подразделения надзорных органов, ОДС ФКУ « ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области», отдел по работе со СМИ, Центр мониторинга и прогнозирования ЧС);
- подразделения Минобороны России: пожарные команды, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории;
- подразделения МВД России (дежурные службы: экипажи, диспетчерские службы ППС и ГИБДД, привлекаемые к проведению ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса);
- подразделения пограничной службы ФСБ России, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории;
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ), в том числе организации осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории;
- оперативные группы, личный состав и техника территориальных подразделений ФОИВ и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС и выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности.
б) силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
- координационные органы и органы повседневного управления;
- силы и средства гарнизонов пожарной охраны (кроме Федеральной противопожарной службы МЧС России), обеспечивающие прикрытие населенных пунктов;
- личный состав и техника органов исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления и организаций, производящих работу по подготовке к пожароопасному периоду;
- авиация ОМСУ в соответствии с заключёнными договорами для проведения разведки и мониторинга;
- добровольная пожарная охрана;
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ);
другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по обеспечению пожарной безопасности (на основании решений соответствующих Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности).
В состав сил и средств, привлекаемым для тушения природных пожаров на территории Свердловской области включены:
а) силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
- силы и средства лесопожарных формирований, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
При этом в состав пожарной техники и оборудования, а также в состав сил пожаротушения включены только силы и средства, которые планируется непосредственно задействовать в работах по тушению пожаров. В силы пожаротушения лесопожарных формирований включены:
- руководители тушения лесных пожаров;
- летчики-наблюдатели;
- инструктора авиапожарных служб;
- постоянные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров;
- временные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организации) наземной охраны лесов от пожаров.
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ) и имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ) и не имеющих лицензию на тушение лесных пожаров. При этом учтена только техника и оборудование, которое может быть использовано для проведения работ по тушению лесных пожаров.
- силы и средства гарнизонов пожарной охраны (подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований (федеральный закон от 21 декабря 2009 года №69-ФЗ, Приказ МЧС России от 5 мая 2008 года №240)), привлекаемые к тушению лесных пожаров в установленном порядке. Привлечение сил и средств гарнизонов пожарной охраны для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 года №344 «Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров».
- силы и средства организаций, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти Свердловской области, не осуществляющих использование лесов и привлекаемые в установленном порядке к тушению лесных пожаров, за исключением лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
б) силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
- автотранспортные предприятия;
- медицинские учреждения (бригады скорой медицинской помощи);
- авиация ТП РСЧС в соответствии с заключёнными договорами для тушения лесных пожаров;
- сторонние организации (силы и средства организаций, заключивших договора на тушение лесных пожаров);
- авиация сторонних организаций, привлекаемых по договорам на тушение лесных пожаров;
- другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по тушению лесных пожаров (на основании решения комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Свердловской области).
Привлечение сил и средств организаций, не осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ) производится на основании соответствующих договоров и соглашений, заключенных в установленном порядке.
В отдельных случаях допускается привлечение сил и средств, не указанных в договорах и соглашениях, на основании решений КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
В состав сил и средств, обеспечивающим тушение пожаров включены:
- силы и средства, выполняющие организационно-технические и другие вспомогательные работы;
- комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
- дежурно-диспетчерские службы (ДДС) органов исполнительной власти Свердловской области (дежурные смены);
- пункты диспетчерского управления (ПДУ) организаций и учреждений;
- единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований Свердловской области;
- дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов);
- силы и средства, принимающие участие в ограничении посещения лесов гражданами и въезда автотранспорта, установке шлагбаумов на лесных дорогах, щитов-аншлагов, предупреждающих о чрезвычайной опасности в лесах, в выставлении контрольных постов из работников лесной охраны и полиции.
Сведения о группировке сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории Свердловской области (Приложение 7).
Сведения о технике, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории Свердловской области (Приложение 8).
Привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, граждан и юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 года №344 «Об утверждении Правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров», а также законами Свердловской области в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Свердловской области либо лесничеством на основании заключенных соглашений, а также по решениям комиссий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных районов и Свердловской области. Дополнительные силы и средства привлекаются в случаях, когда в лесах области, муниципального района сложилась высокая или чрезвычайная пожарная опасность по условиям погоды (IV или V класс пожарной опасности) и действуют в границах одного муниципального района одно или несколько загораний площадью каждого 25 га и более, а также при введении на территории области или соответствующего муниципального района режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров или при возникновении количества лесных пожаров, которые не могут быть потушены лесопожарными формированиями самостоятельно. Руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения пожара, назначенным решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Свердловской области и Главного управления МЧС России по Свердловской области.
Необходимое количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств для оказания помощи в ликвидации лесных пожаров определяется в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды, а также от конкретно сложившейся лесопожарной ситуации в местах проведения работ по локализации и ликвидации загораний в соответствии со Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на период пожароопасного периода.
Кроме того, допускается привлечение сил и средств, не указанных в Сводном плане, на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», по согласованию с Главным управлением МЧС России по Свердловской области.
При привлечении к тушению лесных пожаров на основании Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Свердловской области подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, сил и средств сторонних организаций и предприятий по решению территориального лесничества или Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Свердловской области компенсация произведённых затрат по тушению лесных пожаров осуществляется территориальным лесничеством по фактически произведённым затратам по заключенному договору по факту возникновения лесного пожара на основании заключенного до начала пожароопасного сезона соглашения.
Резерв пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов формируется в целях обеспечения производства работ по локализации и ликвидации лесных пожаров.
Резерв создается в Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (областной резерв), а также арендаторами лесных участков (местный резерв).
Выполнение авиационных работ по охране лесов от пожаров осуществляется летчиками-наблюдателями и специалистами десантно-пожарной службы ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» на арендуемых воздушных суднах.