Органы местного самоуправления как юридические лица

Понятие и структура местной администрации

Местная администрация – это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, а в определенных случаях полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Местная администрация МО обладает правами юридического лица. Местная администрация подконтрольна и подотчетна главе местной администрации и представительному органу муниципального образования. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Глава МА- замы главы МА + отраслевые, функциональные и территориальные органы.

Отраслевые органы – это органы, осуществляющие свою деятельность по определенным отраслям муниципального хозяйства. (ДУМИ)

По жилищной политике,Финансово-бюджетные,По культуре,По образованию

Функциональные органы – это органы общей компетенции.

информационно-аналитический департамент, правовой департамент.

Территориальные органы – это органы, создающиеся в муниципальных образованиях с официальным районным делением (Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Екб).

администрации районов.

Они не самостоятельные органы местного самоуправления, а органами (структурными подразделениями) местной администрации. В компетенцию местной администрации входят все организационно-распорядитльные полномочия по решению вопросов местного значения:

1)разработка бюджета 2)осуществление внутренних заимствований 3)эмиссия муниципальных облигаций

4)разработка и реализация финансовой и инвестиционной политики МО 5)владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

В рамках реализации этих полномочий администрация принимает собственные муниципальные правовые акты. Акты местной администрации подписываются главой местной администрации.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Данный вид ответственности предполагает гражданско-правовую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В данном случае органы и должностные лица местного самоуправления выступают в качестве участников гражданского оборота и в соответствии со статьей 124 гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления выступают на равных началах с другими участниками гражданского оборота. Поэтому, как правило, данный вид ответственности наступает за неисполнение обязательств или причинение вреда, кроме того, основанием для наступления данной ответственности может являться принятие незаконных решений или выполнение незаконных действий. Эти факты подтверждаются в судебном порядке, а процедура возмещения ущерба устанавливается гражданским законодательством. Также органы местного самоуправления могут нести ответственность за бездействие. Что касается ответственности должностных лиц местного самоуправления, то за их действия или бездействия, в соответствии со статьей 16 ГК РФ, несет орган местного самоуправления. Должностное лицо не является субъектом гражданского права и поэтому орган местного самоуправления, возместивший ущерб, причиненный его должностными лицами, имеет право обратного требования к должностному лицу в размере выплаченного возмещения. Вред, причиненный органом местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. В соответствии со статьей 1071 ГК РФ от имени казны муниципального образования, как правило, выступают соответствующие финансовые органы.

Сход граждан

Сход граждан не является аналогом собрания или конференции граждан. Сход можно назвать квази представительным органом муниципального образования. В том МО, где он созывается, отсутствует представительный орган. Можно выделить следующие признаки схода граждан:

Сход проводится только в сельском поселении

Сход проводится в таком поселении, где численность жителей обладающих избирательным правом составляет не более 100 человек

Сход проводится для решения вопросов местного значения. Собрания и конференции проводятся для осуществления инициатив вопросов местного значения.

Сход граждан осуществляет полномочия, в том числе и исключительные представительного органа муниципального образования (пункт 10 статьи 35)

Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Инициаторами созыва схода могут являться глава муниципального образования или группа жителей населения обладающих избирательным правом численностью не менее 10 человек.

Участие в сходе главы поселения или уполномоченного им лица является обязательным. Участие является свободным и добровольным. Жители участвуют в сходе на равных основаниях.

Проведение схода обеспечивается главой местной администрации. Председательствует на сходе глава муниципального образования или иное лицо избираемое сходом граждан.

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения, принятые на сходе подлежат обязательному официальному опубликованию и исполнению на территории поселения. Решения, принятые на сходе оформляются в виде правовых актов. Расходы связаные с подготовкой и проведением сходов производится за счет средств местного бюджета.

Правотворческая инициатива

Правотворческая инициатива граждан – это возможность населения муниципального образования обладающего избирательным правом вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан обладающих избирательным правом в порядке, установленном НПА представительного органа. Минимальная численность инициативной группы устанавливается этим же нормативным актом, но не может превышать 3% от числа избирателей в данном муниципальном образовании (в Екатеринбурге такая группа 300 человек).

