Методики формирования вокальных навыков у учащихся младших классов ДМШ
Методика вокального обучения основывается на общедидактических и специальных, свойственных вокальной педагогике принципах обучения. К общедидактическим принципам относятся принципы воспитывающего обучения, научности, сознательности, связи с жизнью, посильной трудности.
Принципы обучения, свойственные непосредственно вокальной педагогике едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в детских музыкальных школах, как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике работы с детским голосом, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательным при работе с детьми является применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.
Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, профессор В. А. Багадуров писал: “История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения”.
Известные на сегодняшний день методы вокальной работы с учащимися являются итогом многолетней практики педагогов-вокалистов, однако было бы малоэффективно использовать в своей работе только один какой-либо метод. Учитывая специфику индивидуального подхода к каждому ребенку, педагог должен подбирать методы работы дифференцированно, а также сочетая определенные элементы разных методик для достижения оптимального результата.
Примером универсальности приемов служит “концентрический” метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.
Концентрический метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. “Школа пения” написана Глинкой в 1856 году предположительно для А.Н.Кашперовой – жены композитора и вокального педагога В.Н.Кашперова. В ней представлены вокальные упражнения, позволяющие при систематических занятиях значительно укрепить голос, выработать его подвижность, выровнять тембр, расширить диапазон. М. И. Глинка рекомендовал “...сперва усовершенствовать натуральные тоны, т. е. без всякого усилия берущиеся”. “...Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса”.
Сущность метода такова:
- Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
- Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
- Работать надо постепенно, без торопливости.
- Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
- Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
- Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
- Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
- Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Глинка подчеркивал особо, что нельзя допускать усталости, так как она, кроме порчи голоса, ничего не принесет. Петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа — без него. С точки зрения требований голососбережения метод Глинки является одним из наиболее оптимальных.
Большинство вокальных упражнений Глинки строится по принципу поступенного движения и опевания ступеней вспомогательными нотами в мажорном звукоряде. Ему был хорошо знаком распространенный метод транспонирования упражнений в виде секвенций по полутонам, но он отдавал предпочтение упражнениям построенным в едином ладу, без вспомогательных знаков альтерации. Ладовое чувство – важнейшая особенность музыкального слуха, способность различать устойчивый и неустойчивый характер звуков, их тяготение друг к другу. Все упражнения «Школы» Глинка рекомендовал петь на округлом «А», legato, без аккомпанемента, естественным звуком.
В Приложении 1 приведены некоторые упражнения из Школы пения М.И.Глинки. При работе с учениками младших классах наиболее оптимальным представляется их частичное использование в более компактном диапазоне или в более удобной тональности. Суммируя вышесказанное о методе Глинки, важно отметить, что этот метод очень хорошо будет развивать микстовое звучание, сглаженность голоса по всему диапазону и его полезно использовать в работе над смешением регистров. Для детей с обычными голосами будет полезно использовать для начала работы в качестве основного, более простой метод звукообразования, который развивает натуральные регистры.
Основоположником фонопедического метода развития голоса является В. Емельянов. Его методика построена, на сознательном управлении регистрами голоса. Один из основных принципов метода - это раздельное развитие натуральных регистров. Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.
Упражнения для грудного регистра даются в диапазоне соль малой октавы до ми бемоль первой октавы. Это дает возможность ребенку мышечно ощутить работу грудного регистра.
Выработка ощущения регистрового порога на стыке грудного и фальцетного регистров. Для того чтобы мышечно ощутить перестройку голосового аппарата в фальцетный тип голосообразования.
Затем происходит тренировка фальцетного регистра. После чего, преподаватель, убедившись в умении ученика использовать грудной и фальцетный режим, проводит работу по сглаживанию регистровых порогов, добиваясь смешанного звучания голоса, т.е. микста. Этот метод особенно хорош для использования с детьми, чей голос еще не проявлен.
При рассмотрении фонетического метода, чаще всего указывается авторство А. Варламова. В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.
Каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса. В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру звуковедения и артикуляции.
Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции. При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «выглаживанием» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.
Достижение звонкости и близости вокальной позиции тоже зависит от артикуляции: ощущения верхней губы, ноздрей, пения с закрытым ртом на «м». Данный фонетический метод полезен при вокализации мелодии и работы над кантиленой при разучивании песен.
Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро, «спрессовано» между гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования.
Согласные звуки, в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании делятся на:
- губные («Б», «М», «П», «Ф»);
- язычные («Д», «Л», «Р», «Т», «Ц», «Ч»);
По месту образования в ротовой полости согласные бывают:
- заднего уклада («К», «Г»);
- среднего уклада («Х», «Ш», «Р»);
- переднего уклада («Д», «З», «Л») и др. укладов
Следует отметить, что звонкие согласные – это звуки высокого импеданса, а, следовательно, они усиливают работу голосовых связок. Глухие согласные выключают работу голосовых связок. Поэтому при наличии зажатости мышц гортани нужно использовать глухие согласные. Смена слогов, тренирует дикцию и сдерживает выдох. Начать формирование и развитие голоса с той гласной, которая лучше всего получается, на которой выявляются лучшие качества голоса. Подбор гласных и слогов для вокальных занятий должен осуществляться с ясным пониманием характера их влияния на работу голосового аппарата.
Практические рекомендации фонетического метода
- Гласные в сочетании с сонорными согласными («М», «Н», «Л», «Р») легче округляются, смягчают работу гортани.
- Работа голосовых складок выключатся на глухих согласных («П», «К», «Ф», «С», «Т»). Они смягчают и гласную. Поэтому при наличии зажатости мышц гортани полезны слоги «ПО», «КУ» и т. д.
- При гнусавости звука употребляются гласные «А», «Э», «И» в сочетании с губными согласными («П», «Б», «В», «Ф»).
- При пассивном пении – звонкие согласные в сочетании с гласными «И», «Э».
- _Крикливый или «белый» звуки – гласные «У», «О» в сочетании с сонорными согласными «М», «Л».
- Горловой звук – гласное «О», «У» с глухими согласными.
- Согласные губные «Б», В», «М», «П», «Ф» - не влияют на работу гортани.
- Согласные «Г», «Д», «Ж», «З», «К», «Л», «С», «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» - влияют на работу гортани.
- Согласный «Д» - нахождение грудного резонирования, твердой атаки.
- Согласный «П» - округляет гласную.
- Согласные «Ф», «С», «Р», «Л»- просветляют звук.
- Согласные «Л», «С»- нахождение придыхательной атаки.
- Согласные «К», «Ж», «Г»- поднимают гортань.
- Звуки переднего уклада приближают звук, поэтому применяются при глубоком, глухом звучании.
- Согласные «Г», «К» - поднимают мягкое небо, активизируют его. Применяются сочетания «КУ», «ГУ», «КО», «ГО».
- Согласные «Б», «М», «П» - активизируют губы.
- Согласные «Ж», «В», «Ф» - активизируют язык.
- Согласные «Т», «П» - взрывные активизируют дыхательную функцию.
- Согласный «Л» - активизирует корень языка, образует мягкую атаку.
- Сонорные «М», «Н» (небные) – опускают мягкое небо, усиливают резонирование носовой полости, противопоказаны при вялом мягком небе, особенно при носовом звуке.
-Согласный «Р» - хорошо активизирует дыхание и работу голосовых связок.
Фонетический метод является очень мягким с точки зрения голососбережения и его хорошо использовать в работе с детьми. Еще раз необходимо подчеркнуть, что рамках индивидуального подхода к каждому ученику преподаватель должен учитывать трудности и проблемы учащихся, подбирать упражнения и такие сочетания фонем, которые позволили бы максимально устранить имеющиеся недостатки и выявить достоинства звучания. Начинать работу нужно со среднего участка диапазона и постепенно его расширять. Двигаться от простого к сложному, сохраняя принцип постепенности. На первом этапе целесообразно членить работу по освоению звукообразования на части, но только весьма осторожно и умело: как дышать, как открывать рот, освободить глотку, сделать зевок, раскрепостить нижнюю челюсть и т. д.
