Как можно классифицировать органы мсу?

o представительные;

- их функция заключается в в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т.е. в выработке на основе сопоставления, обсуждения, консенсуса общей воли многих депутатов, выражающих, в свою очередь, интересы различных групп населения, и в конечном счете в выработке решений, определяющих пути развития муниципального образования.

o исполнительные;

- принимают решения и действия, направленные на претворение в жизнь намеченных представительным органов проектов.

!! В чистом виде органы МСУ сложно делить на чисто представительные или чисто исполнительные. имеются варианты выполнения отдельных функций представительных органов исполнительно-распорядительными органами и наоборот.

НО: нескольких представительных органов в одном муниципальном образовании не может быть, поскольку представлять все население этого образования одновременно разные структуры не в состоянии (например, нельзя создавать бюджетные органы, органы по распоряжению мун. собственностью и др. по отдельности).

o коллегиальные;

- представительный орган (!), органы муниципального контроля;

o единоличные:

- представительный орган никогда НЕ может быть единоличным;

- в основном, в сфере исполнительно-распорядительной, в сфере оперативного управления муниципальным хозяйством (там эффективнее единоначалия на основе профессионализма и персональная ответственность);

o те, наличие которых обязательно;

- представительный орган, глава МО, местная администрация.

o те, наличие которых НЕ обязательно (все остальные)

o выборные (на основе ст. 130 К РФ):

- полный перечень в ФЗ не установлен; образование иных выборных органов, кроме обязательных, отнесено на усмотрение муниципального образования;

o невыборные;

o органы, наделенные собственными полномочиями;

o органы, которые обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц.

Способы осуществления населением конституционного права на самостоятельный выбор структуры органов местного самоуправления.

Ч. 1 ст. 130 Конституции РФ – структура органов МСУ определяется населением самостоятельно.

- согласно ФЗ №131, структура органов – это просто их ПЕРЕЧЕНЬ, а не содержание (важно).

Постановление КС РФ 1996 года по Читинской области:

→ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, но в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления;

Так, по новому ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом в структуре органов местного самоуправления обязательно должны быть не только представительный орган, но и глава муниципального образования и местная администрация;

Порядок определения структурных элементов МСУ:

ФЗ 1995 года – на усмотрение субъекта РФ;

ФЗ 2003 года – структура органов может определяться двояко:

1) населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан);

2) представительным органом вновь образованного муниципального образования.

3) референдум применяется для определения структуры муниципальных органов в случае:

- создания на межселенных территориях вновь образованных муниципальных образований (при наличии соответствующей инициативы жителей);

- преобразования существующего муниципального образования (при объединении, разделении муниципальных образований или изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса).

Что касается этого референдума (еще раз):

→ Местный референдум проводится в случае, если в течение 1 месяца со дня вступления в силу Закона субъекта Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом субъекта Федерации о проведении местного референдума;

→ Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общейчисленности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума.

→ Избирательная комиссия субъекта Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения референдума;

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

Ø структура (перечень) и наименование органов местного самоуправления;

Ø порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с ФЗ N 131.

!!!! Если нет инициативы жителей о референдуме – структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования.

Структура органов МСУ закрепляется в уставе муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования (причем решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение).

Наши рекомендации