В том случае если нормативный акт представительного органа, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы отсутствует, то реализация правотворческой инициативы осуществляется исключительно в соответствии с законом 2003 года.

В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в соответствующие органы местного самоуправления следующие документы:

Текст проекта муниципального правового акта.

Пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия этого проекта.

Финансово-экономическое обоснование. В том случае если будут какие то затраты из бюджета.

Список инициативной группы граждан.

Протокол самого собрания, заседания на котором было принято решение о создании инициативной группы.

Если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, либо осуществление расходов из средств местного бюджета, то он изначально вносится главе местной администрации. Если же этот проект внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации. Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований предъявляемых к этим документам. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или ДЛ в течение 3-х месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы.

Публичные слушания

Целью проведения публичных слушаний является обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся с обязательным участием жителей муниципального образования. Закон выделяет следующие стадии проведения публичных слушаний:

Инициатива проведения. Инициаторами проведения публичных слушаний являются: Население МО, Представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования

Назначение.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются представительным органом МО. Публичные слушания, проводимые по инициативе главы муниципального образования, назначаются главой муниципального образования.

Заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

Опубликование проекта муниципального правового акта, либо информации о содержании данного проекта для заблаговременного ознакомления с ним жителей МО.

Непосредственное проведение публичных слушаний. Проводятся тем же субъектом, который их назначает.

Опубликование результатов.

Обсуждение результатов ОМС

В обязательном порядке на публичные слушания выносятся:

проект устава муниципального образования и проект изменений в устав муниципального образования. ПС по уставу МО проводятся за исключением случаев, когда изменения в устав вносятся в целях приведения редакции закрепляемых вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с К и ФЗ.

Проект местного бюджета и отчет об его исполнении

Проекты планов и программ развития муниципального образования,

проекты правил землепользования и застройки

вопросы градостроительной деятельности

Вопросы о преобразовании муниципального образования

Публичные слушания также могут проводиться по проектам и иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения. Участниками публичных слушаний являются жители муниципального образования. Как правило муниципальные правовые акты выделяют участников с правом выступления (при подаче заявки за определенное количество дней, у нас 7 дней; или при разрешении, если без заявки) и без такового.

Участники- жители МО, достигшие возраста гражданской дееспособности + регистрация по месту жительства или пребывания.

131 ФЗ не содержит положения о юридической силе решения принятого по результатам ПС. Однако, поскольку ПС являются обсуждением, то решение ПС не может носить обязательного характера и является рекомендательным. Несмотря на рекомендательный характер нельзя исключать возможность действительного, полного, достоверного учета мнения населения. При принятии правового акта, вынесенного на ПС необходимо соблюдать общий принцип организации местного самоуправления- решение вопросов местного значения исходя из интересов населения.- ПУС СВобл. От 30.06.06 по делу о генеральном плане г. Верхние Салды.

Опросы граждан

Опрос от референдума отличается по следующим признакам:

Референдум проводится на всей территории муниципального образования, опрос может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на его части.

Решение, принятое на местном референдуме, носит обязательный характер, а опрос проводится для выявления мнения населения, и поэтому результаты опроса носят рекомендательный характер.

Население не может являться инициатором проведением опроса.

С инициативой о проведении опроса могут выступить:

Представительный орган муниципального образования

Глава муниципального образования. Эти два субъекта выступают с инициативой о проведении опроса по вопросам местного значения.

Органы государственной власти субъектов РФ. Они выступают с инициативой по вопросу : для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначении земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Вне зависимости от того кто проявил инициативу решение о назначении опроса принимает представительный орган муниципального образования. В решении о назначении опроса устанавливаются: Дата и сроки проведения опроса, Формулировка вопроса предлагаемого для опроса, Методика проведения опроса,Форма опросного листа

Минимальная численность жителей муниципального образования участвующих в опросе.

В опросе имеют право участвовать исключительно жители муниципальных образований, обладающие избирательным правом. Жители муниципальных образований должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения. Если опрос проводится по инициативе органов местного самоуправления, то его финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета. Если опрос проводится по инициативе органа государственной власти субъекта - за счет средств бюджета субъекта РФ.

