Дума состояла из городского головы и 6 гласных, отчего называлась «шестигласной».

Шестигласная дума формировалась из общей городской думы, которая в, свою очередь, состояла из «гласных от настоящих городовых обывателей, от гильдии, от цехов, от иногородных и иностранных гостей, от имянитых граждан и от посадских». (это 6 разрядов граждан)

ü Восстанавливались органы сословного городского самоуправления. "Городское общество" получило права юридического лица, могло иметь собственность.

Органом самоуправления было собрание всех городских обывателей. Ими решались лишь вопросы благоустройства, развития торговли, промыслов, защиты сословных прав.

Реформы местного самоуправления в России во второй половине 19в.

Реформа 1861 года

Местное самоуправление в общепринятом современном смысле этого слова было введено в России в 1864 г. после крестьянской реформы 1861 г. и логически сопровождало эту реформу, давшую гражданскую свободу значительной части сельского населения России.

1)Закрепощение крестьян препятствовало превращению сословных дворянских привилегий в общегражданские права.

2)Крепостнические нравы пропитывали всю общественную атмосферу, выращивая и поддерживая бюрократический произвол на всех этажах государственного здания.

=>Как только узы крепостной неволи разрушились, переустройство местного управления на новых основах стало неизбежным.


Земские и городские реформы 1864-1870 гг. и 1890-1892 гг.

На смену самоуправлению патриархальному и сословному пришли всесословные выборные учреждения - земства.

Правовой анализ Положения 1864 г. свидетельствует о том, что реформа носила двойственный характер. С одной стороны, институт всесословных земств, т.е. выборных земских органов, в которых были представлены все сословия, стал значительным шагом в развитии буржуазной демократии, с другой стороны, были предприняты меры по сохранению доминирующего положения власть имущих.

Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. земское самоуправление вводилось лишь в 34 из 69 губерний (не было введено в Царстве Польском, Литве, Белоруссии, Сибири и Юго-Западном крае - Киевской, Подольской и Волынской губерниях).

Земские органы избирались различными сословиями местного общества. Уездные земские собрания состояли из выборных лиц - гласных. Выборы уездных гласных проводились по трем куриям:

1) на съезде уездных землевладельцев;

2) на съезде городских избирателей - в городах, входивших в состав уездов;

3) на съезде выборных от сельских обществ.

Право на участие в выборах давал не только земельный ценз, но и имущественный - владение недвижимой собственностью, промышленным, торговым или хозяйственным предприятием. Землевладельцы, не имеющие полного ценза, участвовали в выборах вскладчину.

Сельские общества (крестьяне) участвовали в выборах на бесцензовой основе. Они избирали представителей на волостные сходы. В свою очередь, волостные сходы избирали выборщиков, которые на уездных собраниях избирали гласных.

Губернское земское собрание также состояло из гласных. Их избирали уездные земские собрания из своего состава сроком на три года.

Положением 1864 г. земское самоуправление вводилось только на уровне уездов и губерний. Мелкой земской единицы на уровне волости не существовало. Не было и центрального земского представительства. "Здание без фундамента и крыши", "пятое колесо" в телеге государственного управления - этими малопочтительными терминами окрестили современники земство.

Городская реформа:

Городская реформа (реформа городского самоуправления) 1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но император выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем!!!).

Основными функциями думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:

· «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»

· Сбор нужных сведений для думы

· Составление городских смет

· Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Управа могла посчитать незаконным решение думы, в таком случае в дела вмешивался губернатор.

Думы в городах избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания. Требования к избирателю были следующими:

· Он должен был быть Российским подданным

· Быть старше 25 лет

· Владение имуществом

· Отсутствие недоимок по сбору налогов

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием. По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй — также уплачивающие треть, а к третьей — все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой. Городской глава избирался губернатором (в крупных городах — министром внутренних дел) из числа гласных.

В отличие от выборов в земские собрания:

· Городовое положение 1870 г. отказалось от сословной организации выборов городских гласных.

· Положение 1870 г. установило податный (налоговый) ценз и группировку избирателей на три разряда согласно размеру уплачиваемых каждым избирателем прямых налогов в пользу города.

· Новое Городовое положение 1892 г. отказалось от трехклассной системы, заменило податный ценз имущественным. Правом участия в городских выборах стали пользоваться:

- во-первых, собственники или пожизненные владельцы недвижимого имущества, находящегося в пределах города и уплачивающие оценочный в пользу города сбор в столицах - не менее 3000 р., в городах же с численностью населения, превышающей 100 000, - не менее 1500 р.; в городах губернских, областных и образующих градоначальство и более значительных уездных - не менее 1000 р.; в остальных - не менее 300 р.;

- во-вторых, содержатели торгово-промышленных предприятий, заведений, требующих выборки гильдейского свидетельства, причем в столицах - непременно первой гильдии. Избиратели группировались по территориальному принципу, причем в многолюдных городах создавалось несколько избирательных собраний по участкам города. Число гласных, подлежавших избранию от каждого участка, определялось пропорционально числу избирателей.


Статус органов земского самоуправления: земских собраний (уездных и губернских) и земских управ.

Правительство опасалось самостоятельности земств и ограничивало их участие в управлении делами общества. Местная правительственная администрация сохранялась. Таким образом, на местах действовало две системы управления: самоуправление земств и городов и управление государственное.

Управление земскими учреждениями находилось в сфере ведения Министерства внутренних дел. Устанавливался судебный и административный контроль. Постановления органов местного самоуправления могли опротестовываться и отменяться губернатором. Допускалось и прямое губернаторское управление земскими делами.

