Обоснование актуальности проекта
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
РЕСУРСНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Наименование | Ресурсная база |
1. Нормативно-правовая | · Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1; · Конституция Российской Федерации; · Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1; · ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ · Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ); · Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р; · Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ); · Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ); · Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.; · Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» -Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг; - Положение о школьном музее |
2. Мотивационная | · Осуществление исследовательско – поисковой деятельности, знания и умения, полученные в результате создания Internet-версии школьного музея |
3. Организационная | · Формирование социального заказа на воспитание компетентностного школьника в условиях краеведческой деятельности; · Программирование образовательно–воспитательного процесса; |
4. Научно-методическая | · Дополнительная образовательная программа «Школьный музей»; · Методические разработки занятий, тематических виртуальных выставок; · Сценарии этно- уроков , экскурсий. |
5. Информационная | · Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых.-М.: 1980. · Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. · Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982. · Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта.-М.:1988. · Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967. · Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995. № 2 · Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982. · Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985. · Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000. · Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985. · Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6. · Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М., Просвещение, 2005. · Сейненский А.Е.Музей воспитывает юных.– М., 1988. · Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994 · Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987. · Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
|
6. Материально-техническая | · Музыкальный центр; · Проектор и экран;
|
7. Кадровая | · Руководитель школьного музея · Учителя – предметники, классные руководители |
Библиографический список
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых.-М.: 1980.
2. Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
3. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
4. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта.-М.:1988.
5. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.
6. Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.
7. Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995. № 2
8. Маслоу А. Мотивация и личность.– М., 2005
9. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
10. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
11. Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.
12. Новые методы и технологии в школьном дополнительном дополнительном образовании. -М.,1998.
13. Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогигки.// Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2007.
14. Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
15. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
16. Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М., Просвещение, 2005.
17. Сейненский А.Е.Музей воспитывает юных.– М., 1988.
18. Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994
19. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987.
20. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
- Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.
22. Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.
23. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.
24. Школьные музеи. Сб. документов. -М., 1987.
- Шляхтина Л.Ф.; Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб.,2000.
26. Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.
http://www.maou143museum.u51627.netangels.ru/- САЙТ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ МАОУ СОШ № 143
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Обоснование актуальности проекта
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина, Патриота в самом высоком смысле этих слов.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
В нашей школе мы решили создать музей «Народного быта и творчества» средней школы № 143 города Екатеринбурга. Администрацией ОУ для музея предоставлено помещение, мебель и необходимая аппаратура. В 2014 году в основу первых экспозиционных папок, легла исследовательско-поисковая работа учащихся школы – «Деревянное зодчество Урала», «Наличники города Екатеринбурга», «Деревянная народная игрушка». Так появились первые активисты. У классных руководителей появилась прекрасная возможность воспользоваться папками для тематических бесед по краеведению, экскурсий и т.д.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, исторической реконструкции учащиеся постоянно соприкасаются с историей города, края, страны.
За год своего существования музей уже добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточный опыт краеведческой работы:
· В фондах музея пока около 40 экспонатов, более половины из которых – подлинные;
· Создано пять постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные;
· По экспозициям музея разработано 5 тематических экскурсий;
· Разработаны и реализуются в образовательном процессе школы программы факультативного курса: «Краеведение для учащихся 5-9 классов»;
· Принимаем активное участие в городских краеведческих конференциях,
· Мы живем в век информационно-компьютерных технологий и, конечно, не можем не использовать их в нашей жизни. Поэтому наш проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий. Ведется работа над созданием виртуального «Музея народного быта и творчества» средней школы № 143 города Екатеринбурга. Мы любим наш родной Урал, сохраняем его историю и традиции и культуру нашего народа. В скором времени мы пригласим вас на виртуальную экскурсию по нашему музею. (maou143museum)
Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении.
Разрабатывая данный проект «Школьный музей», мы хотим предложить новые формы музейной педагогике.
Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции, посвящённой 300-летию образования
г. Екатеринбурга (2023 – юбилейный год г. Екатеринбурга).
1.2. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе, русской культуре посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проекта:
- Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея.
- Создать Internet-версии школьного музея.
- Обучить учащихся школы проектной деятельности.
- Провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению.
- Организовать презентацию школьного виртуального музея.
1.3.Сроки реализации проекта:2015-2016 и 2016-2017 учебные года.
-1 этап – подготовительный – сентябрь 2015;
1.Разработка нормативных документов.
2.Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции.
-2 этап – практический – октябрь 2015 – май 2016;
1. Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности.
2. Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства.
3.Включение школьного виртуального музея в единую локальную сеть школы, перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайте школы.
4.Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.
5.Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся, учителей и родителей, создание «семейной гостиной» целью которой является – взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательный процесс, формирование у родителей представлений об этнокультурных педагогических традициях и их роли в развитии личности ребенка.
6. Организация презентации школьного интерактивного музея.
-3 этап – обобщающий – сентябрь 2016 – май 2017г.
1.Анализ результатов и корректировка проекта;
2.Обобщение опыта работы
Участники проекта:учащиеся 1-11 классов, родители, педагогический коллектив и администрация школы.