Порядок назначения и проведения опроса определяется либо уставом муниципального образования, либо нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Жители муниципальных образований принимают участие в опросах на равных основаниях. Каждый житель участвует в опросе непосредственно (1 голос). Участие в опросе является свободным и добровольным. Подготовка, проведение опроса и установление его результатов осуществляется открыто и гласно.

В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса;формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;методика проведения опроса;форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Муниципальный заказ.

По своей сути муниципальный заказ это гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, но от обычного гражданско-правового договора муниципальный заказ отличают следующие признаки:

Заказчиком могут быть только органы местного самоуправления или муниципальные учреждения

Предметом договора могут быть либо решение вопросов местного значения либо муниципальные нужды

Вопросы местного значения- Это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых осуществляется населением непосредственно или органами местного самоуправления самостоятельно.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Исполнитель определяется по конкурсу. Исполнителем может быть либо юридическое лицо либо предприниматель без образования юридического лица

Конкурс проводится в том случае, если сумма составляет более 2000 МРОТ. Конкурс может проводится в виде аукциона либо в виде конкурса котировок.

Оплата муниципального заказа осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета

Устав МО и НПА ОМС устанавливают порядок формирования, размещения, использования и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с законодательством.

Совокупность муниципальных контрактов и образует муниципальный заказ.

Органы местного самоуправления как юридические лица

ЮЛ- это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ОМС призваны осуществлять от имени местного сообщества муниципальную власть. При этом ПОМО и МА наделяются правами юридического лица. ОМС осуществляют права юридического лица в организационно правовой форме учреждения. ПОМО и МА как учреждения действуют на общих для организаций данного вида основаниях в соответствии с ФЗ от 12.01.96 « о коммерческих организациях» применительно к учреждениям. Остальные ОМС наделяются правами ЮЛ также в форме муниципального учреждения. Наделение ОМС правами ЮЛ влечет за собой их госрегистрацию. (отличие от госрегистрации других ЮЛ!!!)

Основанием для госрегистрации ОМС в качестве ЮЛ будет являться УМО и решение о создании соответствующего ОМС с правами ЮЛ (есть искл.)

Конечно, ситуация, когда правами ЮЛ наделена и МА, и входящие в её структуру ОМА, усложняет отношения между ними. Тем более, когда решение об учреждении органов, входящих в структуру МА, принимает не она, а ПОМО.

Одним из признаков ЮЛ в соответствии с ГЗ является возможность ЮЛ от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Понятно, что глава МА представляет МА и как ОМА, и как муниципальное учреждение. Аналогично должен решаться вопрос и по другим ОМС. К таким д/л следует отнести в ПОМО – его руководителя. Однако это должно быть оговорено в уставе МО.

Статус юридического лица необходим органу местного самоуправления для того чтобы приобретать и осуществлять имущественные и иные права, а также защищать интересы в суде.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация обладают правами юридического лица изначально, то есть в соответствии с федеральным законом. Для указанных органов существует упрощенный порядок регистрации их в качестве юридических лиц. Они действуют на основании общих положений в соответствии с ФЗ о некоммерческих организациях применительно к учреждениям. Иные органы местного самоуправления также должны наделяться правами юридического лица и они являются муниципальными учреждениями образуемыми для осуществления управленческих функций. Они подлежат государственной регистрации в общем порядке. Основаниями для их государственной регистрации являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления. Закон 2003 года допускает что структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридическими лицами. Основаниями для их государственной регистрации являются решения представительного органа об учреждении этого структурного подразделения и утверждения положения о таком структурном подразделении.

Особенности:

являются субъектами как публично-правовых, так и честно- правовых отношений. Статус ЮЛ необходим не только для решения хозяйственных проблем, но и для принятия управленческих решений.

Основание регистрации- УМО и решение о создании соответствующего органа мс с правами ЮЛ.

Если УМО нет, то основанием будет:

Для представительного органа- протокол заседания помо, содержащий решение о наделении этого органа правами ЮЛ

Для иных- решение помо об учреждении соответствующего органа с правами ЮЛ.

Структурные подразделения МА- ЮЛ также могут наделяться статусом ЮЛ. Основание для регистрации таких органов- решение помо.

Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица

1. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Наши рекомендации