Особенности формирования вокальных навыков у учащихся младших классов.

Физиологические и психологические особенности младших школьников. Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

В этот период происходит изменение социального статусаребенка – превращение дошкольника в школьника. При этом значительная часть жизни ребенка оказывается строго регламентирована рамками учебного процесса, что переносится безболезненно далеко не каждым.

Происходит психологическая перестройка в деятельности: если ранее главенствующим видом деятельности была игра, то теперь ведущая роль отдается учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов, творческой активности и нравственных представлений ребенка.

У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства. Активное познание в процессе учебной деятельности связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, сомнение, радость познания и в связи с ними интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности, такие как любознательность, чувство нового.

Эстетические чувства младшего школьника, как и у дошкольника, развиваются в процессе восприятия литературных и музыкальных произведений, причем самым благодатным материалом для их развития является в первую очередь поэзия. В исследованиях ряда отечественных психологов подчеркивается, что благодаря этому виду литературных произведений (ритму, музыкальности, выразительности) у детей возникает эмоциональное отношение к стихам. Именно в поэзии чаще, чем в прозе, они улавливают эмоциональный характер описываемого пейзажа, тонко отмечают общий настрой, отношение автора к изображаемой им картине природы. Вместе с тем эстетическая сторона литературного или музыкального произведения должна специально выделяться и подчеркиваться педагогами. Только при соответствующем обучении младшие школьники способны дать эмоциональную оценку доступного им музыкального произведения [11, с.130].

Вообще именно в период обучения в младшей школе учитель становится непререкаемым авторитетом для ребенка, что является самой важной предпосылкой для воспитания и обучения детей. Учитывая специфику обучения в музыкальной школе, от личности учителя во многом зависит то, насколько глубоко ребенок может быть вовлечен в творческий процесс, насколько личный пример преподавателя сможет вызвать у младшего школьника интерес к занятиям музыкой и пением, в частности.

Оценки, суждения учителя воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок тянется к учителю, в котором видит (точнее, хотел бы видеть) прежде всего, справедливого, доброго, внимательного человека. С другой - он чувствует и даже понимает, что учитель - это человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать. Поэтому одна часть детей видит в своем учителе, прежде всего, человеческое начало, а другая (гораздо более значительная) - именно педагогическое, “учительское” начало [6, с.19].

Важно особо отметить, что формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, занятиям музыкой связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда преподаватель хвалит их.

Важной особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания. Исследователи выделяют два направления в этой работе: одно - по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое — по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания [11, с.133]

При разучивании музыкальных (и вокальных произведений, в частности) младшие школьники, как правило, сталкиваются с трудностями при запоминании, как музыкального материала, так и поэтического текста. Задача преподавателя в данном случае помочь ребенку разделить произведение на составные части, вычленить целое, передать вначале в устной форме суть содержания вокального произведения, показать взаимосвязь музыки и текста, выделить яркие образы и сравнения, от которых можно оттолкнуться при выучивании произведения наизусть.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учебу, которая предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача преподавателя в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации интеллектуальных и творческих возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Характеристика детского голоса.Звучание голоса детей существенно отличается от голосов взрослых.

Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они значительно беднее взрослых голосов, особенно в младшем школьном возрасте, однако обладают большей звонкостью и легкостью. Также очевидно, что детский голос значительно уступает по силе звучания взрослому, однако обладает большей полетностью и серебристостью звука.

Такие качественные отличия детского голоса связаны в первую очередь с особенностями анатомо-физиологического строения голосового аппарата и растущего детского организма в целом.

Гортань у детей расположена высоко и по объему примерно в 2-2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. По этой причине детская гортань отличается большей эластичностью и подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки короткие, узкие и тонкие. Так, если длина голосовых связок у мужчин в среднем 2—2,5 см, у женщин — 1,3—1,8 см, то у детей длина голосовых связок меньше, чем у взрослых, примерно в 1,5 раза.

