Ценностные ориентации как одна
ИЗ ОСНОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Без преувеличения можно утверждать, что аксиологические ориентиры, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества, всегда составляли одну из сущностных основ стратегии в сфере образования. Так, в качестве высшей его ценности в эпоху античности признавался (с некоторыми специфичными для Спарты, Древней Греции и Древнего Рима трактовками) идеал гармонично, всесторонне развитого человека. Тогда же возникла и начала развиваться новая ценностная категория — Красота (идеал прекрасного), обращенная прежде всего к духу и телу человека. Она существенно дополнила представление о гармонично развитой личности. Античный идеал в эпоху Возрождения приобрел новый смысл и более глубокое социальное и философско-этическое звучание под влиянием пафоса утверждения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в образовании, построенной на вере в безграничные возможности человека, его воли и разума, концепции о гармоничной, раскрепощенной творческой личности как высшем Начале бытия. Человек, личность, ее внутреннее богатство и достоинство становятся в один ряд с Истиной, Добром и Красотой. Человек является теперь центральным пунктом системы ценностей, ее главным носителем, концентрируя в себе самом, в своей созидательной, творческой деятельности этические и эстетические идеалы века. Эпоха Просвещения, виднейшие деятели которой (Дж.Локк в Англии, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро и др. во Франции, Г.Э.Лессинг, Ф.Шиллер, И.В.Гете и др. в Германии, Т.Джефферсон, Б.Франклин в США, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев в России) боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве» всех членов общества, придавая в этой борьбе особое значение распространению знаний, образования. Его высшей
ценностью они считали истинное Знание, преодоление заблуждения. В этом плане эпоха Просвещения углубила понимание ценностных ориентаций образования, сформировавшихся в античном мире и под воздействием идеологии Возрождения. Система духовных ценностей была существенно дополнена в эпоху Просвещения ценностями социально-политическими (провозглашение Равенства, Свободы личности, Справедливости как необходимых компонентов достойного существования человека).
Социалистические учения в их историческом развитии, сложная и противоречивая, не избежавшая дискредитации присущих им гуманистических идеалов и идей практика их реализации в нашей и в ряде других стран привнесли, вопреки всему этому, в систему ценностей новые компоненты, к которым сфера образования не осталась нейтральной (труд как основание всей человеческой культуры и цивилизации, не только источник материальных и духовных богатств, но и сама ценность непреходящего значения; возвышение человека труда и его социальная защищенность; идея мира между народами, возможность мирного развития человечества по пути общественного прогресса).
Таким образом, в ходе исторического развития существенно пополняется ценностно-мотивационный ряд, стимулирующий человека к действию и приобретающий значение определенного критерия, в свете которого оцениваются его поведение и деятельность. Человек как самоценность высшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота во взаимодействии друг с другом образуют новый рубеж, с которого начинается отсчет в развитии общечеловеческой, гуманистической культуры всей системы ценностей, так или иначе составляющей основу ориентации сферы образования во всех его звеньях — от низшего до высшего — на стратегические цели.
Можно было бы привести и многие другие исторические примеры, подтверждающие положение о том, что основные общечеловеческие ценности духовной культуры, морали и нравственности всегда, во все времена и эпохи являлись и на Западе, и на Востоке, и у нас, в России, как об этом свидетельствуют также материалы данного сборника, программными ориентирами стратегии развития образования.
Однако более глубокое исследование аксиологических аспектов ее историко-педагогического обоснования со всей необходимостью предполагает выяснение ряда существенных сторон рассматриваемой проблемы, без чего невозможно достаточно полно и всесторонне понять актуальность избранного предмета и сформировать ведущие направления его изучения.
Прежде всего, как нам представляется, следует выделить из существующей системы социально-философских, гуманистических, общечеловеческих ценностей те, которые имеют особое значение для сферы образования, и вычленить в них педагогический аспект.
На этой основе можно будет определить важнейшие задачи историко-педагогического исследования трактуемой проблемы в целях использования его результатов для обоснования стратегии современного развития отечественного образования.
