Постоянные и временные комиссии
Постоянные комиссии создаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе устава муниципального образования, регламента представительного органа или соответствующего положения (по бюджету, местным налогам и сборам и контролю за их исполнением; по экономическому развитию и жизнеобеспечению населения; по социальной политике и т.п.)
Состав: председатель и члены комиссии. Персональный и численный состав определяется решением представительного органа, обычно не может быть менее трех человек. В связи с тем что депутатов в представительном органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхождение в две, но не более, постоянные комиссии. Кое-где в состав комиссий могут избираться с правом совещательного голоса работники администрации - специалисты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руководители органов территориального общественного самоуправления.
Постоянные комиссии могут быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены по составу.
Основными задачами комиссии являются:
1. предварительная подготовка вопросов по своему направлению для предстоящего рассмотрения на заседании муниципального представительного органа, в том числе подготовка проектов правовых актов;
2. содействие реализации принятых на сессии решений;
3. контроль за исполнением принятых представительным органом решений.
По общему правилу постоянные комиссии не обладают самостоятельными полномочиями в том смысле, что не могут принимать решения, обязательные для граждан и организаций.
Комиссии могут:
1. запрашивать информацию, необходимую для своей деятельности,
2. вносить предложения,
3. давать рекомендации в пределах своей компетенции,
4. приглашать для дачи пояснений должностных лиц местного самоуправления.
Постоянные комиссии наделяются полномочиями по принятию окончательных и общеобязательных решений по некоторым вопросам - в порядке делегирования таких прав представительным органом. Отношение к такой практике однозначно, а скорее даже отрицательно - авторитет обязательного решения обусловливается тем, что оно не просто исходит, а принято в целом представительным органом муниципального образования; в данном же случае небольшая группа депутатов неоправданно как бы подменяет представительный орган, к тому же нет гарантий в квалификации депутатов, достаточной для подготовки качественного документа.
Временные комиссии могут создаваться в том же порядке, что и постоянные комиссии, с одним отличием: назначение временной комиссии состоит в решении определенного вопроса, после чего ее полномочия прекращаются.
Представительным органом и постоянной комиссией могут создаваться также рабочие группы - обычно для подготовки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления задач, определенных в решении о создании рабочей группы.
Состав рабочей группы:
· депутаты
· работники администрации,
· научные и практические работники.
Подотчетна и подконтрольна рабочая группа органу, ее создавшему.
Депутатские объединения
Депутатские объединения в представительных органах муниципальных образований - это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции.
Депутатские группы могут создаваться:
1. по социальному признаку (ветеранов, молодежи, представителей бизнеса, хозяйственников и др.) - представляют, по необходимости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы.
2. по территориальному признаку – могут включать депутатов представительного органа, избранных в смежных округах, например депутатов представительного органа муниципального района (при прямых выборах), избранных на территории того или иного поселения.
В группу могут входить депутаты представительных органов двух муниципальных уровней (поселение и район), поскольку территории их округов так или иначе совпадают.
Представляют интересы:
· своей территории в каждом из представительных органов - поселения и района.
· своих территорий и населения при рассмотрении вопросов на вышестоящих уровнях власти (не исключается участие в подобных территориальных депутатских группах также и депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ).
Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах крупных муниципальных образований. Поскольку практически к участию в выборах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объединений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объединяются по признаку принадлежности к определенной политической партии.
Фракция объединяет депутатов, избранных
· как по партийным спискам
· так и в избирательных округах (если они выдвигались партийными организациями).
Фракции регистрируются в представительном органе, с тем чтобы консолидированно отстаивать обозначенные в программе своего объединения задачи.
Преимущество фракции заключается в дополнительных возможностях, закрепленных в регламенте представительного органа:
1) право выдвигать кандидатов на те или иные посты,
2) право на обязательное предоставление слова для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов повестки дня,
3) возможность представить содоклад и т.д.
!!!
Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.
Ø В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Ø Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
Ø Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Ø Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
Несоблюдение указанных требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.