В толще голосовых складок у детей до 5 лет вокальных мышц нет, их место занимает рыхлая соединительная ткань и железы. После пяти лет начинают появляться отдельные пучки вокальных мышц, с этого времени начинается их развитие и к возрасту 11-12 лет вокальные мышцы оказываются полностью сформированными.

Поскольку до возраста 9-10 лет у большинства детей при пении голосовые складки колеблются только своими эластичными краями и не смыкаются полностью, то процесс голосообразования происходит только по фальцетному типу и задействуется только один регистр – головной. Голосовые мышцы развиты недостаточно, и диапазон голоса ограничен. В этом возрасте детские голоса имеют приблизительно одинаковый диапазон – в пределах первой октавы, при этом крайние ноты диапазона берутся с трудом.

Тем не менее, вопрос о диапазоне детского голоса остается спорным, так с одной стороны Стулова Г.П. в своей работе «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» доказывает, что в младшем школьном возрасте он может достигать двух октав, а с другой стороны в книге Орловой О.С. «Нарушения голоса» предлагаются охранные нормы для детей младшего школьного возраста в диапазоне от до1 до ре2, при этом полагается, что наиболее комфортная зона звучания голоса еще уже – от фа1 до до2 [48, с.112, 42, с.117].

Голоса детей этого возраста легки, прозрачны, но бедны обертонами. Голоса мальчиков существенных отличий от голосов девочек не имеют.

Необходимо отметить, что в среде советских ученых, занимавшихся вопросом развития и охраны детского голоса в середине ХХ века, сложились два противоположных мнения по вопросу регистрового звучания детского голоса.

Так, в своих исследованиях Е.М. Малинина выделяет четыре основных момента, характеризующих голос ребенка младшего школьного возраста:

1. Голос легкий, светлый, свирельный, серебристый, сила небольшая;

2. Колебательная манера голосовых связок лишь их краями;

3. Атака звука мягкая;

4. Гортань в высоком положении [30].

Такой же точки зрения придерживался в своих разработках, проделанных в 1933-1941 гг. И.И. Левидов. Он считал, что естественно звучащий голос ребенка младшего возраста обуславливается именно лишь краевой колебательной манерой голосовых связок. Последователи этой точки зрения рекомендовали “фальцетную” манеру звукообразования, объясняя ее необходимость неразвитостью мышц голосового аппарата ребенка.

Противоположной точки зрения придерживался профессор В.А. Багадуров. В одной из своих работ он пишет: “Методика Е. Малининой очень близка к брошюрам И. Левидова. Очень характерна боязнь грудного звучания у детей даже старшего возраста и, что совсем уж непонятно, у мальчиков. При этом указывается, что грудной регистр всегда нужно искоренять и вводить голос в естественное русло. Правда, все время говорится о “перегрузке грудного звучания”, “надсаженности”, напряженности его и форсировке, как будто нормального грудного звучания в детском голосе не существует совсем. Ведь грудное звучание, как и фальцетное, есть самое натуральное и естественное звучание голоса, если уж говорить о естественности”.

Эта точка зрения также заслуживает внимания, хотя и основана лишь на эмпирических наблюдениях автора.

Начиная с возраста 9-10 лет по мере развития вокальных мышц процесс голосообразования развивается, и от фальцетного способа происходит постепенное движение к микстовому характеру звукоизвлечения. Голоса детей звучат с большей силой, увеличивается диапазон, особенно крепнет звучание на его среднем участке. Звучание на этом участке начинает отличаться от звучания на верхних и нижних нотах. У одних детей звук в нижнем регистре приобретает грудной характер, диапазон расширяется вниз, у других рост границ диапазона происходит в сторону высоких нот.

Таким образом, в возрасте 9-10 лет уже возможно провести дифференцирование детских голосов на два типа – высокие и низкие. В классе вокального ансамбля детской музыкальной школы голоса учащихся условно подразделяются на: дисканты – самые высокие детские голоса, имеющие диапазон от до-ми1 до соль-ля2 и выше (преобладание головного регистра) и альты – примарные тона немного ниже по звучанию, чем дисканты, диапазон от ля малой до ми бемоль-фа второй октавы (наиболее яркое и удобное звукоизвлечение – в середине диапазона, преобладает грудной регистр). Границы между регистрами у детей обычно заметны намного ярче, чем у взрослых.

