Государственная политика и адаптация к будущему
Условия развития образования в России.
Почти двадцать лет назад Россия вступила на путь исторических перемен. Ученые, профессионально занимающиеся проблемами человеческих ресурсов в период трансформации, провели за эти годы множество исследований по таким проблемам, как безработица и необходимость в социальной защите, межнациональные конфликты и т.п. На их фоне вопросы образования и профессионального обучения казались, на первый взгляд, не столь острыми. Ни у кого не вызывало сомнения, что отечественная система образования функционирует эффективно и бесперебойно: начальное образование доступно всем детям, достижения академических школ в точных науках признаны во всем мире, женщины составляют большинство студентов вузов, многие технологические достижения – особенно в области космических исследований и вооружения – могут соперничать с западными. И, в конце концов, передовые страны постоянно озабочены совершенствованием своих систем образования.
Сложившееся в те годы представление оказалось неверным. Исследования российских ученых и специалистов Всемирного банка развития приводят нас к выводу, что критерии эффективности образования дают неполную картину. Дело в том, что слабость экономики – дублирование функций, отсутствие реальных цен, искаженные данные производительности - возникли не случайно, они являются следствием дефектов в системе планирования. А планирование существующей экономической системы, в свою очередь, тесно связано с управлением и планированием образованием и его конечным продуктом.
Иными словами, проблемы образования в России были и есть одни из факторов сложившейся экономической ситуации. А вопросы, связанные с образованием вообще и управлением образованием в частности, остаются актуальными на протяжении последнего времени как в нашей стране, так и за рубежом. Мы приходим к мысли, что если общество заинтересовано в улучшении экономического положения и создании конкурентоспособных ресурсов, то необходимо сформировать новый взгляд на управление образованием.
Следует помнить, что ситуация в сфере образования российского общества, существенно отличается от образовательного пространства других стран и усложняется множеством противоречий, характеризующих его движение по пути модернизации. Россия, как сложноорганизованное во всех отношениях общество, вынуждена балансировать между необходимостью сохранения страны как целостного единства, с одной стороны, и объективными особенностями и закономерностями развития отдельных своих составляющих – регионов, с другой. Очевидно, что каждый из регионов обладает специфическими особенностями геополитического, социокультурного, социально-экономического порядка, которые обусловливают его выбор относительно самостоятельного пути развития.
Указанные особенности требуют выработки принципиально нового подхода к системе образования вообще и управлению образованием на региональном уровне в частности. Представляется наиболее конструктивным подход к управлению образованием как субсистеме федеральной (региональной) политики. При этом политика рассматривается как системное качество, предполагающее эмерджентные связи и взаимовлияние всех ее компонентов, а также учет прочих факторов, влияющих на региональное развитие. Исследование образования как субсистемы федеральной или региональной политики основывается, в первую очередь, на изучении и оценки образовательного потенциала регионов, возможных путей и средств их развития в соответствии с перспективными политическими ориентирами.
Развитие российского социума на современном этапе зачастую вызывает к жизни противоречивые мнения, суждения и теории. Одни из них провозглашают «принципиальную непредсказуемость» функционирования социального пространства, опираясь на алогизмы в политике, экономике, культуре и образования. Другие, основываясь на системном подходе, говорят о «закономерном проявлении энтропийных процессов в точке бифуркации социогенеза». Человеческая цивилизация вступила в пятую волну научно-технического прогресса, фундаментом которого являются достижения в области естественных наук, однако в ряд важнейших задач встает создание социальной базы для практического освоения и дальнейшего развития этих достижений российской и мировой научно-технической мысли. Отечественные и зарубежные глобалисты единодушно утверждают: без новой культуры, без инновационного обучения человечество обречено на катастрофу. Образование выступает в качестве гаранта развития и успешного функционирования на всех уровнях: общества, государства, личности. Совершенно очевидно, что экономическая и военная мощь государства без квалифицированных кадров невозможны; технологический прогресс немыслим без научных разработок. Таким образом, национальное благополучие и безопасность в стратегическом плане также определяются состоянием системы образования. Что касается культурного развития, то образование есть фундамент культуры. Ни одно общество не может функционировать и развиваться без системы ценностей, так как превращается в хаотичную толпу, либо регрессирует к низшим формам организации. Ведущее место в формировании системы ценностей принадлежит структурам образования.
В настоящее время 19 из 20 показателей безопасности России, по данным ЮНЕСКО, находятся у красной черты, следующий шаг за которую ведет к необратимой деградации. Крайне неблагоприятный характер приобрели демографические процессы. Начиная с 1990 года естественный прирост населения неуклонно снижался, а с 1992 года превратился в естественную убыль населения. Начался процесс депопуляции, ежегодная естественная убыль населения России составляет 750-800 тысяч человек. Ситуация усугубляется тем, что меняется менталитет населения страны, репродуктивные установки подрастающего поколения. Учитывая инерционность демографических процессов, можно прогнозировать их действие на близкую и долгосрочную перспективу. Следовательно, будет сокращаться численность трудовых ресурсов.
Устойчивое развитие усложняется неблагоприятной экологической ситуацией, ограниченностью и исчерпанием природных ресурсов, а также традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерным для отечественных технологий. Ухудшаются условия жизнедеятельности не только нынешних поколений, но и будущих, поскольку им придется жить в еще более агрессивной естественной среде. По мнению врачей и психологов, уже сейчас до 80% новорожденных имеют отклонения от физической и душевной нормы. И этот показатель не имеет тенденций к улучшению.