Земское самоуправление в России в то время не могло свободно развиваться в силу следующих причин:

1) земства были чисто механически введены в самодержавно-бюрократическую систему (по саркастическому замечанию публицистов, "новое вино было влито в старые мехи");

2) сохранилось жесткое административное влияние агентов царского правительства на местах;

3) земства были учреждены не повсеместно (созданы лишь в 34 губерниях европейской России, что составляло менее половины от общего числа губерний);

4) земства не обладали достаточной финансовой независимостью;

5) осуществлялось постоянное урезание прав земств.

Земская реформа (контрреформа) 1890 года.

В условиях реакции при создании Положения о земских учреждениях 1890 г. была использована государственная теория местного самоуправления.

· Разработчики называли главной причиной недостатков в существующей системе земства «обособленность земских учреждений от установлений правительственных»

Структура земского самоуправления по контрреформе:

1) Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.

2) Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с учреждениями при ней. Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления государственным имуществом, городского головы уездного города и др.).

Основные особенности нового Положения о земских учреждениях:

1. При формировании уездных земских собраний главной задачей стало их укрепление "благородной частью":

Ø «Положение о земских начальниках» от 12 июня 1889 г. Эти лица были облечены большой властью и имели право опеки над органами крестьянского самоуправления, крестьянским сословием в целом. Земские начальники должны были назначаться только из этой среды

Ø Положение 1890 г. заменило группировку избирателей с имущественной на чисто сословную.

· Где бы и каким бы имуществом человек ни владел, он участвовал теперь в земских выборах с избирателями одного с ним сословия.

· Вместо трех создавалось два избирательных собрания для избрания гласных(одно из избирателей - дворян, потомственных и личных; другое из лиц, принадлежащих к одному из городских состояний).

· Крестьяне в таких избирательных собраниях не участвовали. Они избирали следующим образом:

o сельские сходы посылали своих представителей на волостной сход,

o там определялись кандидаты в гласные уездного земского собрания,

o из их числа губернатор назначал гласных.

Искажение самого принципа выборности при таком порядке очевидно.

2. Большинство решений земских собраний вступало в силу после утверждения министром внутренних дел или губернатором;

3. Ранее подчинявшиеся земским собраниям, земские исполнительные органы стали непосредственно подчиняться губернаторам.

4.Уездное земское собрание собиралось на свою сессию раз в год и заседало обычно не более 10 дней, агубернские - на двадцать, но по ходу собраний сроки могли быть продлены губернатором "в мере действительной необходимости".

4.1. Его постановление могло быть остановлено в исполнении губернатором, причем не на основании незаконности, а по соображениям нецелесообразности.

4.2. Сенатом – на основании незаконности.

5. Изменения коснулись и исполнительных органов земства — земских управ. Согласно «Положению» 1864 г., лишь председатели управ подлежали утверждению администрацией, прочие же члены вступали в должность сразу же после избрания; по «Положению» 1890 г. все члены земских управ должны быть утверждаемы на свою должность. Земские собрания лишались права обжалования того или иного неутверждения.

6. Сохранив губернское земское собрание и губернскую земскую управу, Положение 1890г. ввело новый институт - губернское по земским делам присутствие.

6.1. Его состав: губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, а от земства - председатель губернской земской управы и один губернский гласный.

6.2. Каждое решение земства должно было проходить через присутствие, и это усиливало административный контроль в отношении местного самоуправления.

7. Новый закон дал губернатору право ревизии земских управ и рассмотрения их действий как по данным, лично им усмотренным, так и по жалобам частных лиц. Кроме того, ему же было предоставлено право возбуждения дел об ответственности как выборных, так и служащих по найму должностных лиц земского управления

8. Выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, считались состоящими на государственной службе.

Новые полномочия земств:

1) Укреплялась экономическая основа земств, из государственного бюджета земствам стали выделять специальные средства казны.

2) Для осуществления своих функций земским органам было предоставлено право облагать население денежными сборами, а также вводить в некоторых случаях натуральные повинности (например, по содержанию дорог, по препровождению арестантов, по снабжению квартирами уездной полиции и др.).

3) Появились новые полномочия (большой перечень). Основные моменты:

Ø Широкий стиль регламентации полномочий местного самоуправления сочетался с чрезвычайно скрупулезным определением прав и обязанностей местного самоуправления, учреждаемым другими законами и уставами и ставящим самостоятельность действия земских и городских собраний и управ в жесткие ограничительные рамки.

Ø В сущности, это в большинстве своем государственные заботы "на местности", возложенные на плечи земских учреждений.

o Ни о народном образовании (кроме школ, находящихся в ведении правительства), ни о здравоохранении, ни о благоустройстве в собственном смысле слова в Положении ничего нет.

o В сметах расходов должны быть согласно ст. 156 Положения подробно и по установленной единообразной форме исчислены все статьи предполагаемых расходов с показанием, к какому именно роду и виду повинностей относится каждая статья. В соответствии со ст. 157 Положения "при составлении сметы соблюдается в назначении издержек надлежащая постепенность. Прежде в оную вносятся расходы необходимые и потом уже очевидно полезные". Причем необходимыми считаются те, которые ближайшим образом связаны с исполнением государственных обязанностей.

Городская реформа 1892 года. (смотри про земские=тоже самое)

Органы городского самоуправления включали городскую Думу под председательством городского головы и городскую управу.

Городовое положение 1892 г. существенно сократило численный состав дум - минимум в 20 и максимум в 160 гласных (ранее 30-252)

Наши рекомендации