Как можно классифицировать органы мсу?
o представительные;
- их функция заключается в в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т.е. в выработке на основе сопоставления, обсуждения, консенсуса общей воли многих депутатов, выражающих, в свою очередь, интересы различных групп населения, и в конечном счете в выработке решений, определяющих пути развития муниципального образования.
o исполнительные;
- принимают решения и действия, направленные на претворение в жизнь намеченных представительным органов проектов.
!! В чистом виде органы МСУ сложно делить на чисто представительные или чисто исполнительные. имеются варианты выполнения отдельных функций представительных органов исполнительно-распорядительными органами и наоборот.
НО: нескольких представительных органов в одном муниципальном образовании не может быть, поскольку представлять все население этого образования одновременно разные структуры не в состоянии (например, нельзя создавать бюджетные органы, органы по распоряжению мун. собственностью и др. по отдельности).
o коллегиальные;
- представительный орган (!), органы муниципального контроля;
o единоличные:
- представительный орган никогда НЕ может быть единоличным;
- в основном, в сфере исполнительно-распорядительной, в сфере оперативного управления муниципальным хозяйством (там эффективнее единоначалия на основе профессионализма и персональная ответственность);
o те, наличие которых обязательно;
- представительный орган, глава МО, местная администрация.
o те, наличие которых НЕ обязательно (все остальные)
o выборные (на основе ст. 130 К РФ):
- полный перечень в ФЗ не установлен; образование иных выборных органов, кроме обязательных, отнесено на усмотрение муниципального образования;
o невыборные;
o органы, наделенные собственными полномочиями;
o органы, которые обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц.
Способы осуществления населением конституционного права на самостоятельный выбор структуры органов местного самоуправления.
Ч. 1 ст. 130 Конституции РФ – структура органов МСУ определяется населением самостоятельно.
- согласно ФЗ №131, структура органов – это просто их ПЕРЕЧЕНЬ, а не содержание (важно).
Постановление КС РФ 1996 года по Читинской области:
→ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, но в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления;
Так, по новому ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом в структуре органов местного самоуправления обязательно должны быть не только представительный орган, но и глава муниципального образования и местная администрация;
Порядок определения структурных элементов МСУ:
ФЗ 1995 года – на усмотрение субъекта РФ;
ФЗ 2003 года – структура органов может определяться двояко:
1) населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан);
2) представительным органом вновь образованного муниципального образования.
3) референдум применяется для определения структуры муниципальных органов в случае:
- создания на межселенных территориях вновь образованных муниципальных образований (при наличии соответствующей инициативы жителей);
- преобразования существующего муниципального образования (при объединении, разделении муниципальных образований или изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса).
Что касается этого референдума (еще раз):
→ Местный референдум проводится в случае, если в течение 1 месяца со дня вступления в силу Закона субъекта Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом субъекта Федерации о проведении местного референдума;
→ Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общейчисленности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума.
→ Избирательная комиссия субъекта Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения референдума;
В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
Ø структура (перечень) и наименование органов местного самоуправления;
Ø порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с ФЗ N 131.
!!!! Если нет инициативы жителей о референдуме – структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования.
Структура органов МСУ закрепляется в уставе муниципального образования.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования (причем решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение).