Специализация как часть специальности
Специализация является частью специальности: это разделение: труда по видам и формам. Под специализацией понимают также приобретение специальных знаний в определенной области.
Студент высшего учебного заведения, обучаясь по специальности «социальная педагогика», приобретает квалификацию «социальный педагог». При этом подготовка будущих специалистов' ведется с учетом определенной специализации. Перечень специализаций, состоящий из 30 наименований, зарегистрирован Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования и опубликован в Сборнике учебно-методических материалов (приказы Минобразования России, справочные материалы по учебно-методическим объединениям, специализации по специальностям высшего профессионального образования). — М., 2002 (см. Документы и материалы к главе 4).
Все зарегистрированные в нашей стране специальности, включая и педагогические, имеют свой код, «Социальной педагогике» присвоен код 031300. По новой классификации специальностей подготовки дипломированных специалистов, введенной Министерством труда 1 февраля 2004 г., «Социальной педагогике» присвоен код 050711.
Современная литература предлагает разные варианты классификаций специализаций социального педагога. По одним за основу деления принимается его место работы, по другим —определенная категория людей, находящаяся в сфере его деятельности.
Государственный стандарт высшего профессионального образования рекомендует в выделении специализаций социального педагога учитывать такие основания, как категория детей (одаренные, педагогически запущенные и др.); цели деятельности (коррекционная, социальная изоляция, воспитательная работа в семье, организация детских и молодежных объединений и т.д.); виды социальных институтов и др.
Например, классификация Ю.Г. Грибановой учитывает профиль деятельности социального педагога (семейный социальный педагог; социальный педагог—руководитель детских организаций - объединений; социальный педагог-этнолог; социальный педагог-валеолог; социальный педагог-эколог; социальный педагог аниматор); отдельные категории населения, на работу с которыми сориентирован социальный педагог (работа с сиротами, инвалидами, наркозависимыми и т.д.); обостряющиеся проблемы (детская проституция, беспризорность, детская дезадаптация, роди-тельская жестокость и др.); возрастная группа, с которой работает социальный педагог (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые и др.); место работы социального педагога (учреждения образования, здравоохранения, исправления и т.д.).
В основе классификации М. А. Галагузовой, М. Ф. Черкасовой — административный, возрастной, проблемный и деятельностный критерии.
Административный критерий учитывает систему учреждений, в которых работает социальный педагог, и их ведомственную принадлежность. По возрастному критерию выделяются группы, с которыми работает социальный педагог (дошкольники, школьники, молодежь).Проблемный критерий дифференцирует особенности какой-либо категории детей (дети с физическими, физиологическими и психологическими недостатками, «социальные сироты», дети с девиантным или делинквентным поведением и т.д.).Деятельностный критерий характеризует виды деятельности социального педагога (защита, профилактика, адаптация, коррекция, реабилитация и др.).
На основе такого подхода в литературе представлены следующие специализации социального педагога: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях, в уч- реждениях начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования; в физкультурно-оздоровительных учреждениях; в детских общественных объединениях; соци-ально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, интеллекта и т.д.
В словаре по социальной педагогике (под ред. Л. В. Мардахаева) отмечены следующие специализации, сложившиеся в 1990-хгг. в России: социальный педагог—организатор социально-педагогической работы с детьми и подростками; социальный педагог образовательного учреждения; социальный педагог специального образовательного учреждения; социальный педагог—консультант семьи, подростков; социальный педагог дополнительного образования; социальный педагог социальной сферы; социальный педагог учреждения коррекционного (реабилитационного) учреждения; социальный педагог-воспитатель(педагог-воспитатель);со циальный педагог—организатор культурно-досуговой деятельности (менеджер досуговой сферы); социальныйпедагог—организаторкультурно-досуговой(физкультурно-оздоровительной) работы по месту жительства; социальный педагог—организатор физкультурно-оздоровительной работы (менеджер физкультурно-оздоровительной работы); социальный педагог исправительного уч реждения.
В нем приведены также «под специализации» специализаций. Например, социальный педагог образовательного учреждения (школы) может быть организатором внешкольной работы (классный воспитатель), досуга; педагогом-психологом; социологом, социальным работником; социальным педагогом-методистом; социальным педагогом дополнительного образования. Некоторые высшие профессиональные образовательные учреждения вводят свои специализации социального педагога, обосновывая их особенностями региона.
Рассмотрим наиболее распространенные в социальной педагогике специализации.
