Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности
В предыдущем параграфе мы рассказали о педагогической деятельности учителя как основного субъекта этой деятельности. Однако педагогическая деятельность имеет поистине "всепроникающий характер". Объясняется это тем, что феномены "учительство-ученичество" имеют онтологический характер, без них невозможно само существование человека, развитие человеческой культуры. В любом, самом простом и обыденном деле необходимо научение человека действиям, операциям, порядку их выполнения, доведению дела до результата, до совершенства. Практически в любом деле должны присутствовать тот, кто учит, и тот, кого учат. И первый по отношению ко второму является учителем, педагогом. Он осуществляет педагогическую деятельность, обучая ремеслу, искусству, научной деятельности.
Тренер тренирует ученика, чтобы его подопечный овладел спортивным мастерством, и одновременно воспитывает нравственные, волевые качества ученика. Педагог-репетитор в балетном классе отрабатывает с учениками упражнения, разучивает балетные партии и одновременно воспитывает эстетическое отношение к искусству, учит взаимодействовать с партнерами. Мастер по художественной росписи обучает ученика секретам своего искусства и одновременно воспитывает терпение, аккуратность, тщательность в работе. В любой профессии есть учительство и ученичество, есть педагогические отношения, есть то, что свойственно педагогической профессии.
Почти в каждом профессиональном деле, предполагающем общение с другим человеком, присутствует педагогический аспект. Врач лечит больного, но одновременно он учит его бороться с болезнью, воспитывает в нем волю к жизни, к преодолению недуга. Библиотекарь выдает книги и советует, что следует прочитать.
Д. Вазари повествует об учении Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо: "У наиболее крупных живописцев юные ученики обучались прежде всего тому ремеслу, которое считалось преддверием серьезной художественной выучки, - ювелирному. Одновременно их вразумляли грамоте и цифири, посвящали постепенно в тайны простейшей живописной техники: растиранию и смешению красок, левкасу, подготовке деревянной доски для станковой картины, подготовке стены для фрески. Потом понемногу начинали доверять им грунтовку и нанесение фона, а от мелкой ювелирной лепки и чеканки переводили к лепке скульптурной. Одновременно их учили рисунку, сначала заставляя срисовывать вещи учителя, а потом рисовать с натуры".
Мы не видим здесь учителя, но подробное описание обучения подсказывает, что учитель, мастер тщательнейшим образом "выстраивал" обучение ученика, ведя его от этапа к этапу в овладении делом.
А вот другой учитель - учитель в науке. Это всемирно известная Мария Кюри, физик и химик. С ее именем и именем ее мужа связано открытие атомной энергии. Вот как описывает один ее день, день работы в лаборатории, дочь Ева Кюри:"Появляется мадам Кюри. Группа ожидающих радостно окружает ее.
Робкие, почтительные голоса докладывают о том, что такое-то измерение закончено, сообщают новости о растворении полония, вкрадчиво замечают: "Если бы мадам Кюри зашла посмотреть на камеру Вильсона, то увидела бы нечто интересное"... В ее замечаниях нет ни бепорядочности, ни недоговоренности. В течение нескольких минут, которые она посвящает кому-нибудь из научных сотрудников, мадам Кюри целиком сосредоточивается на данной проблеме, известной ей во всех подробностях. Через минуту она уже говорит с другим о другой работе. Ее ум чудесно приспособлен к такой своеобразной гимнастике. В лаборатории, где молодые люди напрягают все свои силы, она похожа на чемпиона по шахматам, который играет одновременно тридцать-сорок партий... К ней приходят ее ученики в минуты отчаяния, твердо веря, что мадам Кюри обнаружит ошибку в опыте, которая увела их на ложный путь" [27, с. 297, 298].
Мадам Кюри - руководитель лаборатории, но она и учитель - учитель в науке, в экспериментах, в деятельной преданности науке и отношении к делу. Ее научная деятельность педагогична по своей сути. Дело, которому она служит, - наука, но в научной деятельности она обучает и воспитывает своих последователей.
Великая Г. Уланова была замечательным учителем и подготовила много ставших известными молодых балерин. Обратимся к книге Б. Львова-Анохина:
"Уланова никогда никого не поучает, не "читает лекций", не сыплет острыми афоризмами. Неразговорчивая, немногословная, почти бессловесная, она убеждает как-то незаметно, исподволь, не поучением, не нравоучением, а каким-то, если можно так выразиться, "излучением" мудрости, добра, света. Она как будто бы ничего не навязывает, ни на чем не настаивает, не требует, у нее нет властного повелительного тона, на ее занятиях вы не услышите резкого окрика, но тем не менее сила ее убежденности и настойчивости может сравниться только с силой ее беспримерной выдержки и терпения"
Примеры великих учителей, педагогов, воспитавших немало учеников, можно приводить долго. Но лучше если вы, читатель, сами подберете такие примеры, размышляя над сказанным выше. Подбирая свои примеры, вы должны убедиться сами и убедить других, что учиться и учить - универсальные виды деятельности, свойственные для человека. Вы должны прийти к выводу, что без ученичества не может развиваться и существовать никакое дело, никакое ремесло, никакое искусство... Ученичество и педагогическая деятельность взаимосвязаны. В каждом деле есть свой педагог-мастер, который в совершенстве владеет своим делом. Профессиональное содержание деятельности может быть разным, но в процессе передачи профессионализма от одного человека к другому обязательна как сопутствующая педагогическая деятельность. Вместе с тем по способу осуществления она уникальна - у каждого педагога свои приемы, своя система, свой педагогический дар, свое сочетание педагогических способностей и умений. Наконец, в каждом виде профессиональной деятельности у мастера-педагога свой язык - язык практических действий, язык музыки, пластики, язык эксперимента, слово письменное и устное. Именно в силу этого педагогическая деятельность является всепроникающей.