А.Г. Менабени в своей работе “Методика обучения сольному пению” указывает предельные диапазоны для высоких и низких детских голосов (рис 1) [32, с. 49].

Особенности формирования вокальных навыков у учащихся младших классов. - student2.ru

Рис. 1. Примерные диапазоны детских голосов в возрасте 9-10 лет.

Границы диапазона у разных детей могут как сокращаться, так и увеличиваться, особенно это касается верхней части регистра. Крайние верхние ноты дети обычно интонируют неточно. При обучении пению диапазон имеет тенденцию к расширению, при этом верхние звуки развиваются быстрее, чем нижние.

В связи с таким разделением на голоса имеет место и опасность неправильной их дифференциации. К разделению голосов следует подходить довольно осторожно и тщательно (условно говоря, чтобы дисканты случайно не оказались в альтах, и наоборот). В практике работы с детьми наблюдается и такое, что дети в возрасте 7-10 лет разговаривают низкими голосами и им удобней петь звуки в конце малой - начале первой октав. Звуки эти ярче, громче, чем в головном регистре и, следовательно, детям с такой особенностью часто дают петь произведения в данном диапазоне, не пытаясь, порой даже проверить наличие свободных звуков в среднем и высоком регистре. Порой громкое звучание внизу происходит “на связке” вследствие “зажатой гортани”, а природный голос впоследствии часто оказывается высоким, даже порой во взрослом возрасте может оказаться лирическим или колоратурным сопрано. Поэтому педагогам и в первом и во втором случае главное не переусердствовать в подборе произведений, в которых задействованы крайние звуки диапазона, а добиваться свободы и непринужденности звучания начиная на средних, удобных звуках диапазона.

В связи с тем, что тема данной работы ограничена рассмотрением особенностей голоса младших школьников, особенности развития голоса у подростков, т.е. у детей начиная с 11-12 лет и далее рассматриваться не будут. Однако необходимо отметить, что в целом в процессе развития детского певческого голоса выделяются 3 основных этапа:

1. Домутационный. Подразделяется в свою очередь на 2 стадии:

a) Период фальцетного звукообразования (до 9-10 лет);

b) До мутации – с 9-10 лет – период наиболее полного выявления возможностей детского голоса – силы, тембра, типа голоса;

2. Период мутации (в среднем, от 12 до 16 лет);

3. Послемутационный период (период возмужания взрослого голоса).

Таким образом, очевидно, что период обучения школьников в младших классах музыкальной школы совпадает по времени с домутационным периодом развития певческого детского голоса, что требует учета его особенностей в процессе обучения пению.

Особенности формирования вокальных навыков у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.На начальном этапе обучения пению для выстраивания индивидуального учебного процесса педагогу необходимо ознакомиться с голосовыми и общемузыкальными данными ученика.

Голосовые данные определяются по совокупности данных. В случае с учащимися младших классов это: тембр, диапазон, тесситура, зона примарного звучания.

Для выявления голосовых данных необходимо предложить ребенку спеть его любимую или просто знакомую песню. При этом необходимо помочь ему гармонической поддержкой на фортепиано, подобрав тональность, наиболее удобную для исполнения. Гармоническая поддержка необходима, поскольку большинство детей (да, и взрослых тоже), даже при наличии хорошего слуха не могут без предварительной подготовки чисто исполнить песню без сопровождения музыкального инструмента. Удобная для исполнения тональность поможет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса.

Голосовые данные проявляются ярче, если песня не трудна для исполнителя, имеет умеренный темп и распевный характер. Если исполняемая ребенком песня не соответствует этим требованиям, то педагогу возможно предложить ребенку исполнить какое-либо произведение, подходящее по заданным параметрам.

Для определения тесситуры голоса возможно предложить ребенку спеть два произведения – одно в высокой тесситуре, другое – в низкой.