Одним из главных его призваний, по нашему убеждению, является создание у подрастающих поколений фундаментальных начал не только тех духовных ценностей, которые традиционно выступали в роли непреходящего значения стимулов человеческой жизни и деятельности, но и формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях. Именно в этом смысле огромного масштаба лаборатория мирового и отечественного опыта (как в области теории, так и практики) образования и воспитания подрастающих поколений, какой является история этой важнейшей сферы жизнеобеспечения общества, призвана стать ценнейшим источником обоснования стратегии ее развития.
Она при целенаправленном ее исследовании убедительно покажет, что в далекие века, как и в близком прошлом, и в нашем настоящем, общечеловеческие и национальные ценности, но в интегрированном и адаптированном виде, составляли основу учебно-воспитательного процесса в прогрессивных системах образования. Нередко его аксиологические аспекты широко декларировались при рождении новой парадигмы школы, а затем подвергались существенным деформациям под влиянием определенных социальных условий и господствующей в обществе идеологии [характерный в этом плане пример — «Основные принципы единой трудовой школы», 1918 г. — «Декларация»], вызывая к жизни альтернативные или открыто противостоящие им ценностные приоритеты. Этот многомерный и далеко не однозначный процесс должен стать предметом глубокого познания и осмысления историков образования с объективных научных позиций, свободных от политической и идеологической конъюнктуры, а также в равной мере от апологетики и очернительства.
Однако, для того чтобы решить эту столь же важную, сколь и трудную задачу в целях аксиологического обоснования современной стратегии развития отечественного образования, надо попытаться сформулировать те исходные теоретические положения, творчески руководствуясь которыми можно было бы реализовать поставленную цель. Заранее оговаривая относительность полноты и точности предлагаемых ниже положений, их предварительный, черновой характер, мы рассчитываем, что они все же выполнят стимулирующую функцию в дальнейшей, более углубленной работе историков образования и педагогики над рассматриваемой проблемой.
Осуществляя ее исследование, как мы полагаем, следует прежде всего исходить из положения о том, что система ценностей не статична, а исторична в том смысле, что в каждом конкретном контексте времени она обусловливается достижениями данного общества в сфере культуры в широком смысле слова и отражает в себе область духовной деятельности людей, их нравственного сознания, этических и эстетических приоритетов, в целом духовного богатства личности. При этом, конечно, надо иметь в виду историческую преемственность ценностей, в первую очередь тех из них, которые имеют непреходящее значение и прочно сохраняют за собой статус общечеловеческих. Правда, и они историчны, находятся в постоянном развитии, в каждую эпоху, в том или ином обществе, обретая новый смысл, соответствующий его менталитету и социальной сущности.
В свете изложенного понятно значение того направления исследований, которое предполагает выявление исторически складывающихся традиций и тенденций в развитии системы ценностей, преемственности в этом процессе между эпохами и периодами ее становления, раскрытие конкретных форм отражения данного генезиса в сфере образования.
Одна из ведущих исторических тенденций развития мира ценностей, которую необходимо принимать во внимание при осуществлении поставленной нами исследовательской цели, состоит в том, что все в большей мере среди стимулов поведения человека и причин социального действия на первый план выступает, вопреки мощному давлению материально - потребностных факторов, все то, что возвышает представление о человеке как главной ценности общества, о его назначении в мире и достоинстве. В полном согласии с таким представлением приоритетными все больше становятся мотивы самореализации духовных интересов и идеалов, самоутверждения и свободы личности. Духовные ценности отчетливее и увереннее от столетия к столетию развиваются, преодолевая барьеры исторических трагедий и катаклизмов, тоталитарных режимов и тиранических диктатур, по стратегической линии концентрации в себе гуманистического потенциала всех прошедших эпох и цивилизаций.
Указанные выше мотивы преобразуются в активные и действенные ценностные стимулы поведения, глубоко захватывающие внутренний мир личности, структуру ее самосознания, сферу потребности.
Несомненно, отмеченная историческая тенденция динамики аксиологических понятий и представлений, если станет предметом специальных генетических исследований в интересующей нас социальной сфере, значительно усилит и обогатит обоснование стратегии ее развития. На современном этапе движения нашего общества, широко декларирующего свою приверженность идеалам прогресса, демократии и гуманизма во всех областях его жизни, провозгласившего первым президентским указом принцип приоритетности образования, указанная исследовательская задача приобретает острую актуальность.
Для исследуемой нами сферы духовной культуры общества существенное значение при решении ее стратегических задач имеет вопрос о соотношении низших и высших ценностей, потребностей и стимулов аксиологического плана. Очевидно, не подлежит сомнению определяющая роль потребностей среди мотивов, побудителей деятельности человека. Но также бесспорно и то, что не может быть действительно свободной, созидающей новые ценности деятельность, всецело определяемая потребностью, особенно материальной. Ее безграничная власть над человеком ограничивает его свободу, созидательную творческую деятельность. В системе образования, как в ее прошлом, так и в настоящем, можно найти немало примеров теоретического и практического характера, раскрывающих возможности учебно-воспитательного процесса в реализации тезиса о том, что свобода человека есть всегда освобождение от власти низших ценностей в пользу высших и борьба за их осуществление в жизни. Эта борьба формирует приоритет духовных, нравственных ценностей, гражданственность, возвышает личность, освобождает ее от безраздельного господства прагматичных, меркантильных расчетов. Они значительно ослабевают перед той силой духовности, которая и в нынешних тяжелых экономических условиях, при наличии множества трудно-решаемых материальных проблем, призвана оставаться незыблемым стержнем личности, ее достоинства и чести.
Такая аксиологическая ориентация не может быть не принятой во внимание при обосновании стратегии развития современного отечественного образования, которое испытывает жесткое давление и в идеологическом, и в материальном отношении законов рыночной экономики. Поэтому историко-педагогическое обобщение опыта решения сформулированной выше проблемы — одна из актуальных и важных задач.
Ценностный подход отнюдь не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Он представляет собой необходимый «мост» от теории к практике, связующее, посредствующее звено между ними. Духовные ценности всегда выступали в качестве цели или идеала, стремясь к достижению которых общество, представители его различных социальных слоев испытывали действительную потребность, продиктованную историческим запросом, в дальнейшем прогрессе культуры, человеческой цивилизации. В этом смысле ценностные ориентации представляют собой составной компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности и в образовании. Его роль в этом плане, что подтверждается всем мировым и отечественным педагогическим опытом, неоспорима. Именно образование, благодаря своей массовости и системности охватывающее всеми типами школ подрастающие поколения, «переводит» охарактеризованные выше конечные (терминальные) ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания и таким путем оказывает действенное влияние на процессы, происходящие не только в духовной жизни, но и в экономике, и в практической политике.
Механизм такого «перевода» не может не привлечь внимания историков образования, поскольку его исследование может дать очень много для обоснования с аксиологических позиций рассматриваемой нами проблемы. По крайней мере два взаимосвязанных аспекта механизма ее решения следует при этом иметь в виду. Первый аспект — интеграция духовных ценностей на уровне теоретического (философско-педагогического) мышления, осуществляющего их рациональный анализ, осмысление в духе конкретно-исторического контекста времени и менталитета данного общества (страны). Второй аспект — приобщение подрастающих поколений к системе теоретически осмысленных в философско - педагогических концепциях нравственных ценностей, сложившихся в обществе, через содержание образования и посредством соответствующих его стратегическим целям методов и организационных форм педагогического процесса.
Все сказанное подчеркивает актуальность и значимость исторических исследований аксиологических проблем образования, позволяет полнее и точнее определить их ведущие направления, к числу которых мы относим: выяснение методологических основ таких исследований; раскрытие ценностных ориентации в историческом процессе развития педагогических концепций, теорий и идей в мировом и отечественном наследии классиков философии и педагогики; в программных документах и прак-
тике осуществления реформационных процессов в сфере образования; в творческом опыте и профессиональной деятельности педагогов-новаторов и передовых для своего времени учебных заведений. В известной мере названные выше направления представлены в предлагаемом вниманию читателя сборнике.
