Смысложизненное самоопределение учителя
Профессиональное становление учителя во многом зависит от осуществления поиска и обретения им смысла своей жизни, от осознания им своей профессиональной деятельности как своего жизненного призвания.
Наличие смысла жизни является ведущим критерием сформированности личности вообще, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств, определяет развитость его самосознания, способность выбирать ту систему ценностей и целей, которую он будет реализовывать в своей жизни.
Смысл жизни - это всегда личностный смысл. Идеология, навязывая человеку смысл жизни извне, лишает его способности думать, мыслить, искать свой индивидуальный жизненный путь, иметь свою индивидуальную жизненную концепцию
Смысл жизни всегда содержит в себе три аспекта:
1) целевой - определяет стратегию и тактику жизни;
2) эмоциональный - отражает удовлетворенность человеком своей жизнью, ее эмоциональную насыщенность;,
3) волевой - является движущей силой активности личности, обеспечивает ее готовность к достижению жизненных целей.
Необходимо помнить о том, что поиск и обретение смысла жизни - это не одномоментный акт, а длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека.
Итак, от поиска и обретения отдельной личностью смысла жизни зависит ее наполненность, эмоциональная насыщенность, удовлетворенность ею, а следовательно, качество и результативность жизни как отдельного индивида, так и качество жизни общества, его духовная культура.
Воспитывать – это учить жизни, помогать растущему человеку обрести свой смысл жизни, самоопределиться в ней, учитель не может, не имеет права сам жить стихийно, не осмысливая, не осознавая вечных вопросов.
Человек становится субъектом жизни, а значит и своей профессиональной деятельности в той степени, в какой он выступает как ее организатор. Все это предполагает, как минимум, наличие двух аспектов ее организации: ценностно-смыслового, который обеспечивает ценностную сторону целеполагания и содержит систему ценностей, определяющих смысл жизни человека, и пространственно-временного: наличия представлений о будущем, выраженных в жизненных и профессиональных целях и планах.
В поиске и обретении педагогом смысла жизни решающую роль играет его профессионально-личностная перспектива, объединяющая в себе профессиональные и жизненные ценности, цели и планы. В основу данного понятия положены понятия «личные профессиональные планы» и «личная профессиональная перспектива», активно разрабатываемые в отечественной психологии в рамках проблемы профессионального консультирования ( Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и др.).
Профессионально-личностная перспектива включает в себя жизненные смыслы-цели, определяющие характер и направленность профессиональных целей и планов, в то же время данные цели и планы конкретизируют смысложизненные ценностные предпочтения, так как личность выбирает из ценностей те, которые наиболее тесно увязаны с ее доминирующими потребностями.
Основными характеристиками адекватного смысла жизни выступают: реалистичность (соответствие объективным условиям, необходимым для его осуществления, и индивидуальным возможностям человека); конструктивность (степень его влияния на процесс становления и успешность деятельности человека.
Специфика смысложизненных ориентаций духовно развитой личности проявляется не только в «горизонтальном» измерении - стремлении планировать свою жизнь и мысленно представить ее в целом, но и в «вертикальном» – движении к высоким ценностям и духовным идеалам.
Понятие «культуротворческое мировоззрение» впервые введено А.Швейцером, рассматривающим его как основу Культуры, как важнейшее условие позитивной ориентации человека в окружающем мире.
По мнению А.Швейцера. культуротворческим является мировоззрение, отвечающее следующим требованиям:
1. Оно должно быть мыслящим, то есть выработано личностью в процессе осмысления бытия и своей сущности, своего жизненного предназначения.
2. Оно должно быть оптимистичным и этичным, жизнеутверждающим.
3. Оно должно формироваться не путем внушения, а в результате личностного выбора тех идей и ценностей, которые придают смысл своей и окружающей жизни.
4. Оно одновременно должно быть направлено на совершенствование себя и окружающего мира. Активность человека, направленная вовне, и активность, направленная вовнутрь себя, должны быть уравновешены.
Можно выделить различные типы ценностей, определяющих смысл жизни современного человека: ценности обладания и ценности созидания, ценности служения и ценности самореализации и самоактуализации. Духовное развитие личности происходит тогда, когда она движется к обретению смысла жизни, лежащего вне своего собственного "Я", стремится к продолжению себя в других.
Психолог Б.С.Братусь определяет несколько уровней развития смысловой сферы личности, значимой для позитивного жизненного самоопределения:
1. Нулевой – прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в конкретных целях. Данный уровень не является личностным.
2. Эгоцентрический уровень – первый уровень личностной смысловой сферы, в котором исходным моментом является личная выгода, удобство, престижность и т.д.
3. Группоцентрический уровень – смыслы ориентированы и зависят от близкого окружения человека, референтного для него или того, с которым он себя идентифицирует.
4. Просоциальный уровень – характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание результата, который принесет пользу и благо другим, дальним людям, обществу, человечеству в целом.
5. Духовный или эсхатологический уровень – смысл жизни, благо и счастье воспринимается как соединение с Богом и служение ему.
Естественно, что сама специфика педагогической деятельности предполагает ориентацию педагогического образования на развитие смысложизненных ориентаций высших уровней, без обретения которых педагог не может состояться как профессионал.
В настоящее время наблюдается явное несоответствие между требованиями, предъявляемыми профессией к жизненным стратегиям и целям личности педагога и реальным уровнем развития его смысложизненных ориентаций. Все это свидетельствует о том, что без глубокого осмысления и пересмотра своей жизненной позиции, построения гуманистической жизненной концепции, определяющей его представления о смысле и целях своей профессиональной деятельности, невозможно духовное развитие и совершенствование личности учителя, а следовательно, невозможно быть Учителем в истинном смысле этого слова.