Сессии как основная форма деятельности
Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в различных организационно-правовых формах:
· сессии,
· работа постоянных и временных комиссий, комитетов, депутатских групп, фракций и т.п.
· работа каждого отдельного депутата.
Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит термина "сессия". Однако в научном и познавательном плане употребление его допустимо.
Сессия- основная организационная форма деятельности представительного органа, включает
· заседания (можно также сказать - пленарные заседания),
· работу комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой.
Именно повестка сессии позволяет отличить одну сессию от другой.
Сессии бывают
3.Очередные - созываются обычно один раз в два-три месяца на один-два дня или дольше, в зависимости от уровня муниципального образования и важности обсуждаемых вопросов
4.Внеочередные - собираются для решения вопросов, не терпящих отлагательства до очередной сессии
Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов.
Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Только в рамках заседания могут быть решены наиболее важные вопросы жизнедеятельности муниципального образования.
Исключительная компетенция представительного органа (ч. 10 ст. 35):
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Приведенный перечень надо считать не исчерпывающим, а лишь минимальным
Часть 11 ст. 35 Федерального закона 2003 г. гласит: "Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований"→ можно расширить исключительные полномочия.
Принцип коллективности - вопросы, ставшие пунктами повестки дня сессии, могут быть решены только большинством голосов депутатов. ч. 3 ст. 43 Федерального закона 2003 г.
Квалифицированное большинство - двумя третями от общего или установленного числа депутатов (ч. 5 ст. 44 устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений).
Первое заседание (первая сессия) представительного органа нового созыва обычно созывается в течение 10 - 30 дней с момента избрания не менее двух третейот установленного числа депутатов.
Созыв и подготовка первого заседания возлагается:
1) либо на избирательную комиссию муниципального образования,
2) либо на главу муниципального образования,
3) либо на созываемый для этой цели оргкомитет, состоящий из депутатов и работников местной администрации.
Организатор оповещает депутатов о времени и месте проведения заседания, готовит проект повестки дня первого заседания, проекты документов и т.п., обеспечивает проведение регистрации депутатов.
Заседание считается правомочным - если для участия в нем зарегистрировалось не менее половины депутатов. Вместе с тем при включении в повестку дня вопроса, решение которого требует квалифицированного большинства, присутствие на заседании чуть более половины депутатов недостаточно.
Открывает первое заседание первой сессии обычно старейший по возрасту депутат (территориальной избирательной комиссии, глава муниципального образования, председатель оргкомитета по созыву сессии). Временный председательствующий ведет заседание до избрания председателя представительного органа муниципального образования.