Большое применение в работе с детьми получил иллюстративный метод, то есть показ музыкального материала голосом преподавателя. Дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. В сочетании с иллюстративным должен использоваться и объяснительный метод. Далее эти два метода будут рассматриваться неразрывно в качестве одного, объяснительно-иллюстративного метода.
При иллюстрировании голосом упражнения, попевки или отрывка из произведения преподаватель должен использовать не только позитивный, но и негативный показ. Ученик должен сам выбрать правильный вариант, иначе подражание будет не осознанным, а автоматическим, и нужный результат не будет достигнут.
Объяснительно-иллюстративный метод должен быть направлен именно на осознанное восприятие, осмысление и запоминание информации.
Показ мелодии голосом педагог должен сочетать с объяснением способов звукообразования, вовлекая ребенка в обсуждение характера звучания. Подражание целостно организует голосовую функцию и дает возможность сознательно закреплять то, что возникает непроизвольно. При повторении удачных моментов внимание ученика направляется на осознание и запоминание возникающих мышечных, вибрационных и слуховых ощущений, которые затем будут им самостоятельно использоваться. В таких случаях методы иллюстрирования и объяснения оказываются достаточно эффективными.
При объяснении качеств певческого звука должны широко использоваться образные определения. При этом могут применяться не только понятия, связанные только со слуховыми ощущениями, но и зрительными, осязательными, резонаторными, вкусовыми. Такое заимствование определений певческого звука из области неслуховых ощущений имеет объективную основу и связано с возникновением и закреплением в головном мозге ассоциативных связей между различными органами чувств.
Опора на образные определения и эмоциональные характеристики особенно актуальна при занятиях на уроках пения с учениками младших классов, которым в этом возрасте свойственна особая эмоциональная отзывчивость и образность мышления.
Помимо слуховых ощущений процесс пения неразрывно связан с мышечными и резонаторными ощущениями. Как уже было отмечено ранее, строение голосового аппарата у детей имеет отличительные особенности по сравнению со взрослыми, поэтому педагогу при объяснении учащемуся мышечных и резонаторных ощущений следует проявлять большое внимание и осторожность. Так, поскольку дети в силу особенностей строения органов дыхания в начале обучения используют именно верхнереберный тип дыхания, и только по мере развития и закрепления певческих навыков дыхание становится нижнереберно-диафрагматическим. Естественно, что у младших школьников ощущения, связанные с опорой дыхания, будут концентрироваться на области грудных мышц и будут отличаться от ощущений, возникающих у взрослых певцов.
Таким образом, педагогу в процессе занятий с младшими школьниками следует наибольший упор делать именно на формировании представлений о певческом звуке.
Другим важным моментом при применении объяснительно-иллюстративного метода является факт, что дети, как правило, склонны копировать не только те качества звука, которые хочет проиллюстрировать педагог, но и весь звук в целом – индивидуальные характеристики тембра преподавателя, и все достоинства и недостатки голоса. В связи с этим звучание голоса педагога обязательно должно соответствовать следующим требованиям:
- Быть полноценным по основным качествам академического звучания:
- Не иметь недостатков (носовое, горловое звучание, гнусавость, форсированное звучание);
- При работе с детьми по возможности быть максимально приближенным к характеру звучания детского голоса.
Демонстрация звучания должна осуществляться на ровном по всему диапазону, округленном, опертом звуке, высоком по позиции и желательно красивом по тембру.
Наряду с показом певческого звучания при работе с детьми педагог также должен иллюстрировать видимые движения артикулярных органов – губ, языка, нижней челюсти, мышечные приемы – зевок, задержка дыхания, сохранение состояния вдоха во время пения. Еще раз стоит отметить, что при показе мышечных приемов преподаватель должен учитывать особенности голосообразования у младших школьников и исходить из того, что естественным для них является не нижнереберно-диафрагматическое, а грудное дыхание.