Семейный социальный педагог
Семья — это основанная на браке группа живущих вместе близких родственников. Она играет важную роль в становлении личности подрастающего человека. В семье ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях, в семейной атмосфере у) него вырабатываются критерии и привычки достойного поведения. Переходный период в России, сопровождающийся сложными нестабильными процессами, затронул и семью. Ее социальный' статус начал стремительно снижаться. Многие семьи живут нижа уровня бедности. Особенно тяжело многодетным и неполным семьям. Кризис семьи порой приводит к социальному сиротству, В сложившихся социально-экономических условиях остро требуется помощь семье, особенно детям. Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет семейный социальный педагог.
Основными принципами деятельности этого специалиста являются: гуманный, личностно-деятельностный, культурологический подход; целостность жизнедеятельности и воспитания; раз- вивающее общение; сочетание терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье; учет новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечение допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; милосердие (Лодкина Т. В., 2003). Эффективность деятельности семейного социального педагога во многом зависит от реализации этих принципов.
Профессиональная деятельность семейного социального педагога включает в себя следующие направления: работа с семьей, в том числе психолого-педагогическая диагностика проблем и труд- ностей конкретной семьи, а также необходимая помощь по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества; психолого-педагогическое просвещение родите лей; помощь трудному ребенку, подростку в адаптации в обществе; профилактическая работа совместно с родителями, общественностью, ученическим коллективом и самим подростком.
Важнейшая функция семейного социального педагога — консультирование, помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с различными категориями детей, социально-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности родителей, повышение их социально-педагогической культуры, социально-педагогическое консультирование детей, консультационная помощь семье в разрешении внутрисемейных конфликтов и др.
В квалификационной характеристике социального педагога по работе с семьей подчеркивается, что семейный социальный педагог влияет на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, среди детей и взрослых, в школьно-семейном воспитании. Предметом его особой заботы становятся семьи, в которых происходят межличностные и внутрисемейные конфликты, отмечаются нарушения норм поведения, а также лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве.
Семейный социальный педагог должен знать тенденции развития современной семьи, проблемы и трудности семейного воспитания, этику и психологию семейной жизни; специфику работы в социальной среде, школе, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т.д.; владеть основами российского законодательства, методами работы с семьей и педагогически запущенными подростками, способами оказания им помощи и поддержки.
Защита прав ребенка и представление его интересов — важнейшее направление деятельности такого специалиста. Охранно-защитная функция социального педагога реализуется в заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, она находит выражение в таких формах устройства детей, как опека и попечительство (передача несовершеннолетних в возрасте до 14 лет на вос-питание в семью опекуна или попечителя), а также усыновление приемными родителями. К институту приемной семьи относят и детские дома семейного типа. В задачи социального семейного педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке необходимых для этого документов.
В ряде случаев социальный педагог по работе с семьей принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к ограничению или лишению родительских прав; в деятельности по защите имущественных прав несовершеннолетнего. Некоторые специалисты (Овчарова Р. В., 2001) выделяют модели помощи современной семье.
Педагогическая модель — восполнение социальным педагоге недостатка педагогической компетентности родителей. Социальная модель — разрешение семейных трудностей в результате неблагоприятных жизненных обстоятельств. Психологическая модель практическая помощь ребенку в преодолении психологических барьеров в области общения, разрешение трудностей, связанных личностными особенностями членов семьи. Объектом диагностической модели является семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение позволяет принять правильное решение относительно оказания помощи таким семьям. Медицинская модель помощи семь применяется в таких ситуациях, когда в основе семейных трудностей лежат болезни одного из ее членов.
Свои особенности имеет практическая работа социального педагога с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Социально-педагогическая работа осуществляется поэтапно: на диагностика-конструктивном этапе проводится тщательный анализ проблем и проектируется социально-педагогический процесс в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, отбираются специфические средства и методы реабилитации в ней в соответствии с общими целями воспитания; на организационном этапе социальный педагог проводит с родителями специальный занятия, игры, отрабатывает режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. На заключительном, коммуникативном, этапе социальный педагог способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, освоению специфических средств общения.
Основными критериями результативности деятельности социального педагога семейного типа является рост психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме. Целенаправленная система деятельности специалиста в таких cемьях не только повышает уровень развития ребенка, но и нивелирует негативные переживания родителей, способствует укреплению взаимоотношений между родственниками.