Постоянные и временные комиссии

Постоянные комиссии создаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе устава муниципального образования, регламента представительного органа или соответствующего положения (по бюджету, местным налогам и сборам и контролю за их исполнением; по экономическому развитию и жизнеобеспечению населения; по социальной политике и т.п.)

Состав: председатель и члены комиссии. Персональный и численный состав определяется решением представительного органа, обычно не может быть менее трех человек. В связи с тем что депутатов в представительном органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхождение в две, но не более, постоянные комиссии. Кое-где в состав комиссий могут избираться с правом совещательного голоса работники администрации - специалисты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руководители органов территориального общественного самоуправления.

Постоянные комиссии могут быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены по составу.

Основными задачами комиссии являются:

1. предварительная подготовка вопросов по своему направлению для предстоящего рассмотрения на заседании муниципального представительного органа, в том числе подготовка проектов правовых актов;

2. содействие реализации принятых на сессии решений;

3. контроль за исполнением принятых представительным органом решений.

По общему правилу постоянные комиссии не обладают самостоятельными полномочиями в том смысле, что не могут принимать решения, обязательные для граждан и организаций.

Комиссии могут:

1. запрашивать информацию, необходимую для своей деятельности,

2. вносить предложения,

3. давать рекомендации в пределах своей компетенции,

4. приглашать для дачи пояснений должностных лиц местного самоуправления.

Постоянные комиссии наделяются полномочиями по принятию окончательных и общеобязательных решений по некоторым вопросам - в порядке делегирования таких прав представительным органом. Отношение к такой практике однозначно, а скорее даже отрицательно - авторитет обязательного решения обусловливается тем, что оно не просто исходит, а принято в целом представительным органом муниципального образования; в данном же случае небольшая группа депутатов неоправданно как бы подменяет представительный орган, к тому же нет гарантий в квалификации депутатов, достаточной для подготовки качественного документа.

Временные комиссии могут создаваться в том же порядке, что и постоянные комиссии, с одним отличием: назначение временной комиссии состоит в решении определенного вопроса, после чего ее полномочия прекращаются.

Представительным органом и постоянной комиссией могут создаваться также рабочие группы - обычно для подготовки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления задач, определенных в решении о создании рабочей группы.

Состав рабочей группы:

· депутаты

· работники администрации,

· научные и практические работники.

Подотчетна и подконтрольна рабочая группа органу, ее создавшему.

Депутатские объединения

Депутатские объединения в представительных органах муниципальных образований - это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции.

Депутатские группы могут создаваться:

1. по социальному признаку (ветеранов, молодежи, представителей бизнеса, хозяйственников и др.) - представляют, по необходимости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы.

2. по территориальному признаку – могут включать депутатов представительного органа, избранных в смежных округах, например депутатов представительного органа муниципального района (при прямых выборах), избранных на территории того или иного поселения.

В группу могут входить депутаты представительных органов двух муниципальных уровней (поселение и район), поскольку территории их округов так или иначе совпадают.

Представляют интересы:

· своей территории в каждом из представительных органов - поселения и района.

· своих территорий и населения при рассмотрении вопросов на вышестоящих уровнях власти (не исключается участие в подобных территориальных депутатских группах также и депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ).

Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах крупных муниципальных образований. Поскольку практически к участию в выборах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объединений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объединяются по признаку принадлежности к определенной политической партии.

Фракция объединяет депутатов, избранных

· как по партийным спискам

· так и в избирательных округах (если они выдвигались партийными организациями).

Фракции регистрируются в представительном органе, с тем чтобы консолидированно отстаивать обозначенные в программе своего объединения задачи.

Преимущество фракции заключается в дополнительных возможностях, закрепленных в регламенте представительного органа:

1) право выдвигать кандидатов на те или иные посты,

2) право на обязательное предоставление слова для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов повестки дня,

3) возможность представить содоклад и т.д.

!!!

Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

Ø В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Ø Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Ø Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Ø Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Несоблюдение указанных требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Наши рекомендации