Методика изучения и продвижения познавательных интересов в детское общество (И.Г. Доценко)
Усилить культурную компоненту общения можно, опираясь на познавательные интересы детей. Эти интересы – индивидуальны, поэтому, желая привнести разговоры по их поводу в среду ровесников, важно давать возможность ребятам проявлять свои увлечения, увидеть хобби товарищей, решать возникающие в обыденных жизненных обстоятельствах вопросы самостоятельно и коллективно.
Опираясь на типологию детей по их увлечениям русского педагога В.П. Вахтерова и на типы хобби в компьютерной игре The Sims, мы вывели четырнадцать типов увлечений:
–стремление кприроде.Это увлечение, как, впрочем, и все следующие, проявляется в разной форме. Здесь и рыболовство, и садоводство, и наблюдения за птицами и насекомыми. В лагере «юные натуралисты» заявляются на прогулки по берегу реки или лесу, отпрашиваются на рыбалку. В условиях запрета на выход за территорию, зачастую не находят себя в лагерной действительности, поскольку трудно чем-то заменить удовольствия, получаемые при ловле рыбы или при сборе ягод;
– армия. В лагере часто встречаются дети из кадетских корпусов, из среды казачества. Но и среди обычных мальчишек есть те, кто увлекается военной историей, кто мастерит оловянных солдатиков, кто готовит себя к армии;
– наука. Наблюдения за планетами в телескоп, за микроорганизмами – в микроскоп, включенность в научно-познавательные передачи, знание научно-популярных сайтов в Интернете, участие в соответствующих Интернет-форумах. Популярны у детей и исследования общественных отношений;
–литература и кино. Чтение «по программе», заданной учителем, не удивительно – дети приезжают в лагерь со списками книг, которые нужно прочесть к школе. Но есть и увлеченные читатели. Кино мы отнесли к этому же типу хобби, имея в виду кино как искусство, а не бездумное времяпрепровождение;
– театр. Сцена для детей связана не только с постановкой пьес и перформансов. Эстрада, КВН – привлекательны не в меньшей степени. Дети обмениваются шутками из телевизионных шоу, разыгрывают сценки;
– музыка. Среди детей много фанатов различных музыкальных направлений, готовых слушать музыку и спорить о ней. Есть и те, кто с воодушевлением играет на синтезаторе, скрипке или флейте, поет сольно или в хоре;
– мода и танцы. Танцыможно было бы объединить с музыкой еще лет пять назад. Сегодня – танцы, что называется, в тренде: различные танцевальные школы задают направление молодежной моде;
– экономика и хозяйство. Не только игра в «монополию», но и рассуждения об экономической политике государства являются показателем этого увлечения. В лагере «экономически» ориентированные дети обязательно знают, кто директор, а кто завхоз. Они приходят с предложениями, а есть и те, кто предлагает свою помощь;
– спорт. Собственные увлечения футболом, баскетболом, «боление» за любимые команды, просмотр спортивного телеканала и др.;
– кулинария. Большое количество кулинарных шоу по телевидению привело к тому, что выросло поколение, в большей мере, чем когда-либо, интересующееся приготовлением пищи. Таких детей радует, когда шеф-повар дает мастер-класс. Они обмениваются рецептами и обсуждают пользу тех или иных блюд в столовой;
– техно-хобби. Отремонтировать старую машину в лагере вряд ли представится возможность. Но чинить электрические приборы или включиться в лего-конструирование – это для технически-продвинутой молодежи. К этому же типу мы отнесли фото и видеосъемку, настройку телефонов, планшетов;
– игра. Игровые приставки и компьютеры, шашки и бильярд, подвижные и сюжетно-ролевые игры. В наше время компьютерная игра – массовое увлечение. Но есть настоящие знатоки игры, для них игра сопровождается познавательным удовольствием;
– прикладное искусство. Написание картин, гончарное производство, шитье, дизайн и многое другое;
– работа с общественностью (PR) – здесь и «бумажная» журналистика, и телевизионная, и реклама, и стремление учить и лечить. В лагере существует много традиционных «должностей» – от редакции до сан-тройки, которые стремятся занять ребята с такими склонностями.
Организаторские способности некоторых детей заслоняют собственно предметную область, в которой могут пригодиться. Если в лагере появляются дети, которым хочется руководить, неважно кем и чем, то руководство здесь – как еще один тип увлечения.
Степень увлеченности – показатель готовности ребенка к свободному выбору деятельности, – соответствует одной из 6-ти ступеней. Ступени в свою очередь находятся на 3-х уровнях, которые отражают границы педагогического вмешательства:
1 уровень. Интересы ребенка/подростка выражены слабо. Педагог помогает поиску увлечения:
1 ступень – отсутствие каких-либо приоритетов. Телевидение, сотовый, поболтать с друзьями, поиграть на планшете называются при анкетировании как любимое времяпровождение;
2 ступень – «иду за тем, кто позовет». Имеется в виду побуждение со стороны друзей или педагогов, т.е. внешнее, но характеризующее включенность в ту или иную деятельность.
2-ой уровень. Требуется педагогическая поддержка:
3 ступень – разбросанность интересов: многое нравится, приоритеты меняются;
4 ступень – увлечен каким-то делом, но занимается от случая, к случаю (от конкурса, к конкурсу).
3-ий уровень. Самостоятельность, увлеченность, организованность:
5 ступень – посвящает хобби все свободное время;
6 ступень – постоянные занятия с самоорганизацией (ставит цель, развивает свое дарование).
Еще один важный аспект педагогических наблюдений:как проявляются интересы в сообществе сверстников. Готов ли ребенок/подростокувлечь своим любимым делом других? Есть ли желание объединиться по интересам и продвигать свои интересы? Активность по «продвижению» своего интереса может соответствовать следующим фазам:
1. принимает участие в том, что предлагают другие;
2. коллективное участие в общих делах;
3. не отказывает в помощи;
4. увлекает своей увлеченностью;
5. готов научить тому, что умеет, но требуется помощь взрослого (в обучении других);
6. может взять обучение других на себя.
В организационный период смены вожатый вместе с ребенком, или подросток самостоятельно заполняют страницы «галактика интересов» детского блокнота (каждому ребенку в начале смены выдается Блокнот прометеевца), соответствующие характеристике интересов.