Неразрывно связанным с объяснительно-иллюстративным методом является репродуктивный метод, состоящий в воспроизведении и повторении учащимся певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснениями и показом педагога.
Такое воспроизведение и повторения специально организуется преподавателем, превращается в деятельность, направленную на совершенствование выполняемых действий при помощи упражнений, вокализов, вокальных произведений. Таким образом, формируются, закрепляются и совершенствуются вокальные навыки.
Важно подчеркнуть, что при использовании объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов преподавателю следует не только ориентироваться на сознательное и подсознательное подражание, но и вести ученика к осмыслению художественного образа и осознанному поиску вокальных приемов и способов исполнения.
Метод мысленного или внутреннего пения – это один из основных методов, применяемых в практической работе и используется он не только в процессе обучения пению, но и при обучении игре на различных музыкальных инструментах.
Способ мысленного пения изучен мало, однако благодаря открытиям И.М. Сеченова в области физиологии, стало известно, что во время мысленного пропевания той или иной мелодии у взрослых певцов, связки совершают микроскопические движения, и эти движения представляют собой слепок истинных движений голосовых связок.
Использование мысленного пения даже на первом этапе вокальной работы с детьми имеет смысл, так как оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона.
Ребенок гораздо лучше будет интонировать, подстраиваться к звуку, когда он будет слышать звуковой эталон извне и представлять звук мысленно, кроме того, этот метод способствует активному развитию вокального слуха, что необходимо для эффективного обучения пению.
Мысленное пение учит внутренне сосредоточиваться, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения.
Мысленное пение можно считать основой формирования вокально-слуховых представлений и совершенствования слуходвигательных связей и рассматривать, как один из наиболее эффективных методов разучивания, повторения, исполнительского усовершенствования вокального репертуара, усвоения новых вокальных приемов или трудно интонируемых оборотов в пении, а также как форму самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.
Можно отметить еще один важный метод, широко применяемый в практике вокальной работы с детьми, а именно: метод сравнительного анализа. Желательно его использование практически с самых первых занятий. Метод позволяет дать оценку звука: на уровне “красивый - не красивый”, “понравился - не понравился”. Он позволяет отличать правильный звук от неправильного, отличать отдельные компоненты звука, благодаря чему активно развивается вокальный слух, мыслительные процессы и художественный вкус. Методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению.
Известно, что поющий слышит себя иначе, чем слушатель, поэтому полезно прослушивание своего голоса в записи и сравнение своего звучания с эталоном. Вот почему в учебном процессе целесообразно использовать запись голосов учащихся на магнитофон.
Музыкальное восприятие при этом постепенно становится осознанным, углубляются и уточняются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования, улучшается и воспроизведение.
Итак, подводя итог рассмотрению системы методов, применяемых в процессе обучения пению детей (да, и не только детей, но и взрослых учащихся, поскольку система методов сама по себе является универсальной, как было сказано ранее), важно отметить, что все вышеперечисленные методы не взаимоисключают, а дополняют и развивают друг друга. Педагог, опираясь на индивидуальный подход в своей работе, должен гибко подходить к процессу обучения, и в зависимости от природных задатков и способностей каждого ученика выбирать такое сочетание различных методов, которое позволило бы в наибольшей степени развить вокальные навыки ребенка. В целом, базовыми методами при работе с учениками на уроках могут быть объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и фонетический методы. К ним, в зависимости от ситуации, преподаватель может добавить и элементы концентрического или фонопедического методов. Для самостоятельной работы педагог может активно рекомендовать ученику методы мысленного пропевания и сравнительного анализа.
Система вокальных упражнений, как средство развития вокальных навыков.Обязательным условием для формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. По определению, упражнение – это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.
Три составляющих понятия “упражнение” – повторяемость, определенная организация и целенаправленность являются обязательными, но именно последние два – организация и целенаправленность определяют его сущность. Любое действие, применяемое как упражнение, рискует превратиться в простое бездумное повторение, если оно не будет должным образом организовано для того, чтобы обеспечить выполнение действия на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.