Исполнение песни дает возможность помимо определения голосовых данных ученика судить о его общей музыкальности, выразительности и исполнительских задатках.

После исполнения песни можно проверить весь диапазон голоса – то есть его звучание от самой низкой до самой высокой ноты. Диапазон можно выявить на пении трезвучий, поступенно расположенных нот, на попевках (рис.2). Начинать пение необходимо с середины диапазона, секвенционно по полутонам поднимаясь вверх, а затем опускаясь вниз, или наоборот.

Рис. 2. Примерные упражнения для выявления диапазона голоса

Особенности формирования вокальных навыков у учащихся младших классов. - student2.ru

При прослушивании песни и определении диапазона обычно можно заметить несколько звуков, имеющих особенно свободное, красивое и естественное звучание – примарные звуки. У детей до 8-9 лет зона примарного звучания – фа1-ля1. В возрасте 10-11 лет у высоких голосов примарные звуки находятся в диапазоне соль1-до2, у низких – фа1-ля1.

Выявление естественного тембра является важнейшей задачей преподавателя. Как правило, в большинстве случаев на начальных занятиях определить природную окраску голоса довольно трудно и только в процессе занятий, когда учащиеся осваивают легкую, четкую подачу звука, правильное дыхание и звуковедение, тогда выявляется красивое естественное звучание в сопрановом или альтовом регистре, на основании которого делается вывод о тембральной окраске голоса.

Одновременно с диагностикой голоса педагог должен обратить внимание на особенности голосообразования: на вдох, выдох, артикуляцию, дикцию, выявить положительные и отрицательные особенности процесса голосообразования.

В дополнение к оценке голосовых данных ребенка педагогу стоит оценить качество музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

После предварительного ознакомления с голосовыми и общемузыкальными данными приступают к непосредственным занятиям с учеником. Первые занятия являются не только учебными, на них происходит углубление знакомства с ребенком – как с его голосом, так и с психическим складом личности. Выявляются отдельные черты характера, такие как: активность на занятиях, восприимчивость к новым знаниям и навыкам, память, настойчивость, уверенность в себе.

В результате такого подробного знакомства с учеником педагог составляет индивидуальный план работы с ребенком. В нем, наряду с развитием общих, необходимых вокальных навыков предусматриваются методические пути устранения отрицательных особенностей голосообразования и индивидуальный подход к личности ученика.

Учебные занятия всегда следует начинать с установления оптимальных условий для голосообразования, педагог должен следить за правильным певческим положением головы и корпуса. Довольно часто, начинающие петь как дети, так и взрослые принимают неправильное положение тела – запрокидывают голову назад, напрягают мышцы лица и шеи, горбятся и т.д. Неестественное и напряженное состояние мышц тела создает такое же неестественное и напряженное состояние мышц голосового аппарата. Важнейшей задачей первых занятий является снятие общего напряжения и зажатости и установление правильного положения головы и корпуса. При пении ребенок должен стоять прямо, без напряжения, плечи раздвинуть назад, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голову нельзя запрокидывать назад или сильно опускать вниз.

Голосообразованию непосредственно предшествует вдох. При работе с детьми преподавателю следует добиваться спокойного, комфортного, бесшумного и достаточно глубокого вдоха.

На занятиях с детьми при работе над дыханием весьма полезными могут оказаться специализированные комплексы дыхательных упражнений, например, дыхательная гимнастика Стрельниковой. Как правило, с таких упражнений лучше начинать занятие, а потом переходить непосредственно к вокальным упражнениям (Приложение 2).

Следующей важной педагогической задачей является организация правильной атаки звука, как правило, мягкой атаки. В любом случае, необходимо добиваться, чтобы атака была точной, ребенок брал звук как бы сверху, без подъездов и призвуков. Для развития такой атаки хорошо помогают упражнения на стаккато. При выполнении этих упражнений необходимо, чтобы ученик сделал легкий зевок внутри ротоглотки и с эти ощущением начинал петь.

Правильно организованные вдох и атака звука являются важнейшими моментами в процессе обучения пению, так как, в конечном счете, именно от них будет зависеть характер певческого звучания.

