Советская модель местного государственного управления.
Основная идея: "вся государственная власть стала самоуправлением, а самоуправление стало государственной властью". «Советская модель устройства местного управления, противопоставленная «буржуазному» местному самоуправлению, стала порождением общества тоталитарного типа, превратилась в инструмент командно-административной системы»
Для неё характерны следующие черты:
· правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и акты, издаваемые центральными органами;
· принцип жесткой централизации управления;
· принцип патернализма (Во внутригосударственных отношениях — принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме контроля государства над людьми (аналогично контролю отца над детьми в патриархальной семье))
· функционирование органов местного самоуправления в системе органов государственной власти;
· отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов.
Инструкция наркома ВД от 24.12.1917 – «Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являясь органами местной власти, вполне самостоятельны в вопросах местного характера, но всегда действуют сообразно декретам и постановлениям как центральной советской власти, так и более крупных объединений (уездных, губернских и областных Советов), в состав которых они входят».
В основе понятия Советов лежали представления о демократии как о правлении народа с помощью избираемых им коллегий выборных лиц.
Особенности Советов как НОВЫХ органов местного управления:
- формировались по классовому признаку из представителей простого трудового народа;
- часть единой государственной власти (просто на местах); это логично, т.к. презюмировалось, что не бывает местных дел, полностью самостоятельных от государственных; все местные дела – лишь продолжение государственных;
- за Советами ведется сильнейший государственный контроль.
Особенности территориального деления государства.
После Октябрьской революции 1917 г. сначала звеньями территориальной системы были село - волость - уезд - губерния - РСФСР, а затем (в 30-е) село - сельсовет - район - область - РСФСР.
По организационной схеме в 1920-е - 1930-е гг. используется модель: съезд Советов - исполком - президиум исполнительного комитета. В городах при прямых выборах депутатов применялась модель: Совет и президиум Совета, а также председатель Совета.
Полномочия Советов делились на два вида:
а) вопросы общего руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Советов;
б) исключительные полномочия, осуществляемые Советами непосредственно на сессии.
Ø Главной организационно-правовой формой деятельности непосредственно Советов были сессии (сессия - одно или несколько заседаний Совета, а также проводимые в тот же период заседания постоянных депутатских комиссий).
Ø Сначала произошла замена Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов на Советы депутатов трудящихся (1936)
Ø Конституция СССР 1977 г. органы власти стали именоваться Советами народных депутатов.
Экономические основы деятельности местных Советов.
Ø Местным Советам предоставлялось право заключать займы, которые должны иметь целевое значение, причем местные Советы сами отвечали по займам всем своим имуществом, общегосударственная казна ответственности по ним не несла.
Ø Важнейшими источниками поступлений в городской бюджет являлись доходы от жилых строений, торгово-промышленных и складских помещений, городских земель, лесов, коммунальных промышленных и торговых предприятий, а также местные налоги и сборы, государственные налоги и отчисления от них в размерах, определяемых вышестоящими исполкомами.
Ø Доходная часть сельских бюджетов слагалась из поступлений от имуществ и предприятий местного значения, расположенных на территории сельского Совета, от местных налогов и сборов, взимаемых на территории сельского Совета, из отчислений от единого сельхозналога, реализуемых на территории сельского совета госзаймов, а также из доходов, поступающих в бюджет сельских Советов по постановлению общих собраний членов колхозов и т.д.