В перспективе дальнейшие исследования данной проблемы должны усилить внимание к их конструктивно-созидательному аспекту — не только фиксировать то, что дает исторический опыт в плане ценностных ориентации образования, но и на основании изучения и обобщения этого опыта конструировать модели новых аксиологических целей, актуальных для определения стратегии развития отечественного образования на современном этапе, а также на близкое и отдаленное будущее.
В этой связи редактор и авторы настоящего сборника надеются, что его читатели своими отзывами и замечаниями помогут углубить последующие исследования рассматриваемой сложной проблемы и придать им не только более концептуальный, но и вместе с тем отчетливее выраженный предметный, действенный конструктивно-творческий характер.
3. И. Равкин: Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994. - С. 3- 10.
Равкин Захар Ильичродился в 1918 году в Ростове-на-Дону. С 1992 года — главный научный сотрудник, руководитель международного центра методологии истории педагогики Института теории образования и педагогики РАО. Действительный член Российской академии образования. Лауреат премии К. Д.Ушинского I степени.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ ПОЗНАНИЕ КРАСОТЫ И ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Красота — могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, лоб-роту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
Одним из важных условий богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поэтому эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурным" ценностями человечества.
Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты — это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный И физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь — проходила красной нитью мысль — красоту надо ценить и беречь.
Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой.
Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя о красоте окружающего мира. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка, если он увидит красоту своими глазами.
Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного — это как бы первое окошко в мир красоты. И мы видим очень важную задачу в том, чтобы научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное, а когда в нем пробудятся эти способности, научить его на всю жизнь сохранить душевное восхищение и доброту.
Важную роль в нашей системе эстетического воспитания играют путешествия в мир красоты — экскурсии и походы, наблюдения, анализ явлений природы. Мы идем с детьми в поле, луга, на берег пруда и реки, в тенистую дубраву или в балку, в плодовый сад — красота есть везде, ее надо только открыть перед ребенком. Идем в разные времена года — осенью, зимой, весной, летом. Показываем, как рождается и расцветает красота. Дети видят игру красок и слушают музыку природы. С начала осени и до наступления зимы мы несколько раз водим детей в одно и то же место в лес. Каждый раз они замечают новые оттенки в окраске листьев. К тому же эти оттенки меняются в зависимости от того, когда мы пришли в лес — утром, в середине дня или вечером; в зависимости от погоды, от того, как светит солнышко, какой ветер и т.д. Поэтому каждое путешествие в мир красоты приносит удивительные открытия: вот дети увидели, что самая богатая гамма оттенков осенней листвы на кленах и дубах, растущих на просторе, не стесненных соседством других деревьев. Эту особенность им надо объяснить, рассказать, как ее создает природа.
«Солнышко освещает эти деревья со всех сторон и окрашивает листья, — говорим мы детям. — Но и среди деревьев отдельные дубы до самой зимы не сбрасывают листву, и на них переливается радугой пышное убранство». Дети долго стоят, изумленные, очарованные этой красотой, но вот учитель объяснил ее, и она дошла до их сердец.
В тихие солнечные дни бабьего лета мы обращаем внимание детей на удивительную прозрачность воздуха, глубину неба, особенную чистоту воды в реке. Тихо плывут серебристые нити паутины, в вечернем небе курлычут отлетающие в теплые края журавлиные стаи, в холодное утро появляются первые кристаллики инея — на все это надо обратить внимание детей. Мы показываем им несколько оттенков зеленых всходов озимых: зелень ржи не такая, как зелень пшеницы. С удовольствием дети любуются созревшими плодами в саду и на винограднике, сочетаниями изумрудной листвы и янтарных гроздьев, игрой солнечных лучей на плодах яблонь, груш, слив. В осеннем лесу мы вслушиваемся в голоса птиц, в тихий шелест опадающей листвы, подкарауливаем на зеркальной глади пруда сонные всплески рыбы. И на все это ребенок обратит внимание, ко всему будет присматриваться и прислушиваться лишь тогда, когда учитель своим словом откроет перед ним красоту окружающего мира.