1.4.Содержание деятельности:
Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Промежуточный результат деятельности | |
1 этап Подготовительный сентябрь-май 2015 Цель: Создание ресурсной базы для создания Internet-версии школьного музея. Основные задачи этапа и направления деятельности: 1.Собрать и проанализировать информацию о новых формах деятельности школьных музеев; 2.Разработать и создать проект «Школьный музей XXI Века»; 3.Привлечь внимание общественности к проекту. | 1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме. 2.Изучение опыта работы виртуальных школьных музеев Свердловской области и РФ. 3.Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея. 4.Разработка проекта «Школьный музей XXI Века»; 5.Проведение семинаров, собраний с педагогическим коллективом и родительской общественностью. | -Нормативные документы и специальная литература, методические разработки; -Участие в муниципальном конкурсе инновационных проектов, 2015-2016 уч.год; -Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции. - Сотрудничество с родительским комитетом и оформление заказа на изготовление выставочных стендов: «В нашей школе есть музей», «Предметы крестьянского быта в народной сказке», «Предметы-помощники крестьянского труда», « Хранители домашнего очага», «Народные промыслы и ремёсла», «Мир крестьянской семьи», «Предметы крестьянского быта в стихах Н.А.Некрасова», «Живые устаревшие слова», «Русская изба», «Семейная гостиная», «Из истории народного образования», «Музеи и музейное дело на Урале». - Проведение: МО классных руководителей (8.09.2015); общешкольного родительского собрания ( сентябрь 2015) | |
2 этап Практический Октябрь 2015 – май 2016 гг Цель: внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея. Основные задачи этапа и направления деятельности: 1.Создать Internet-версии школьного музея. 2.Обучить учащихся школы проектной деятельности. 3.Провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению. 4.Организовать презентацию школьного интерактивного музея. | содержание деятельности | сроки | исполнитель |
1.Создание Совета музея. | 1 неделя октябрь | Зам.директора по ПР Сенчев А.А. | |
2.Создание проектной группы по созданию виртуального музея. | 2 неделя октябрь | Зам.директора по ПР руководитель школьного музея Сенчев А.А. | |
3. Проведение занятий-практикумов по обучению учащихся методу проектов. | 3 неделя октябрь | ||
4.Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по использованию ИКТ в проектной деятельности | 4 неделя октября | ||
5. Оказание методической помощи учащимся в выборе тематики проектов. | 1 неделя ноября | Учителя предметники и классные руководители | |
6.Создание электронного банка данных. | 2 - 3 неделя ноября | Руководитель школьного музея Сенчев А.А.Классные руководители | |
7.Создание электронной картотеки музея. | 4 неделя ноября | Руководитель школьного музея Сенчев А.А. | |
8.Теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц, сайта | 1-2 неделя декабря | Учитель информатики Толокнова А.А. | |
9.Определение модели виртуального электронного музея; | 3-4 неделя декабря | Совет музея | |
10.Создание виртуальных экспозиций | 1- 2 неделя января | Проектная группа школьного музея | |
11.Разработка виртуальных экскурсий | 3-4 неделя января | Проектная группа школьного музея | |
12.Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы | 1-2 неделя февраля | Учитель информатики Толокнова А.А. | |
13.Пополнение модели электронного музея фактическим материалом; | 3-4 неделя февраля | Проектная группа школьного музея | |
14.Размещение лучших ученических проектов на Web-странице школьного музея | 1-2 неделя марта | Учитель информатики Толокнова А.А. и Зам.директора по ПР Руководитель школьного музея Сенчев А.А. | |
15.Использование возможностей электронного музея на данном этапе (уроки, виртуальные экскурсии). | 3-4 неделя марта | Учителя предметники, классные руководители | |
16.Подготовка мультимедиа-презентации школьного виртуального музея | 1-2 неделя апреля | Зам.директора по ПР Руководитель школьного музея,Учитель информатики | |
17.Создание информационных буклетов о музее | 3-4 неделя апреля | Проектная группа школьного музея | |
18.Изготовление афиши и приглашений для гостей презентации | 1-2 неделя мая | ||
19.Презентация интерактивного музея школьного коллектива и родительского собрания | 3-4 неделя мая | ||
3 этап Обобщающий 2016-2017 уч.год Цель: Обобщение и распространение опыта работы по внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея. | 1.Анализ результатов и корректировка проекта | сентябрь | Проектная группа школьного музея |
2.Обобщение опыта работы | сентябрь | Заместитель директора по ПР Сенчев А.А. | |
3.Проведение семинара для общественности «Школьный музей XXI века» | Октябрь-декабрь 2016 г | Совет музея |
1.5.Методы реализации проекта:
· анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;
· изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;
· проектирование;
· проблемно-поисковый;
· исследовательско – поисковый;
· стимулирование и мотивация интереса к проекту;
· наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в школе;
· социологические опросы, анкетирование, тестирование.
· индивидуальные и групповые консультации;
· обобщение и анализ опыта работы;