Порядок определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан.

Законом субъекта РФ устанавливаются:

- численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования;

- порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая:

- назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования;

- осуществляет иные предусмотренные ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов.

!! Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с ФЗ 2002 г.

- а до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14 - 16 ФЗ №131 осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемникамиорганов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Что касается муниципальных правовых актов:

- МПА, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Ст. 44 ФЗ 2003 г.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Из учебника Авакьяна:

Повторение – мать учения.

Структура органов МСУ:

Федеральный закон 1995 г. (ст. 14) отнес к органам местного самоуправления выборные и иные органы.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют

1) представительный орган муниципального образования,

2) глава муниципального образования,

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

4) контрольный орган муниципального образования,

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральный закон 2003 г. не разграничивает в ст. 34 понятий "органы местного самоуправления" и "(выборные) должностные лица местного самоуправления", хотя

· органы - коллективные субъекты муниципальных правоотношений,

· должностное лицо - индивид, наделенный правовыми актами соответствующими должностными полномочиями по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

Член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Относятся к должностным лицам местного самоуправления:

1) глава муниципального образования, избранный населением путем прямых выборов. Закон ему разрешает быть одновременно или председателем представительного органа, или главой местной администрации.

2) глава муниципального образования, избранный на должность решением представительного органа муниципального образования; он является одновременно председателем данного представительного органа.

3) глава местной администрации муниципального образования, заключивший контракт (трудовой договор) на данную должность с представительным органом муниципального образования.

4) если на муниципальных выборах избирается, помимо представительного органа и главы муниципального образования, еще какой-либо орган местного самоуправления и предполагается, что члены этого органа занимают определенное должностное положение, получают властно-контрольные полномочия, тогда члены соответствующего органа тоже будут считаться должностными лицами - например, если на муниципальных выборах избирается счетная палата как муниципальный орган с контрольными функциями.

Закон выделяет лишь тех лиц, которые в той или иной форме участвуют в решении вопросов местного значения. Помимо этого должностными лицами являются:

1) заместители главы муниципального образования,

2) заместители председателя представительного органа муниципального образования,

3) заместители главы местной администрации,

4) руководители структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации,

5) другие ответственные сотрудники данных подразделений.

Не считаются должностными лицами местного самоуправления

1) депутаты представительного органа муниципального образования (хотя это и выборные лица),

2) сотрудники аппарата муниципальных органов, выполняющие вспомогательные и технические функции.

ФЗ 2003 г. (ст. 34) закрепляются в уставе муниципального образования:

- структура органов и должностных лиц местного самоуправления,

- порядок формирования,

- срок полномочий и их объем,

- подотчетность,

- подконтрольность

Является обязательным наличие в структуре органов местного самоуправления

· представительного органа муниципального образования,

· главы муниципального образования,

· местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Представительный орган может не формироваться только в поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ст. 35).

Формирование органов и замещение должностей в муниципальном образовании производится самостоятельно.

Участие в формировании ОМСУ органов государственной власти Закон допускает в трех случаях:

1) к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа, замещаемую по контракту, законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования;

2) в конкурсную комиссию по отбору кандидатуры на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа члены на одну треть состава назначаются представительным органом власти субъекта РФ;

3) контракт с главой местной администрации может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по заявлению высшего должностного лица субъекта РФ в случае неисполнения главой условий контракта в части, касающейся исполнения делегированных полномочий.

Срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается представительным органом в пределах от двух до пяти лет.

Структура органов местного самоуправления устанавливается представительным органом муниципального образования.

Во вновь образованных и преобразованных муниципальных образованиях структура определяется при наличии инициативы жителей на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан или представительным органом муниципального образования после его избрания, и она отражается в уставе муниципального образования.

Наименование представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации устанавливается законом субъекта РФ. Не допускается многообразие наименований должностных лиц и представительного органа муниципального образования в рамках одного субъекта РФ.

35. Представительные органы муниципального образования в системе местного самоуправления

ФЗ 1995 г."представительный орган местного самоуправления" - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ст. 1).