Материалистическая эстетика исходит из объективной природы прекрасного. Источником красоты является мир, существующий независимо от нашего сознания. Но этот мир надо познавать — разумом и чувствами. Деятельность, познающая и утверждающая красоту, — это многогранная духовная жизнь: восприятие — интеллектуальное и эмоциональное — картин и явлений природы, труд, нравственные отношения. Воспитание чувств также невозможно без деятельности, в которой опять-таки на первом месте стоит активное интеллектуальное и эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.
В первую осень своей школьной жизни дети у нас проводят один день — с утра до ночи — в лесу, поле, на лугу. Выбираем теплый, солнечный день. До рассвета отправляемся на окраину села. Стоим очарованные красотой утренней зари. Дети словно и не знали, что небо может быть таким красивым, так переливаться изумительными оттенками. Одна за другой гаснут звезды, рождается день, всходит солнце. Слушаем пробуждение птиц, блеяние овец на полевом стане, рокот тракторов на далеком поле. Идем в лес, собираем опавшие листья; каждый стремится найти листья как можно более ярких оттенков. Останавливаемся на поляне: зажигается костер — мальчики бегут за водой, собирают сухой хворост, а девочки варят кашу. Отдых...
После заката солнца наблюдаем вечернюю зарю, смотрим, как загораются звезды, как меняется окраска полей, холмов, лугов, далеких курганов на горизонте. Вслушиваемся в ночную тишину — до нашего слуха доносятся голоса ночных птиц, удивительно звонкая трель кузнечиков. Этот день остается в памяти на всю жизнь; воспоминания об этом дне усиливают эмоциональную окраску новых восприятий красоты природы.
Уже первая осень школьной жизни детей убеждает нас в том, что красота — мать доброты и сердечности. Восхищение кустом шиповника, на котором горят красные ягоды, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опаленным дыханием первого ночного заморозка, — все это пробуждает у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Растение для него — живое существо, которому будет неуютно и зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить растение от холода.
Неповторима и красота зимы. Дети любуются засыпанной хлопьями снега дубравой, восхищаются пушкинским сиянием розовых снегов, мглой крещенских вечеров, февральскими метелями, вслушиваются в щебетание зимних птичек. Не один раз мы выходим на рассвете на окраину села встречать зимнее солнце, любуемся переливами красок на снежных сугробах, вслушиваемся в звонкую капель, всматриваемся в расцвеченные солнцем алмазные сосульки, свисающие с крыш.
Весной дети видят пробуждение жизни. Первые весенние цветы, первые раскрывшиеся почки деревьев, первые нежные стрелочки травы, первая бабочка, первое кваканье лягушки, первая ласточка, первый гром — все это входит в духовную жизнь ребенка как красота вечной жизни. Несколько дней подряд, когда начинается движение соков в деревьях, мы выходим с детьми на холм, с которого открывается вид на долину, заросшую ивняком, и смотрим, как серые ветви почти на наших глазах покрываются зеленой пеленой, окраска которой меняется с каждым днем. Мы любуемся голубой дымкой над горизонтом, синими курганами в степи.
Настоящий праздник для детей — цветение садов. Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни, — учим мы детей. — Можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней.
В летние дни дети восхищаются красотой волнующегося моря пшеницы. Мы показываем детям, как наливается и созревает пшеница, цветет подсолнечник, начинают краснеть помидоры и желтеть дыни.
С восприятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств.
Все прекрасное, существующее в окружающем мире и созданное человеком для других людей, должно прикоснуться к сердцу ребенка и облагородить его. Мы читаем и перечитываем детям по три-четыре раза такие художественные произведения, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева, «Слепой музыкант» Короленко, «Степь» Чехова, рассказы Пришвина, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Леси Украинки, Генриха Гейне, Адама Мицкевича. Чтению художественных произведений, в которых воспевается красота природы, мы придаем очень большое значение. Мы выбираем для чтения обстановку, напоминающую описанные художником картины природы. Слово помогает глубже почувствовать тончайшие оттенки красоты природы, а красота природы как бы закрепляет в сознании детей, подростков, юношей и девушек эмоциональную окраску слова, доносит до сознания и сердца его музыку, аромат. Для каждого года обучения у нас отобраны произведения (или отрывки из больших произведений), которые мы читаем на лоне природы. Это чтение воспитыват
чуткость к эмоциональной окраске слова, помогает слову глубже проникнуть в духовный мир ребенка, сделаться орудием его мышления.
Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. — М., 1979.-С. 371-375.
Сухомлинский Виталий Александрович(1918—1978) — российский ученый, педагог. В 1968 году избран членом-корреспондентом АПН СССР, в этом же году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Научные труды переведены и изданы более чем на 30 языках.
Э. ФРОММ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
До сих пор мы не касались одного из основополагающих элементов положения, в котором оказался человек. Я имею в виду потребность человека в ценностях, направляющих его поступки и чувства. Конечно, ! обычно существует разрыв между тем, что человек считает своими ценностями, и действительными ценностями, которыми он руководствуется и которые им не осознаются. В индустриальном обществе официально признанными, осознанными ценностями являются религиозные и гуманистические: индивидуальность, любовь, сострадание, надежда и т.п. Но для большинства людей эти ценности стали проявлениями идеологии и не оказывают реального воздействия на мотивацию человеческого поведения. Бессознательные ценности, служащие непосредственными мотивами человеческого поведения, — это ценности, порожденные социальной системой бюрократизированного индустриального общества, ) т.е. собственность, потребление, общественное положение, развлечения, сильные ощущения и пр. Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действенными — с другой, опустошает личность. Вынужденный действовать не так, как его учили и приверженность к чему он исповедует, человек начинает испытывать чувство вины, подозрительность к себе и другим. Это то самое несоответствие, которое подметило наше молодое поколение и против которого заняло бескомпромиссную позицию.
Как официально признанные ценности, так и фактически существующие не лишены структурности; они образуют иерархию, в которой некоторые высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия. Специфически человеческие переживания, которые мы обсудили, развиваясь, формируют систему ценностей в рамках психодуховной традиции Запада, Индии и Китая на протяжении последних четырех тысяч лет. Пока эти ценности покоились на откровении, они были обязательны для тех, кто верил в источник откровения, под которым, насколько это относится к Западу, подразумевается Бог. (Ценности буддизма и даосизма основаны не на откровении верховного существа. Конкретнее говоря, в буддизме ценности выводятся из наблюдения за основным условием человеческого существования — страданием, из признания алчности его источником и из признания путей преодоления алчности, т.е. «восьмеричного пути». По этой причине буддийская иерархия ценностей доступна каждому, не имеющему никаких иных предпосылок, кроме рационального мышления и подлинно человеческого опыта.) Применительно к Западу встает вопрос, может ли иерархия ценностей, представленная западной религией, иметь какое-либо иное основание, нежели Божественное откровение.
Среди моделей, не принимающих Божественный авторитет за основу ценностей, мы находим в итоге следующие:
1. Полный релятивизм, провозглашающий, что все ценности — дело вкуса каждого человека, за пределами которого у них нет никаких оснований. Философия Сартра в основе своей не отличается от такого релятивизма, поскольку свободно избранный человеком проект может быть чем угодно, а значит, и высшей ценностью, коль скоро он подлинный.
2. Другое представление о ценностях состоит в признании того, что ценности присущи обществу. Защитники этой позиции исходят из предпосылки, согласно которой выживание любого общества с его собственной социальной структурой и противоречиями должно быть высшей целью для всех членов его и, следовательно, нормы, способствующие выживанию данного общества, — это высшие ценности и обязательны для каждого индивида. С этой точки зрения этические нормы тождественны социальным, а социальные нормы служат увековечению данного общества, включая его несправедливости и противоречия. Очевидно, что правящая обществом элита использует все имеющиеся в ее распоряжении средства для того, чтобы придать социальным нормам, на которых покоится ее власть, видимость священных и универсальных, изображая их то как результат Божественного откровения, то как принадлежность человеческой природы.