Так, разные звуки в пределах диапазона голоса можно много раз петь отдельно, без связи друг с другом. Однако такая работа будет бессмысленной, даже если поставить ее целью выравнивание звучания голоса по диапазону. Если отдельные звуки превратить в гамму или ее элементы, и петь их связно, то есть, специально организовать повторение всех звуков, то такая работа уже будет способствовать выравниванию звучания по всему диапазону. С целью формирования навыка однородного звучания применяется и пение широких интервалов. Ровность звучания зависит также и от равной вокальности гласных, для чего применяются упражнения, которые способствуют их выравниванию.
Становится очевидным, что для формирования какого-либо вокального навыка необходимо подбирать не одно, а несколько упражнений, которые в свою очередь способствуют выработке не одного, а нескольких вокальных навыков. Поэтому развитие системы вокальных навыков происходит комплексно, все компоненты этой системы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Для того чтобы упражнение было эффективным, ребенку нужно подробно объяснить какой звук надо воспроизвести, что нужно для этого сделать, за чем нужно следить во время голосообразования. После каждого упражнения педагог должен сказать, правильно ли оно было выполнено, какие были допущены ошибки, и как их исправить. При правильном выполнении упражнения достигнутый результат закрепляется и совершенствуется.
Упражнения выполняются, как правило, в начале урока, и их целью является не только формирование и развитие вокальных навыков, но и подготовка голосового аппарата к работе, а именно – распевание.
В начале распевания лучше применять несложные, хорошо знакомые упражнения. На них проще добиться необходимого звучания. После настройки голосового аппарата, педагог может предложить более сложные упражнения, направленные на усложнение усвоенного или на формирование нового навыка.
Предлагаемые младшим школьникам упражнения желательно подбирать исходя из простоты ритмического и мелодического рисунка, они должны легко запоминаться. Даже в процессе распевания, еще до разучивания вокальных произведений педагог должен стремиться к тому, чтобы пение ученика было эмоциональным. Упражнения лучше давать в мажорном ладу, связанным с бодрым, оптимистичным настроением, создающим необходимый тонус мышц голосового аппарата.
В начале обучения упражнения необходимо выполнять в спокойном темпе. В дальнейшем, для развития подвижности голоса и по мере усвоения вокальных навыков, темп убыстряется. Однако педагогу следует обращать особое внимание на то, чтобы по мере ускорения темпа упражнения не терялось качество его выполнения.
Как правило, упражнения располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.
При введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с поющим, затем, по мере впевания – можно оставить только гармоническую поддержку. Очень хорошим способом для развития слуха и вокальных навыков является выполнение упражнений без поддержки инструмента с предварительной ладовой настройкой. Как показывает практика, этот способ представляется довольно сложным для учащихся, особенно младшего школьного возраста, однако в процессе обучения для выработки четкой координации между слухом и голосом его необходимо регулярно применять.
Сила голоса при исполнении упражнений должна быть в пределах mF. Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на форте очень вредно для голоса, и особенно для детского голоса.
Выполнение упражнений следует начинать с примарных звуков, то есть в случае с учащимися младших классов с нот, лежащих в пределах ми-фа1 – си1. Постепенно по мере занятий объем звуков, охваченных упражнениями, расширяется. Лучше всего в упражнениях закреплять середину диапазона, а крайних нот диапазона не касаться совсем.
Первые упражнения нужно выполнять на гласном звуке, который наиболее удобен для ученика. Этот звук является отправной точкой в применении гласных при пении упражнений. На нем ученик легче добивается необходимого звучания и освоения вокальных навыков.
При выборе гласного звука необходимо исходить также из индивидуальных особенностей голоса ребенка. Если голос звучит глубоко, глухо, то рационально применение упражнений на звонкие собранные гласные “и” и “е”, способствующие близкому звучанию. Если же голос звучит слишком близко, открыто и плоско, то нужно выполнять упражнения на глухих гласных “о”, “у” или на округленном “а”. Важно помнить, что при зажатом голосе звук “и” еще более усугубит эту проблему, а гласные “а”,”о”, “у” помогут с ней справиться.
