Понятие, основные принципы и функции местного самоуправления.
Задача
В. Чиркин так пишет о полномочиях органов местного самоуправления:
«Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления
располагают соответствующими собственными полномочиями. Они принимают свой устав, который обязателен на территории муниципального образования (если он соответствует закону), издают в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты. Органы муниципальных образований устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (если тарифы на такие услуги не предусмотрены федеральными законами); принимают и выполняют планы комплексного социально-экономического развития муниципального образования; создают свои печатные средства; осуществляют международные связи в соответствии с федеральными законами и др. Они могут привлекать к выполнению социально значимых работ трудоспособных жителей муниципального образования (не более трех раз в год и каждый раз не более четырех часов).
Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными полномочиями государственных органов на определенный или неопределенный срок. Такими полномочиями могут наделяться не все органы муниципальных образований, а только муниципальных районов и городских округов. Наделение органов местного самоуправления полномочиями государственных органов осуществляется законами и иными правовыми актами РФ и законами субъекта Федерации, в которых должны содержаться обязательные реквизиты, в частности перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления и государственных органов, перечень подлежащих передаче при этом материальных средств, порядок отчетности об осуществлении переданных полномочий и контроль за этим со стороны государственных органов.
Правовое регулирование осуществления полномочий местного самоуправления
исходит из того, что: 1) перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе, кроме внесения поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»; 2) финансовые обязательства в связи с решением вопросов местного самоуправления выполняются за счет средств местного бюджета, а при необходимости за счет субвенций из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов субъекта РФ; 3) если органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия Российской Федерации или субъекта РФ, то их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, но органы местного самоуправления, если это предусматривают их уставы, могут использовать для этого и собственные средства».
Вопросы для обсуждения:
1. Каких полномочий, на ваш взгляд, не хватает сегодня МСУ в РФ?
2. Насколько эффективно (приведите примеры из жизни МСУ, где вы живете)
используются указанные выше полномочия?
(ВПК-7,ВПК-16)
Ответ:
1) отсутствие четких принципов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это тормозит решение социальных проблем, затрудняет решение собственных задач местного самоуправления, порождает ситуацию безответственности.
2) недостаточная проработанность процедур обеспечения ответственности и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Действующее законодательство не предусматривает конкретных форм ответственности органов местного самоуправления перед гражданами, за исключением выборов, местного референдума и процедуры отзыва должностного лица.
3) стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, – это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления. Таким образом, наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.
Г) смешанной
15.«Смешанная» система местного самоуправления распространена в ...
А) Германия, Австрия, Япония;
Б) Австралия, Великобритания, Ирландия;
В) США, Канада, Новая Зеландия
Г) Италия, Франция, Нидерланды
Тест
1. Муниципальные образования (ст. 9 Федерального закона № 131-ФЗ) в
соответствии с федеральным законодательством:
а) не вправе устанавливать свои символы самостоятельно, разрешается лишь добавление символов в специально установленных для этого полях в гербах субъектов Российской Федерации, в состав которых входят данные муниципальные образования;
б) вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности;
в) вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности, но данные символы приобретают официальный статус лишь при согласовании с представительным органом субъекта Российской Федерации или специально уполномоченным им органом после одобрения геральдической комиссией субъекта РФ и Федеральной геральдической службой РФ. Отказ в согласовании официальных символов муниципальных образований может быть обжалован в суд субъекта РФ.
2. Границы территорий муниципальных образований (ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ) устанавливаются и изменяются:
а) законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом № 131-ФЗ;
б) Конституцией РФ, федеральными законами;
в) соглашениями, заключаемыми между собой муниципальными образованиями и регистрируемыми в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
д) самими жителями и в утверждении не нуждается.
3. Кто вправе инициировать изменение границ муниципального образования:
а) население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы государственной власти;
б) только население, проживающее на данной территории;
в) только органы местного самоуправления;
г) только органы государственной власти субъекта РФ и федеральные органы государственной власти РФ.
4. В состав территории городского поселения могут входить:
а) несколько городов или город и один или несколько поселков городского типа;
б) один город или один поселок;
в) город и одно или несколько поселений сельского типа, территории которых
непосредственно примыкают к территории города;
г) если население города насчитывает более 50 000 человек, городское поселение может включать в свой состав лишь часть его территории, и на территории одного города
может быть образовано несколько городских поселений.
5. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения:
а) более 200 человек;
б) более 1000 человек;
в) более 1500 человек:
г) более 2000 человек.
6. Преобразование муниципальных образований – это их:
а) ликвидация в установленном законом порядке;
б) объединение, разделение, изменение статуса;
в) укрупнение или последующая ликвидация;
г) создания закрытого территориального образования.
Понятие, основные принципы и функции местного самоуправления.
Тест:
1. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят:
а) в 2000 г.;
б) в 2003 г.;
в) в 2007 г.;
г) в 2011 г.
2. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает:
а) общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет гарантии его осуществления;
б) условия эффективной деятельности органов власти на районном и поселковом уровнях;
в) способы «жизни» местных сообществ, правила организации работы местных органов власти.
3. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ, правовую основу местного самоуправления составляют:
а) Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, локальные правовые акты;
б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты;
в) Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, локальные правовые акты, указы и распоряжения уполномоченных на то должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, местные традиции.
4. В соответствиии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Это осуществляется:
а) вышестоящими органами государственной власти путем делегирования своих полномочий на места;
б) государственными органами власти субъекта РФ путем делегирования полномочий и чиновников края, области;
в) гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления.
5. Структура органов местного самоуправления определяется:
а) населением самостоятельно;
б) представительным органом власти субъекта РФ;
в) типовым положением, утверждаемым Министерством регионального развития РФ на основании ФЗ «О местном самоуправлении»;
г) специальным регламентом, принимаемым Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
д) губернатором (главой администрации края, области);
е) Президентом РФ
6. Органы местного самоуправления:
а) являются составной частью системы органов государственной власти субъектов РФ;
б) не входят в систему органов государственной власти.
7. Допускает ли Федеральный закон №131-ФЗ подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования?
а) да, возможна иерархия органов или должностных лиц органов местного самоуправления;
б) не допускает;
в) этот вопрос находится в компетенции субъектов РФ и регулируется конституциями, уставами республик, краев, областей, исходя из сложившихся местных традиций.
8. Руководствуясь ст. 132 Конституции РФ и федеральным законодательством, органы местного самоуправления:
а) самостоятельно устанавливают налоги и сборы, формируют, утверждают и исполняют бюджет;
б) самостоятельно устанавливают налоги и сборы, но бюджет им доводится вышестоящим органом представительной власти субъекта РФ;
в) самостоятельно устанавливают налоги и сборы, утверждают местный бюджет, который вступает в силу после положительного заключения органов финансового контроля субъектов Федерации либо региональных структур Минфина РФ.
9. В соответствиии со ст. 133 Конституции РФ, местное самоуправление гарантируется:
а) Президентом РФ как гарантом Конституции;
б) Правительством РФ с помощью специальных программ развития местного самоуправления;
в) правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, запретом на ограничение прав местного самоуправления;
г) Государственной Думой ФС РФ путем принятия государственного бюджета страны, включающего расходы на функционирование местного самоуправления.
10. Местное самоуправление в РФ, согласно Федеральному закону №131-ФЗ:
а) один из важнейших элементов государственной системы власти, показатель демократичности существующего строя;
б) одна из основ конституционного строя Российской Федерации, гарантируется и осуществляется на всей территории российской Федерации;
в) закрепленная Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права часть политической системы общества, показатель эффективности работы государственной машины;
г) самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
11. В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ, муниципальное образование, это:
а) городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; межселенская территория – территория, находящаяся вне границ поселений;
б) несколько поселений, объединенных общей территорией и органами власти;
в) часть территории города или района, выделенная для более оперативного и эффективного управления государственными органами власти.
12. К вопросам местного значения Федеральный закон №131-ФЗ относит:
а) вопросы взаимодействия государственных и местных органов власти по поводу наполнения и расходования городских, районных, поселковых бюджетов;
б) вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
в) все вопросы, не отнесенные к компетенции Федерации и ее субъектов.
13. Органы местного самоуправления это:
а) назначаемые в установленном порядке государством лица, осуществляющие от его имени властные полномочия в городах, районах, городских и сельских поселениях;
б) избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения:
в) избираемые сельским сходом или общим собранием ( конференцией) жителей многоквартирного дома, квартала граждане, осуществляющие властные полномочия на данной территории.
Задача
В. Чиркин так пишет о полномочиях органов местного самоуправления:
«Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления
располагают соответствующими собственными полномочиями. Они принимают свой устав, который обязателен на территории муниципального образования (если он соответствует закону), издают в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты. Органы муниципальных образований устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (если тарифы на такие услуги не предусмотрены федеральными законами); принимают и выполняют планы комплексного социально-экономического развития муниципального образования; создают свои печатные средства; осуществляют международные связи в соответствии с федеральными законами и др. Они могут привлекать к выполнению социально значимых работ трудоспособных жителей муниципального образования (не более трех раз в год и каждый раз не более четырех часов).
Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными полномочиями государственных органов на определенный или неопределенный срок. Такими полномочиями могут наделяться не все органы муниципальных образований, а только муниципальных районов и городских округов. Наделение органов местного самоуправления полномочиями государственных органов осуществляется законами и иными правовыми актами РФ и законами субъекта Федерации, в которых должны содержаться обязательные реквизиты, в частности перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления и государственных органов, перечень подлежащих передаче при этом материальных средств, порядок отчетности об осуществлении переданных полномочий и контроль за этим со стороны государственных органов.
Правовое регулирование осуществления полномочий местного самоуправления
исходит из того, что: 1) перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе, кроме внесения поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»; 2) финансовые обязательства в связи с решением вопросов местного самоуправления выполняются за счет средств местного бюджета, а при необходимости за счет субвенций из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов субъекта РФ; 3) если органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия Российской Федерации или субъекта РФ, то их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, но органы местного самоуправления, если это предусматривают их уставы, могут использовать для этого и собственные средства».
Вопросы для обсуждения:
1. Каких полномочий, на ваш взгляд, не хватает сегодня МСУ в РФ?
2. Насколько эффективно (приведите примеры из жизни МСУ, где вы живете)
используются указанные выше полномочия?
(ВПК-7,ВПК-16)
Ответ:
1) отсутствие четких принципов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это тормозит решение социальных проблем, затрудняет решение собственных задач местного самоуправления, порождает ситуацию безответственности.
2) недостаточная проработанность процедур обеспечения ответственности и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Действующее законодательство не предусматривает конкретных форм ответственности органов местного самоуправления перед гражданами, за исключением выборов, местного референдума и процедуры отзыва должностного лица.
3) стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, – это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления. Таким образом, наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.