Способы формирования желаемого и возможного будущего.
1.Изменить способ мышления. К сожалению, наше мышление скорее линейное, чем нелинейное, узко профессиональное, чем глобально ориентированное, непримиримое, чем толерантное и готовое к компромиссам, пассивно отражательное, чем конструктивистски активное. Необходимо осознать глобальные ценности, конструктивизм, интерактивность, партнерство и солидарность с универсумом и сложными структурами. Иными словами, «Измени свой способ мышления, и ты будешь уже на полпути к изменению мира!».
2. Стать на позиции конструктивизма в конструктах сознания и конструируемой действительности. Конструктивизм в познании и практике – это такой подход, в рамках которого считается, что человек в своих процессах восприятия, мышления и деятельности не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его. В философии и в эпистемологическом конструктивизме XX века, поставившем вопрос «Что мы можем знать?», «Где границы нашего знания?» и «Что представляю собой я сам, познающий?», вместо ранее задаваемого вопроса «Что мы должны знать?», данный подход восходит к воззрениям итальянского философа Джамбаттиста Вико(“De Antiquissima Italorum Sapientia ” 1710 г), ирландского философа Беркли (Трактат о началах человеческого знания» 1710 г), немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Данный подход развивался Жаном Пиаже на базе генетической эпистемологии, или психологии развития ребенка, Хайнцем фон Фёрстером (Heinz von Foerster im Gesprach mit Albert Muller und Karl H.Muller. Ruck — und Vorschauen. // Konstruktivismus und Kognitionswissenschaft. Kulturelle Wurzeln und Ergebnisse. / Hrgb. von Muller A.; Muller K.L. und Stadler F. Wien: Springer, 1997.) в системной теории и кибернетики, Грегори Бейтсоном в антропологии, Ульрихом Найссером в психологии восприятия, Паулем Ватцлавиком в психотерапии, Эрнстом фон Глазерсфельдом в когнитивной психологии, Умберто Матураной и Франсиско Варелой в нейробиологии и когнитивной науки. Сегодня данный подход активно распространяется на социальное и гуманитарное знание. Конструктивистское отношение человека к миру, состоящего в его наблюдении изнутри, его обустройстве, созидании и постоянной переделке самого себя в процессе этого обустройства похоже на парный танец человека с миром, в котором ведущим является то один, то другой партнер, в котором они оба беспрерывно раскрываются и развиваются. (Х. фон Фёрстер).
Конструирование себя самого. Конструировать себя, свое будущее и одновременно весь мир в коэволюции, содружестве с космосом.В настоящее время в большинстве своем люди строят окружающий мир, оформляют и организуют мир в соответствии со своими конструктивистскими установками сознания. Исследованием «будущих» «futures studies», «альтернативно возможного будущее», «созданием будущего, а не предсказанием его», созданием «образа будущего» (понятие, введенно в научный оборот Фредом Полаком в 1973 г.) занимается футурология и современный социальный конструктивизм, которые в знаменитый тезис К.Маркса «люди сами делают свою историю», вносит важную поправку: человек конструирует общество, но отнюдь не волюнтаристически, не произвольно по своему желанию, а в сотрудничестве и в коэволюции со становящимся социальным целым, открывая внутренние тенденции развития сложных социальных систем.. Конструирование природной и социальной действительности порождает когерентный, взаимосогласованный мир. Конструирующий человек и конструируемый им мир составляют процессуальное единство. Конструирование означает, что человек как субъект познания и деятельности берет на себя весь груз ответственности за получаемый результат. Принцип ответственности , о котором писал Ханс Йонас [ 8 ] , ставится здесь во главу угла. Как подчеркивает основатель синергетики, немецкий ученый Герман Хакен, самоорганизующееся общество может устойчиво существовать и продолжительное время динамично развиваться, если каждый его член ведет себя так, как если бы он – в меру своих возможностей – был ответственен за целое [ 9, С. 207 ] . Этот принцип ответственности близок к категорическому императиву Канта. Принимать непосредственное участие в конструировании желаемого будущего, принимая и осознавая, что его творческая, созидательная роль имеет ограничения в виде собственных, внутренних тенденций развития сложных систем. Понимая, что не все, что угодно можно осуществить, но только то, что согласовано с собственными потенциями сложных систем. 6. Сокращать длительный и многотрудный путь эволюции к сложному путем резонансного возбуждения желаемых сложных структур. Определив параметры порядка сложных систем, он может смоделировать, рассчитать или качественно определить возможные структуры-аттракторы для этих систем и посредством малых, но топологически правильно организованных – резонансных – воздействий выводить процесс развития на желаемые структуры. 7. Активно вмешиваться в процесс конструирования сложных структур из относительно простых, в процесс их коэволюции, совместного и устойчивого развития. Один из принципов синергетического холизма – это принцип топологически правильного, резонансного соединения относительно простых структур в сложные устойчиво эволюционирующие целостности с тем, чтобы ускорить темп развития образовавшейся единой сложной структуры и приблизить желаемое будущее. В результате резонансного объединений единая структура в итоге приобретает более высокий темп развития, чем темп развития самой быстро развивающейся структуры до объединения. Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии вещественных, энергетических, духовных затрат. Идея об открытии синергетикой конструктивных принципов коэволюции сложных систембыла одной из самых важных и настойчиво пропагандируемых идей С.П. Курдюмова. Почему открываемые синергетикой принципы коэволюции он называл конструктивными?Да потому что они могут использоваться для эффективной управленческой деятельности, для стратегического видения будущего и планирования на долгосрочную историческую перспективу, для выработки разумной национальной и государственной политики в глобализирующемся мире. Потому что синергетические принципы коэволюции глубоко содержательны и ориентированы на отдаленное будущее, которое практически невозможно предсказывать традиционными методами. Потому что глубокое понимание синергетических принципов коэволюции, нелинейного синтеза частей в устойчиво эволюционирующее целое может и должно лечь в основу современного «искусства жить вместе».
Сложные системы имеют не только некоторую глубину памяти, но и влияние, притяжение будущего, и человек может конструктивно использовать это влияние будущего с попаданием ее в область притяжения определенного аттрактора.В таком случае человек должен действовать согласно установкам восточного (буддийского или даосского) сознания: поддаться течению, чтобы победить; недеяние есть самое сильное действие.
Закон иерархических компенсаций (закон Е. Седов). Эффективный рост разнообразия на верхнем уровне структурной иерархии всегда оплачивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях, и наоборот - рост разнообразия на низшем уровне оборачивается разрушением высших уровней. Поскольку сказанное относится к системам любого типа: природным, социоприродным, социальным, семиотическим, духовным [19] — закон иерархических компенсаций (закон Седова) приобретает общенаучное значение и решающим образом дополняет закон необходимого разнообразия, сформулированный У. Р. Эшби. Этим дополнениемзавершается многовековой спор философов, социологов, этиков о том, сопряжено ли поступательное развитие с ростом или, напротив, с ограничением разнообразия.
Задание 3. Для тех, кто хочет получить 98 баллов на экзамене.