В соответствии с методом Глинки, рассмотренным ранее, пение упражнений начинают сразу с гласного “а”. Однако его применение оправданно, если голос ученика не имеет явно выраженных недостатков.
После того, как выбранный гласный звук обретает нужные качества звучания, переходят к другим гласным, распространяя на них звучание, выработанное на самом удобном гласном звуке.
Возможно сочетание нескольких гласных в одном упражнении. Это делается для того, чтобы с помощью дополнительных гласных добиться оптимального звучания основного гласного звука. Так, чтобы сделать звучание основного гласного “а” более ярким и близким, к нему присоединяют собранную близкую гласную “и”.
Выполнять упражнения можно на одном гласном звуке, без согласного, или в сочетании с согласными звуками. В данном случае, педагогу очень поможет прочное освоение фонетического метода, ведь умелое сочетание согласных звуков с гласными позволяет значительно влиять на качество звучания гласных и, следовательно, на общее звучание голоса.
Далее рассмотрим различные виды вокальных упражнений.
1. Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены и хорошо развивают певческое дыхание. При такой манере пения легче перенести нужное звучание с одного звука на другой. Очевидно, что слитное пение отдельных тонов помогает и выравнивает звучание.
2. Упражнения на стаккато связаны с активным смыканием голосовых складок. Они активизирует их работу, способствуют усвоению четкой атаки и очень полезны при вялом тонусе голосовых мышц, сиплом призвуке. Этот вид упражнений особенно показан при работе с детьми.
При выполнении упражнений на стаккато важно следить, чтобы пение проходило как бы на одном дыхании. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием состояния вдоха.
Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато, а потом повторить его в связной манере на легато.
3. Упражнения с поступенным расположением звуков. Наиболее простыми упражнениями этого вида являются соединения 2-5 последовательных ступеней мажорной гаммы, пропеваемые вначале на 1 удобном гласном звуке. Упражнения на пяти последовательных звуках являются элементами гаммы. После прочного усвоения этих упражнений можно переходить к пению целой гаммы.
Петь гаммы нужно снизу вверх и сверху вниз, пропевая либо выбранные гласные звуки, либо называя ноты. Всю гамму нужно стараться исполнять на одном дыхании. В ситуации нехватки дыхания на целую гамму вначале нижний и верхний тетрахорд можно разделить дыханием. Гаммы являются важнейшим средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания по всему диапазону, развития подвижности голоса и расширения певческого диапазона.
4. Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Эти упражнения способствуют выравниванию звучания. Вначале необходимо работать на интервалах более привычных для слуха – терциях, квартах, квинтах. Продвигаются от узких интервалов к более широким. К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Упражнения на интервалы полезно петь как на легато, так и на стаккато, а также чередуя и комбинируя эти манеры звуковедения.
5. Упражнения на одной ноте развивают равномерный экономный длительный выдох. При чередовании различных гласных они способствуют выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на одной силе звука на наиболее удобной гласной может являться базовым упражнением на начальных занятиях.
В первых упражнениях необходимо брать 1-2 гласных в сочетаниях с согласными звуками или без них, а затем постепенно вводить все гласные звуки. Петь все гласные можно на одной силе звука, либо с применением динамических оттенков.
6. Пение с закрытым ртом (мычание) осуществляется при сомкнутых губах с чуть опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого внутреннего зевка. Упражнение выполняется на среднем участке диапазона. Пение с закрытым ртом настраивает на головное звучание, однако полезно только в том случае, если при его исполнении поющим ощущается вибрация тканей носа. В этом случае повышается тонус голосовых мышц, поэтому это упражнение лучше выполнять в начале распевания.
Использование вокальных упражнений при работе с детьми имеет свои особенности. Как уже отмечалось ранее, психика младших школьников отличается конкретностью и образностью мышления, поэтому упражнения, которые исполняются на отдельные гласные звуки или слоги и не наполнены смысловым содержанием, оказываются малопонятными и скучными для детей. В процессе такой работы на уроке ученик быстро теряет к ней интерес.
