Пожилые люди как объект социальной защиты и социального обслуживания.
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида как объект социальной защиты и социального обслуживания.
- Государственно-частное партнерство в процессе реализации социальной работы, создание условий для его обеспечения.
Дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются, наиболее остро нуждаются в социальной помощи и защите. Ниже представлены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие эту помощь на сегодняшний день в Российской Федерации.
Признание детей инвалидами
В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 11.07.1991 г. № 593-р приказом Минздрава РСФСР от 04.07.91 г. №117 разработаны и утверждены медицинские показания, на основании которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. Они включают в себя функциональные изменения и патологические состояния дающие право на установление инвалидности на сроки от 6 месяцев до двух лет. от двух до пяти лет, до достижения ,16-летнего возраста.
Детские специальные учреждения
Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
Ребенок-инвалид помещается в такое учреждение по желанию родителей. Дети раннего возраста — до четырех лет — принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.
В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для детей-инвалидов: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.
К числу специализированных детских учреждений, находящихся в системе народного образования, относятся в основном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и слабовидящих детей, глухих и слабослышащих
Социальные пенсии детям-инвалидам
В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (ст. 114) социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости.
Кроме того, на ребенка-инвалида выплачивается дополнительно к социальной пенсии надбавка по уходу за ним. Эта надбавка равна минимальной пенсии по старости.
Пенсионное обеспечение членов семьи, занятых уходом за ребенком-инвалидом
Согласно ст. II Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Смерть ребенка после достижения восьмилетнего возраста не лишает мать права на указанную пенсию.
В общий трудовой стаж наравне с работой включается время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет.
Жилищные льготы
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению).
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Федерального закона «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно жилищному кодексу (в настоящее время пересматривается) в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью лица, страдающие тяжелыми формами некоторых заболеваний, дающих право на эту льготу. Список заболеваний утвержден приказом Минздрава СССР от 28.03.83 г. № 330 с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минздрава СССР от 23.12.86 г. № 1650. от 05.03.88 г. № 187 и от 06.06.91 г. № 152.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых заболеваний, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 г. № 214.
____________________________________
Государственно-частное партнерство –форма сотрудничества между государством и субъектами частного предпринимательства, направленная на финансирование, создание, реконструкцию и (или) эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения;
Пожилые люди как объект социальной защиты и социального обслуживания.
-Технологии социальной работы с подростками в системе пенитенциарных учреждений.
Пожилые люди - это люди старше 60 лет. Всемирной организацией здравоохранения люди в возрасте от 60 до 74 лет признаны пожилыми.
Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.
Важный шаг был сделан в 1997 году, когда Правительством Российской Федерации была утверждена ныне действующая федеральная целевая программа "Старшее поколение". Концепция программы строилась на идеях межведомственного взаимодействия и прямой федеральной помощи субъектам Российской Федерации в комплексном решении наиболее острых проблем пожилых людей, связанных с неудовлетворительным состоянием здоровья, малообеспеченностью и одиночеством.
В проекте Концепции цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения формулируется как устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости. Эта цель соответствует глобальной цели - обеспечить устойчивое повышение качества жизни пожилых людей.
Как основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения в проекте Концепции предлагаются:
-усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний;
-обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от различных условий;
-повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, ухода и выплате социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
-содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
-содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартам, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста;
-оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
-предоставление адресной социальной помощи лицам ложного возраста, в первую очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способность к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;
-создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
-стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
- организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье;
Обязательным условием достижения поставленной цели является согласованная деятельность государственных, общественных институтов и граждан, которые действуют в пределах своих полномочий и возможностей.
________________________________________
Пенитенциарное учреждение – спец. учреждение, предназначенное для выполнения функции наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных..Нормативно-правовая базаУК РФ, исправительно-трудовой кодекс, Всеобщая Декларация Прав человека правила внутреннего распорядка в СИЗО. В УК указываются три цели наказания:— восстановление социальной справедливости;—исправление осужденного;предупреждение совершения новых преступлений.В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д.Задачи пенитациарной работы:
исследования системы исправления и возможность ее совершенствования в условиях пен. Уч.
В России ввиду долгой ориентации пенитенциарной системы на репрессивные методы воздействия на осужденных отсутствует описание методов социальной работы с осужденными. Поэтому необходимо обратиться к международному опыту и адаптировать его к Российской действительности. Методы работы:- воспитательное воздействие (индивидуальные консультации, групповое собрание) – основной метод;- исправительно-психологическая коррекция личности осужденного (метод «нерепрессивной системы исполнения наказания» - поэтапное смягчение наказания по мере повышения степени его исправления – наиболее эффективный).Психологическая коррекция должна проходить по следующим направлениям: - оказание психологической помощи, диагностическое консультирование и профилактические мероприятия, улучшение психологического состояния осужденных, проведение исправительной психологической коррекции осужденного; - «импорт» специалистов и возможных услуг (приглашение специалистов, неработающих непосредственно в правовой системе – консультации по правовым вопросам, регулирование денежных вопросов); - проведение в учреждении мероприятий общественного характера, на которых могут присутствовать заключенные и общественность; - организация опыта реальности вне учреждения (например, выход за покупками); - организация встреч с населением. Все эти мероприятия способствуют установлению и развитию социально-полезных связей с внешним миром. Этапы работы:Подготовительный этап( диагностика, цели и задачи работы); особенности взаимодействия с осужденными; методика реализаций технологий перевоспитания каждого осужденного.Этап непосредственной реализации(помощь в адаптации в новых для осужденных условий; индивидуальный подход к каждому: учет срока, количества осужденных, его негативных и позитивных воспитательных возможностей, опыта администрации и воспитателей). Возникают проблемы: представление самообеспечением, восстановление связи с близкими людьми, наличие постоянного места жительства, трудоустройство. Заключительный этап(оценка действенности всей работы с человеком, выводы о том, что определяет перспективы рецедивности бывшего осужденного. Большая роль попечительского совета при воспитательной колонии).Направления: Правовое воспитание (формирование правосознания). Нравственное воспитание (формирование гражданина).Трудовое воспитание (закрепление у осужденных трудовых умений и навыков).Физическое и санитарно-гигиеническое. Режим как средство перевоспитания осужденных.Получение проф. образования.Соц. терапия.Консультации.Методы: методы, способствующие формированию положительных потребностей, методы коррекции (поощрение, критики).
Формы: формы пед. взаимодействия, формы пед. воздействия, формы пед. процесса.Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом. Работа педагога с персоналом должна соответствовать тому, чтобы само наказание служило цели сознательного лечения, чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении клиента.
Правозащитная деятельность социальных работников в системе пен.уч. в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы СО и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.