Вместе с подачей звука ученику необходимо осваивать навык равномерного выдоха, умение выпевать упражнения на удобной силе звука. Для этой цели используют простейшие попевки на легато на близко расположенных друг к другу нотах. Особое внимание необходимо обращать на плавное голосоведение, однако не допускать, чтобы легато превращалось в портаменто, чтобы каждый предыдущий звук не въезжал в последующий через промежуточные.

Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом. Для продолжительного выдоха необходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученик должен понимать, что при неглубоком и поверхностном вдохе дыхание расходуется слишком быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что отрицательно сказывается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха можно предложить ученику стараться петь фразу на одном выдохе, если она не слишком продолжительна.

На первом этапе обучения достаточно объяснить учащемуся три общих правила, касающихся певческого дыхания:

1) вдох нужно делать быстро легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производить ровно и постепенно (как будто дуешь на зажженную свечу).

Умение петь связно, красивым округленным и ровным звуком зависит прежде всего от правильного формирования гласных. Согласные в свою очередь играют роль в искусстве дикции.

Педагогу необходимо знать артикуляционные свойства гласных звуков, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

Подвижность голоса – это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков плавного голосоведения и четкой дикции. Без элементарного владения этими навыками исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в темповом и звуковом отношениях.

В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения в быстром темпе необходимо научить ребенка исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Само понятие “быстрый темп” применительно к пению учащихся младшего школьного возраста носит условный характер. В начальных классах обучения не следует переступать границы умеренно быстрого исполнения. Однако неприемлемы также и очень медленные темпы, приводящие к расползанию музыкальной ткани.

Дети легко могут впадать в крайности, приносящие вред их вокально-художественному развитию: слишком быстрый темп ведет к потере дикции, излишне громкое пение к заболеваниям голосовых связок, утрированные эмоции – к потере вокального и художественного контроля.

Для выразительного исполнения песни, раскрытия какого-либо художественного образа необходимо множество компонентов, среди которых важнейшее значение имеет четкая и ясная дикция. Но даже хорошая, технически совершенная дикция, не будучи окрашена эмоциональным отношением к исполняемому произведению, не поможет передать характер, который заложен в данной песне.

Очень важна при пении и выразительность мимики лица, которая должна соответствовать создаваемому образу.

С самых первых занятий для прочного и сознательного усвоения вокальных навыков ребенка нужно учить хорошо слушать себя, слышать особенности звучания своего голоса. Естественно, в самом начале критерии оценки звучания у ребенка будут довольно примитивны, на уровне только самых общих свойств звука, но по мере дальнейших занятий эти критерии будут усложняться. Именно тщательная и серьезная работа в этом направлении будет являться фундаментом для развития вокального слуха в дальнейшем, без которого немыслимо не только вокально-техническое, но и художественное воспитание певца.

На занятиях в классе сольного пения техническая работа должна идти параллельно с работой над музыкальной выразительностью, и только тогда вокальное развитие учащихся будет проходить наиболее полно и гармонично. У детей разовьются не только вокальные навыки, но и музыкальный и художественно-эстетический вкус.

Основные дефекты певческого голоса, встречающиеся в процессе обучения детей пению и способы их устранения.Наиболее распространенными голосовыми дефектами, с которыми может столкнуться преподаватель во время начальных занятий с детьми и исправление которых - его непосредственная задача, являются:

1.Нечистое интонирование, плавающая интонация. Как крайний вариант – гудошничество;

2.Сильная мышечная зажатость, гипертонус голосового аппарата;

3.Вялость артикуляционного аппарата, нечеткая дикция, гипотонус голосового аппарата;

4.Слишком короткое, поверхностное дыхание;

5.Гнусавость, горление, пение в нос, сип и др.

Естественно, прежде чем начинать работу по устранению большинства голосовых дефектов, преподавателю необходимо выяснить, что именно является их причиной – анатомическое своеобразие голосового аппарата, его нездоровое состояние или же это привычная манера пения ребенка.

Вообще, необходимо отметить, что в идеальном варианте при проведении вступительных испытаний при поступлении детей в класс сольного пения в ДМШ преподаватель имеет возможность отобрать из общего количества поступающих, детей, которые обладают хорошими голосовыми данными, или, по крайней мере, не имеют явно выраженных дефектов певческого голоса. На практике же, как правило, такой возможности не имеется, и в процессе обучения преподаватель так или иначе проводит работу по исправлению одного или нескольких голосовых дефектов. При этом не исключено, что дети, обладавшие даже ярко выраженными недостатками голоса при условии регулярной, активной и кропотливой работы, могут демонстрировать результаты лучшие, нежели дети, изначально явно выраженных проблем с голосоведением не имевшие.

Работа по исправлению нечистой интонации должна начинаться с определения причин фальшивого пения. Одной из них может быть неразвитое ладовое чувство. Как музыкальная способность это чувство проявляется в ощущении тяготения звуков неустойчивых к устойчивым, тоники, которое контролируется внутренним слухом и чувствительности к точности интонации при интонировании, к чистоте пения.

Причиной недоразвитости ладового чувства может быть недостаточно сформированный репродуктивный компонент музыкального слуха. Проявляется это у ребенка в том, что он не умеет:

1.воспроизвести голосом высоту звука (доступного для воспроизведения);

2.петь в заданной тональности (удобной для его диапазона) даже самой маленькой мелодии («не удерживаясь», неизбежно теряя се);

3.чисто интонировать интервалы и мелодическую линию.

Основными направлениями работы педагога в данном случае могут являться:

- Работа над чистотой интонирования с использованием иллюстративного и репродуктивного методов, при которой преподаватель показывает голосом или на музыкальном инструменте правильное звучание, а ребенок подстраивается к этому звучанию;

- Пение без сопровождения. В данном случае ребенок пропевает упражнения или попевки без поддержки инструмента, при этом постоянно сверяется правильность звучания голоса с инструментом;

- Восприятие музыки, при котором происходит узнавание и запоминание мелодии.

Еще одной причиной нечистого пения может быть слабо развитая музыкальная способность музыкально - слуховых представлений, которая проявляется в том - что ребенок не умеет:

1. Воспроизводить музыкальный звук (повторить его голосом), хотя (нередко) может найти его и правильно сыграть на инструменте:

2. Различать звуки высокие и низкие:

3. Правильно исполнять даже небольшую мелодию, однако (иногда встречается) может различить правильно спетую (им самим или кем-то) мелодию от неправильно исполненной (или сыгранной).

Развивается способность музыкально - слуховых представлений в процессе:

- Узнавания мелодии по слуху;

- Запоминания определенной высоты и длительности звуков;

- Запоминания определенной высоты нот;

- Повторения голосом звуков, спетых или сыгранных на инструменте, а позднее и записи высоты сыгранных звуков нотами;

- Подбора по слуху хорошо усвоенных ребенком мелодий на музыкальном инструменте;

- Применения метода внутреннего пения;

- Моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).

Как крайний вариант проблемы нечистого интонирования выделяется гудошничество. Таким детям трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они “гудят” в пределах 2-3-х звуков. Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. По мнению Г.П. Стуловой, решение данной проблемы заключается в настройке голоса гудошника на фальцетное звучание. В результате, звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования [48].

Мышечная зажатость голосового аппарата может являться причиной заглубления звучания, тихого, плоского звука, либо звука чрезмерно резкого, крикливого, форсированного.

Для устранения мышечной зажатости на уроках необходимо:

- Выполнять упражнения, направленные на расслабление, снятие напряжения не только с голосового аппарата, но и со всего организма;

- Использовать комплекс дыхательных упражнений для вокалистов (для детей достаточно использовать два-три упражнения из комплекса Стрельниковой);

- Широко применять фонетический метод. При этом выбирать такие сочетания гласных и согласных звуков, которые позволили бы уменьшить зажим и напряжение голосового аппарата.

- Постоянно напоминать ученику о необходимости сохраня

Наши рекомендации