Допустимость наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Þ Комплексность данной отрасли права обусловливает и комплексное использование нормативного материала различных отраслей законодательства при регулировании общественных отношений в сфере местного самоуправления
ü И хотя разговор о характере муниципального права как о сложившейся (типичной) отрасли права вряд ли можно считать завершенным, все-таки большинство исследователей муниципального права единодушны в его признании в качестве сложившейся (типичной) отрасли права, т.е. комплексный характер муниципального права не исключает его самостоятельности, т.к. указанные отношения осуществляются на местном уровне.
§ !!! Однако, естественно, есть и противоположная точка зрения: подход к муниципальному праву как к типичной отрасли права и перенесение на него категорий последней является несостоятельным, оно относится к числу основных отраслей права, непосредственно связанных с государством и его органами.
§ Еще одна точка зрения: признается сама специфика муниципального права, которая проистекает из того факта, что оно регулирует прежде всего и главным образом отношения, связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти, подчиненных интересам населения.
Þ Следовательно, муниципальное право нельзя относитьк числу основных отраслей права, как непосредственно связанных с государством и его органами.
При этом комплексный характер муниципального права предопределяется тем, что система его норм состоит не только из предписываемых государством норм различных отраслей права, но и норм, являющихся результатом прямого волеизъявления населения муниципального образования, правотворчества органов местного самоуправления.
§ И еще одна умная мысль: точка зрения, что определение муниципального права не как отрасли российского права, а как отрасли российского законодательства, юридически обеспечивающей системное функционирование всех структурных подразделений местной власти и тем самым решающей все проблемы социально-экономического, культурно-бытового и иного характера, возникающие на территории муниципального образования
ü И еще один аспект: споры о том, что включать в предмет муниципального права: только «организационные отношения» или еще и «компетенционный статус»???
§ Т.з. что только «организационные отношения»- т.е. предмет МП включает: нормы права, регулирующие систему местного самоуправления, территориальное устройство местной власти, виды муниципальных образований, взаимоотношения местного самоуправления и государственной власти. Кроме того, в предмет включаются нормы, регулирующие организацию местного самоуправления как разновидности народовластия. Это нормы, регулирующие право граждан на осуществление самоуправления, формы муниципальной прямой демократии, принципы строения, структуру и порядок деятельности органов местного самоуправления, отношения органов местного самоуправления между собой.
§ Позиция учебника (Тимофеева как автора главы): такой подход к предмету является неполным, необходимо включить еще «компетенционный статус», т.к. трудно представить полноту правовых основ местного самоуправления без определения их полномочий, а это чаще всего делается именно в актах, комплексно обращенных к тем или иным сферам хозяйственной или социальной жизни и регулирующих при этом возможности как государственных органов, так и местного самоуправления, его органов.
v Ну и наконец,
муниципальное право России - комплексная отрасль отечественного права, состоящая из правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в системе местного самоуправления, формы осуществления народом непосредственно и через органы местного самоуправления своей власти для самостоятельного решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных делегированных государственных полномочий, территориальную организацию и структуру местного самоуправления, а также гарантии его осуществления.
· Методы муниципально-правового регулирования
С последовательным развитием муниципального права постепенно складываются особенности методов, применяемых в регулировании муниципальных отношений.
1)Преобладающим методом становится метод публично-правового регулирования. Это выражается в том, что первоосновой муниципальных отношений становятся нормы, исходящие от государства и воплощающиеся в актах государственно-властного характера двух уровней - Российской Федерации и субъектов РФ.
ü Однако предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, реализуется и частно-правовыми методами (например, при владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью).
2)Для муниципально-правового регулирования характерен допуск государством большого объема местного правотворчества. Это можно назвать методом автономии в регулировании муниципальных отношений.
Þ Обусловлено наличие данного метода двумя факторами:
1) объективным - в условиях самостоятельности местного самоуправления и его негосударственной природы законодатель должен оставить "нишу" для нормотворчества местного самоуправления;
2) субъективным - обнаружившимся недостаточностью и несовершенством нормативной базы.
3) В муниципальном праве широко распространен такой метод регулирования, как определение статусов.
ü Прежде всего, это характерно для местного самоуправления в целом: в развитие норм Конституции РФ природа и статус местного самоуправления определены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в специальных главах о местном самоуправлении конституций, уставов субъектов РФ, в законах о местном самоуправлении субъектов РФ. Как отмечалось ранее, определяется в его уставе статус конкретного муниципального образования.
4) Применительно к муниципально-правовому регулированию используется такой же метод, как и в наиболее близком ему конституционном праве, - метод комплексного сочетания материального и процессуального начал.
Нет деления на материальное муниципальное право и процессуальное муниципальное право, зачастую материальные и процессуальные нормы содержатся в одних и тех же источниках муниципального права, применяются в переплетении и взаимосвязи.
5) В муниципальном праве используются все общеизвестные группы нормативных правил - дозволения, предписания, запреты, требования императивные, в реализации которых нет особой свободы выбора, и диспозитивные, когда у субъекта правоотношения есть определенные варианты действий.
6) Установление свойственного этой отрасли вида ответственности - муниципально-правовой ответственности.
§ С одной стороны, это установленная Федеральным законом 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" так называемая позитивная ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
§ С другой стороны, это муниципально-правовая (и одновременно конституционно-правовая) ответственность субъектов муниципально-правовых отношений за совершаемые ими действия, вызывающая соответствующие санкции (ее принято называть негативной ответственностью).