Поэтому при работе с детьми лучше использовать преимущественно попевки (фрагменты из вокальных произведений, как правило, детских или народных песен). Обычные вокальные упражнения можно превратить в попевки, придав им словесный текст.
Попевки должны иметь простой, ясный мелодический и ритмический рисунок, быстро запоминаться и быть доступными и интересными для детей. Конкретное содержание попевок и эмоциональное отношение к ним при исполнении способствует более быстрому формированию основных вокальных навыков.
При распевании на одном уроке не нужно использовать большое количество упражнений или попевок – достаточно трех-четырех. Однако работать над ними нужно очень тщательно. Упражнения должны быть разнообразными по вокально-техническим задачам, обеспечивать развитие и закрепление основных вокальных навыков, воздействовать на дыхание, артикуляцию, работу голосовых связок.
Преподавателю необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбирать наиболее полезные из них исходя из конкретной вокально-технической задачи.
Применение упражнений должно соответствовать принципам вокального обучения. Подбирать упражнения нужно по принципу – от легкого к более трудному, применять строго последовательно, располагать в таком порядке, чтобы последующее совершенствовало уже приобретенные навыки и постепенно развивало новые.
Упражнения следует подбирать в зависимости от индивидуальных особенностей вокальных данных учеников. В каждом определенном случае они должны выявлять нужные качества звука и удалять отрицательные особенности голосообразования.
Упражнения являются необходимым условием для развития вокально-технических навыков. Однако эти навыки вырабатываются на упражнениях, а закрепляются и обогащаются в процессе работы над художественными произведениями. Таким образом, педагогу необходимо не только правильно подобрать систему вокальных упражнений в каждом конкретном случае, но и грамотно выбирать вокальные произведения в порядке постепенного повышения их трудности.
Примеры упражнений, которые могут использоваться на уроках при работе над развитием вокальных навыков, приведены в Приложении № 2.
Подводя итоги рассмотрению вопроса о теоретических основах формирования вокальных навыков у учащихся младших классов ДМШ,необходимо сделать следующие выводы:
1. Как уже было не раз отмечено, в своей работе педагог должен руководствоваться индивидуальным подходом – это касается и выбора методик формирования вокальных навыков, и подбора упражнений, и способов устранения имеющихся голосовых недостатков.
2.Все упражнения должны подбираться в соответствии с принципом последовательности – от простого к сложному. Важно помнить, что не только упражнения, но и правильно подобранные вокальные произведения являются неотъемлемой частью системы формирования правильных вокальных навыков.
3.В работе с учеником педагог должен выявлять и закреплять положительные стороны голосообразования учащегося и сглаживать и устранять отрицательные.
4. Упражнения не должны выполняться безэмоционально. Пение само по себе как процесс не может не сопровождаться выражением эмоций и чувств. Эмоциональное исполнение является важным средством развития и закрепления необходимых вокальных навыков.
5. При работе на уроке необходимо голос не загружать, стараться максимально использовать головной регистр, выстраивать высокую певческую позицию, добиваться легкости звучания, облегченной манеры звукообразования.
6.Педагог должен учитывать возрастные, физиологические и психологические особенности младших школьников и, исходя из этого, выстраивать режим занятий. На первом году обучения продолжительность занятий не должна превышать 30 минут.
7.Необходимо неукоснительно соблюдать правила гигиены голоса особенно в отношении детских голосов – не перегружать, не подвергать длительным нагрузкам, не форсировать голос, не петь в крайних границах диапазона, не заниматься во время и сразу после простудных и др. заболеваний голосового аппарата.
8.Педагог-вокалист должен создавать максимально комфортную психологическую атмосферу на занятиях, уметь заинтересовать ребенка, в том числе и личным примером, внести свой посильный вклад в становление если и не будущего певца или музыканта, то личности всесторонне развитой.