Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, региональных или федеральных органов государственной власти.

В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. При этом закон субъекта Российской Федерации о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, в период кампании местного референдума.

В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Упразднение (ликвидация) муниципального образования может произойти лишь в том случае, если оно утрачивает такой свой важнейший признак, как населенность.

Количественный предел понятия - "населенность" - в нормах Федерального закона 2003 г. для его определения применяется дифференцированный подход.

Все территории разграничиваются Законом на :

1) территории "обычные" (минимальная численность населения для признания данной территории поселением (муниципальным образованием) должна составлять не менее 1000 человек)

2) территории с высокой плотностью населения (не менее 3000 человек),

3) территории с низкой плотностью населения, к ним также приравниваются труднодоступные местности (не менее 100 человек)

4) межселенные территории - не являются муниципальными образованиями, поскольку в них отсутствует население.

В соответствии с нормами Федерального закона 2003 г. ликвидация муниципального образования может быть осуществлена посредством изменения границ муниципальных образований, т.е. территория упраздняемого муниципального образования передается в состав территорий одного или нескольких соседних муниципальных образований. Однако согласно логике Федерального закона такое возможно, если она уменьшится более чем на 50% относительно минимальной численности населения муниципальных образований. В этом случае органы местного самоуправления или органы государственной власти вправе инициировать процедуру изменения границ, итогом которой станет лишение поселения статуса муниципального образования и включение его в состав другого или других муниципальных образований.

Ст.13.1 - упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения соответствующего поселения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти. Инициатива населения оформляется решением, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении, а инициатива органов - их решениями.

Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта РФ об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Вопросы 18-20……

22. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), наукоградах, приграничных территориях.

НПА:

1) ФЗ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. от 22.11.11 г.).

2) Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 508 (ред. от 16.07.2009) "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов"

Примеры из перечня:

· Город Межгорье (республика Башкортостан)

· Поселок Сибирский (Алтайский край)

· Город Зеленогорск (Красноярский край)

· Город Саров (Нижегородская область)

· Город Заречный (Пензенская область)

3) КоАП Статья 20.19. «Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) влечет наложение административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей.»

4) ФЗ № 131 ст. 80:

o «1. Закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами.

5)

o 2. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральными законами.»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

ЗАТО – имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование:

Þ созданное в определенном порядке,

Þ в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов,

Þ для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. !!!!

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

· установления административной подчиненности, границ образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

· определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;

· медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения образования;

· выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами;

· обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Территория и границы

Ø определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

1) при установлении и (или) изменении границ ЗАТО и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения НЕ применяются.

2) границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

3) Населенные пункты, расположенные в образовании, входят в состав городского округа.

Ø В случае установления вредного воздействия организаций и (или) объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие к границам ЗАТО, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия. (Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.)

Порядок создания, преобразования, упразднения ЗАТО и изменения его границ

Ø Решение о создании (преобразовании), упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ, а предложения на этот счет вносятся Правительством РФ.

o Предложение об установлении административной подчиненности, об установлении и (или) изменении границ создаваемого (преобразуемого), ЗАТО вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории.

Ø Предложение Правительства Президенту о преобразовании или об упразднении ЗАТО вноситсяс перечнем мероприятий переходного периода для данного закрытого административно-территориального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

o При разработке предложения о преобразовании или об упразднении ЗАТО и перечня мероприятий переходного периода с учетом предложений соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки отмены или изменения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и формы поддержки государством населения на переходный период, программы социально-экономического развития муниципального образования. à учитывается мнение органов МСУ

Формирование органов МСУ

Ø при отсутствии в территориальном образовании и (или) на соответствующей территории органов местного самоуправления указанные органы формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении и ФЗ 1992 в течение двух лет со дня создания закрытого административно-территориального образования.

ПОЛНОМОЧИЯ:

Органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:

o координируют деятельность организаций и (или) объектов, подразделений охраны, полиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

o разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на территориях организаций и (или) объектах либо при их угрозе. При возникновении опасности для жизни и здоровья населения в результате аварии на территории организации и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями организации и (или) объекта осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимают решение об эвакуации населения;

o участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в это образование, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

o по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в образование и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

o осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

o вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

o выступают заказчиком на строительство и ремонт жилого помещения, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Ø В случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством РФ, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами.

· Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в закрытом административно-территориальном образовании организации и (или) объекты.

Органы местного самоуправления в ЗАТО согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в образовании предприятия и (или) объекты:

· планы и программы комплексного социально-экономического развития и образования;

· генеральный план;

· подготовленные на основе генерального плана проекты планировки территории;

· резервирование земель в границах образования для муниципальных нужд.

Глава местной администрации

Ø главой местной администрации образования является только лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом образования.

Общее число членов конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования.

·

§ При формировании конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании одна треть ее членов назначается представительным органом закрытого административно-территориального образования, одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), одна треть - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, а также в случае преобразования или упразднения закрытого административно-территориального образования.

Особый режим безопасного функционирования организаций и объектов включает:

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании;;

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.

Ø На территории ЗАТО могут создаваться и вести деятельность организации с иностранными инвестициями, но только в порядке предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Ø На территории закрытого административно-территориального образования не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международныхорганизаций (объединений).

Ø Организации и (или) объекты, а также организации жилищно-коммунального комплекса в закрытом административно-территориальном образовании включаются в перечень потребителей энергоресурсов, снабжение которых энергоресурсами не подлежит ограничению или прекращению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ø Право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории закрытого административно-территориального образования имеют юридические и физические лица, отвечающие требованиям обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании

Иные особенности, имеющие значение для безопасных работы и проживания граждан в закрытом административно-территориальном образовании и зонах воздействия, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании и ответственностью за его нарушение. (ответственность предусмотрена в КоАП)

Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования

Закон определяет специфику формирования бюджета закрытого административно-территориального образования, предусматривая обязательное участие в этом процессе соответствующих предприятий и организаций, достаточно выгодное для местного самоуправления:

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru осуществление в закрытом административно-территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления;

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru средства в размере не менее 10% от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются организациями и (или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории;

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru при финансировании государственного оборонного заказа организации и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет закрытого административно-территориального образования для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1% от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа;

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях - student2.ru на производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих население закрытого административно-территориального образования, распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Составление, утверждение и исполнение бюджета закрытого административно-территориального образования

è осуществляется в общем порядке, предусмотренном БК РФ

Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.

Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их правовым режимом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Особенности землепользования в закрытом административно-территориальном образовании

Но в отношении землепользования в закрытом административно-территориальном образовании возможности органов местного самоуправления по мере изменения Закона РФ 1992 г. сужались. В первоначальной редакции земли соответствующих предприятий и организаций были в их ведении, остальные земли - в ведении местных органов. Далее было установлено, что режим этих земель устанавливается Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Теперь же норма о согласовании вообще исключена из Закона.

Ø Земельные участки, занимаемые организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим организациям и (или) объектам.

Меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно территориальном образовании

Меры государственной поддержки включают:

1) повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения,

2) меры социальной защиты,

3) льготы в оплате труда,

4) государственном страховании и

5) гарантии занятости. (устанавливаются ФЗ и решениями Правительства)

Ø Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организацией и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Ø Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилое помещение по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жилым помещением по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Ø За работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Наши рекомендации