Создание условий безопасной жизни населения всегда было важной задачей органов местного самоуправления.

Согласно ст. 14 ФЗ 2003 г. к ведению поселений отнесены традиционные вопросы обеспечения безопасности:

· обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (в свое время это было одной из важных задач земского самоуправления),

+

относительно новые:

· участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

· участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

· организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

Фактически такие же вопросы названы Законом применительно к муниципальным районам и городским округам.

Муниципальная пожарная охрана создается ОМСУ на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются ОМСУ. Эти полномочия регулируются ФЗ «О пожарной безопасности».

С задачами органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций тесно связаны их полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне на территории муниципального образования.

Правовой основой регулирования правоотношений в сфере гражданской обороны выступает ФЗ "О гражданской обороне", согласно которому ОМСУ:

· проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

· проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

· проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

· создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Вопросы, связанные с осуществлением ОМСУ полномочий по организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования, регулируются ФЗ 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Вопросы, связанные с осуществлением мобилизационной подготовки, регулируются ФЗ 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Согласно ст. 8 этого Закона ОМСУ осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:

· организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;

· руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

· разрабатывают мобилизационные планы;

· проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики муниципальных образований;

· проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

· заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации муниципальных образований;

· при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

· в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

· оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации; вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации.

ФЗ 2003 г. к ведению муниципального района и городского округа отнесена организация охраны общественного порядка на их территории муниципальной милицией.

Но эти положения Закона вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции (абз. 2 ч. 3 ст. 83).

В настоящее время федеральный закон о муниципальной милиции не принят.

При реализации ФЗ 2003 г. «О МСУ» выяснилось, что его нормы мало способствуют привлечению населения к обеспечению безопасности и охране общественного порядка.

Поэтому в 2006 г. в Закон включили ряд дополнений:

1) привлечение населения к социально значимым работам, в том числе и связанным с безопасностью населения, включая дежурства;

2) создание в поселении "условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка".

Наши рекомендации