3. Еще одно представление о ценностях — это представление о биологически имманентных ценностях. Доводы некоторых представителей этого направления мысли сводятся к тому, что такие переживания, как любовь, преданность, групповая солидарность, коренятся в соответствующих чувствах животных: человеческая любовь и нежность рассматриваются как ведущие свое происхождение от материнского отношения к детенышам у животных; солидарность — как коренящаяся в групповой сплоченности, характерной для многих животных видов. Многое можно сказать в защиту этой точки зрения, однако она не отвечает на вопрос критиков о различии между человеческой нежностью, солидарностью и другими «очеловеченными переживаниями» и тем, что наблюдается у животных. Аналогии, проводимые такими авторами, как Конрад Лоренц, далеко не убедительны. Признание биологически имманентной системы ценностей часто приводит к результатам, прямо противоположным обсуждаемой здесь гуманистически ориентированной системе. В хорошо известной разновидности социал-дарвинизма эгоизм, конкуренция и агрессивность представлены как высшие ценности, поскольку они будто бы составляют главные принципы, на которых покоятся выживание и эволюция видов.
Система ценностей, соответствующая точке зрения, выраженной в этой книге, основана на том, что Альберт Швейцер назвал «благогове-
нием перед жизнью». Ценным и благим считается все, что содействует более полному развертыванию специфически человеческих способностей и что поддерживает жизнь. Отрицательным или плохим является все, что подавляет жизнь и парализует внутреннюю активность человека. Все нормы великих гуманистических религий — буддизма, иудаизма, христианства, ислама — или великих философов-гуманистов, начиная с досократиков и кончая современными мыслителями, представляют собой специфическую разработку этого общего принципа ценностей. Преодоление собственной алчности, любовь к ближнему, поиск истины (в отличие от некритического знания фактов) — вот цели, общие всем гуманистическим философским и религиозным системам Запада и Востока. Человек смог открыть эти ценности только по достижении определенного социального и экономического уровня развития, оставлявшего ему достаточно времени и сил для размышлений исключительно о том, что находится по ту сторону чисто физического выживания. Но с тех пор, как этот пункт был достигнут, ценности утвердились, а до некоторой степени вошли в практику совершенно несопоставимых обществ — от мыслителей иудейских племен до философов греческих городов-государств и Римской империи, теологов средневекового феодального общества, мыслителей Возрождения, философов Просвещения, вплоть до таких мыслителей индустриального общества, как Гете, Маркс, а в наше время — Эйнштейн и Швейцер. Нет сомнений в том, что в данной фазе индустриального общества претворение в жизнь указанных ценностей все больше затрудняется именно потому, что овеществленный человек почти не ощущает в себе жизни, вместо этого следуя принципам, запрограммированным для него машиной.
Подлинная надежда на победу над дегуманизированным обществом - мегамашиной во имя построения гуманного индустриального общества предусматривает в качестве условия, что в жизнь будут привнесены традиционные ценности и появится общество, в котором возможны любовь и целостность.
Заявив о том, что ценности, которые я назвал гуманистическими, заслуживают уважения и внимания благодаря тому, что они единодушно приняты во всех высших формах культуры, я должен задать вопрос, существует ли объективное научное подтверждение, заставляющее думать или по крайней мере внушающее мысль о том, что существуют нормы, которые должны мотивировать нашу частную жизнь и которым следует быть руководящими принципами всех планируемых нами социальных инициатив и видов деятельности.
Ссылаясь на ранее сказанное в этой главе, смею утверждать, что действенность норм основывается на условиях человеческого существования. Человеческая личность составляет систему, отвечающую хотя бы одному минимальному требованию: избежать сумасшествия. Но раз это требование выполнено, у человека есть выбор. Он может посвятить свою жизнь накоплению или производству, любви или ненависти; тому, чтобы быть, или тому, чтобы иметь, и т.д. Не важно, что он выбирает; все равно он создает структуру характера с одной доминирующей ориентацией и прочими, с необходимостью вытекающими из нее. Законы человеческого существования ни в коем случае не ведут к установлению одного набора ценностей в качестве единственно возможного. Они приводят к выбору, и на