ФЗ 2003 г. использует понятие "представительный орган муниципального образования", но не дает его определения в Законе (подчеркивается, что представительный орган существует в конкретном муниципальном образовании, а не как всеобщая характеристика местного самоуправления, хотя обязательный элемент МСУ практически во всех муниципальных образованиях, кроме самых малонаселенных).

Можно использовать определение ФЗ 1995 г.

ФЗ 2003 г. подробная регламентация правового положения представительного органа муниципального образования, она дифференцируется с учетом уровня муниципального образования и численности его населения.

Состав и численность

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании на срок от двух до пяти лет (конкретный срок определяет устав соответствующего муниципального образования).

В муниципальных районах по ФЗ 2003 г. (ч. 4 ст. 35) два варианта создания представительного органа:

1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемой в порядке, установленном данной статьей Федерального закона - путем делегирования

2) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района - посредством прямых выборов

Поскольку избрание депутатов в приведенном тексте поставлено на второе место, можно трактовать норму так, что Закон прежде всего предполагает делегирование.

Создание представительного органа посредством многостепенных выборов:

1. Инициатива создания - от представительного органа одного из поселений на территории района и оформляться его решением. В решении указываются предлагаемая норма представительства депутатов от поселений, которая должна быть одинаковой независимо от численности избирателей поселения, а также день начала работы сформированного представительного органа.

2. В течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы ее должны поддержать представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, - принятием соответствующего решения.

В решении указываются

ü предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района,

ü день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, который ранее избирался населением путем прямых выборов.

3. Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Прежний порядок, когда применялись прямые выборы, может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы избранного представительного органа муниципального района.

ФЗ 2003 г. ч. 6 ст. 35 численность депутатов представительного органа сельского, городского поселения, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500000 человек.

Итак, приведенные показатели - это минимум, больше депутатов может быть, меньше - нет.

· Для муниципального района минимум - 15 депутатов,

· для внутригородской территории города федерального значения - 10.

Конкретная численность представительных органов устанавливается уставами соответствующих муниципальных образований.

Депутаты большую часть времени исполняют свои обязанности по основному месту работы, от которых освобождаются на время заседаний представительного органа, его комитетов и комиссий, остальные депутатские задачи выполняют в свободное время (непостоянная основа).

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа составляет менее 10 человек - один депутат. Это означает, что соответствующие депутаты переходят на работу в свой представительный орган и получают за нее вознаграждение из местного бюджета.

Численность депутатов, например, от 11 до 19 человек→10% получаются с дробной составляющей (например, при 19 депутатах это 1,9) = округление на практике производится в сторону уменьшения, т.е. на постоянной основе все равно может работать только один депутат.

36. Полномочия представительных органов МСУ:

!!! Закон N 131-ФЗ повышает роль этих органов в системе органов местного самоуправления по сравнению с Законом №154.

Почему?

Произошло расширение компетенции (прежде всего, исключительной) следующими полномочиями:

Порядок определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан. - student2.ru принятием устава муниципального образования и внесением в него изменений;

Порядок определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан. - student2.ru определением порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

Порядок определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан. - student2.ru определением порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

Порядок определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан. - student2.ru определением порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления,

Порядок определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан. - student2.ru принятием решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Было 6 исключительных полномочий – стало 10. Ниже они перечислены.

Полномочия представительного органа местного самоуправления возникают со дня избрания в его состав не менее двух третей от установленного числа, т.е. того количества, которое определено в уставе муниципального образования. Прекращаются полномочия в день начала работы органа нового созыва.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены:

1. досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным в ст. 73 ФЗ 2003 г.

2. 1) Самороспуск - в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) вступление в силу решения суда общей юрисдикции субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) преобразование муниципального образования, а также упразднение муниципального образования;

4) утрата статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом (пункт введен 18 октября 2007 г.);

5) увеличения численности избирателейболее чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом (пункт введен 18 октября 2007 г.).

Досрочное прекращение полномочий представительного органа → досрочное прекращение полномочий его депутатов → досрочные выборы→ единый день голосования.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из представителей поселений, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Наши рекомендации