Происходит изменение структуры занятых в экономике страны. Развитие сферы услуг - явление, характерное для постиндустриального общества - предполагает модернизацию образовательной системы, в частности - создание развитой системы переобучения и повышения квалификации кадров, системы непрерывного образования. Однако, это направление не получило пока должного развития. Согласно данным счетной палаты по РФ, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «образование» является из года в год самым низким именно по статье «переподготовка и повышение квалификации».
Одна из проблем, стоящих сегодня перед российским образованием, - недостаточное финансирование. Нехватка средств не дает возможности обеспечить образовательные учреждения современным оборудованием, обусловливает низкий уровень зарплат преподавателей, снижает социальный статус не только школьных педагогов, но и вузовских работников. При этом у органов власти нередко возникает соблазн сократить расходы на образование, перевести его на другие источники финансирования (в основном за счет обучающихся). Готовится приватизация части государственных учреждений профессионального образования, в том числе вузов, перевод вузов из федеральной собственности в региональную. Следствием реализации такого плана станет полная трансформация прежней системы высшего и среднего специального образования. Надо сказать, сокращение государственного финансирования в нынешних условиях падения уровня жизни населения, недостаточных региональных бюджетов, отсутствия средств у потенциальных заказчиков – частных предприятий, не может быть компенсировано никаким другим образом. Все остальные источники способны лишь несколько дополнить государственное финансирование.
Главное противоречие в развитии системы образования в переходный период, по мнению специалистов Института экономических проблем переходного периода состоит в том, что «сфера образования продолжает финансироваться и управляться на основе принципов, присущих командной системе, в то время как экономика страны становится все более рыночной. Противоречия между характером функционирования системы образования, с одной стороны, и потребностями рынка труда и возможностями государственного бюджета, с другой стороны, становятся все более явственными». В этих условиях государство должно четко определить свои обязательства по предоставлению бесплатного образования (по структуре, объему и качеству услуг, их бюджетному финансированию), способному гарантировать определенное качество жизни.
Попыткой реализовать это подход стала подготовка в 1997 году документов сначала по реформированию всей системы образования, затем – ее экономического механизма. После отрицательного восприятия педагогической общественностью основных положений реформы и резкого усложнения экономической ситуации Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации попыталось предпринять меры, затрагивающие только финансовые основы развития системы. Весной 1998 года были разработаны предложения по приведению в соответствие бюджетных ресурсов государственным обязательствам. Предполагалось сократить набор в вузы, дифференцировать их на три категории и увеличить в вузах двух «худших» категорий нормативное число студентов, приходящихся на одного преподавателя. На 20% уменьшался фонд оплаты труда и на 30% - стипендиальный фонд. Было предложено слить однопрофильные вузы, а учреждения начального и среднего профессионального образования передать на региональный уровень, а также несколько изменить механизм финансирования высшего образования. Важнейшей была идея введения образовательного кредита, который разрешалось брать студентам в банках под низкий процент. Другим важным нововведением было предложение о введении образовательного страхования в школах (родители в период обучение должны были бы платить ежемесячные страховые взносы). Предлагались и другие меры, предполагавшие изменения действующего законодательства (в том числе Налогового кодекса). Несмотря на то, что с реформаторской инициативой выступило Министерство образования, подход в целом не нашел поддержки у управленцев среднего звена и остался фактически нереализованным.
На сегодня финансовое ситуация в системе образования продолжает оставаться критическим, дестабилизируя положение учреждений образования. Резкое падение жизненного уровня населения, рост преступности, разрушение традиционных форм культуры и множество других социальных явлений приводит к дискредитации демократических принципов управления. Напротив, идеи административно-командных, репрессивных способов воздействия на социальную систему в целом пользуются все большей поддержкой. В таких условиях возникают возможности для возврата и широкого использования антидемократических, репрессивных моделей социального управления образованием, которые приведут к функционированию образования как института наследования в не лучшем его варианте. Массовое воспитание и образование такого плана приведет к формированию большого количества конформных групп населения с приобретенной беспомощностью, которые изначально обладают низким адаптивным потенциалом, и одновременно к формированию значительного количества радикальных групп с ригидными установками и низкой толерантностью, способных адаптироваться в узкой социальной нише. Возникает вопрос об изменениях в образовательной политике как инструменте адаптации институционального уровня.
Образовательная политика и ориентация на будущее.
Под государственной политикой в сфере образования понимается система качественных и количественных ориентиров, которая является основой для принятия компетентными органами государственной власти решений, касающихся сферы образования. Эта система ориентиров отражает определенное соотношение общероссийских и региональных интересов в данной сфере. Государственная региональная политика устанавливает, с одной стороны, место системы образования региона в рамках единого образовательного пространства России, а с другой – ее место в системе жизнедеятельности региона. В процессе ее разработки устанавливаются социальные функции системы образования региона, принципы, цели и механизмы ее построения и развития.
Объектом региональной политики является система образования региона. Она включает в себя совокупность образовательных программ различного уровня и направленности; сеть реализующих эти программы образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием региона.
Субъектами государственной политики выступают федеральные и региональные органы государственной власти, компетенция которых определяется Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”, а также соглашениями между федеральными и региональными органами государственной власти.
Основное содержание государственной региональной политики в сфере образования представлено и закреплено в виде соответствующего комплекса документов. К их числу относятся: Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Калининградской области о разграничении компетенции и полномочий в сфере образования и науки, Областной закон об образовании, государственная региональная программа развития системы образования.
Правовое поле современной региональной политики в области высшего и среднего профессионального образования формируется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Соответственно принимаются федеральные и региональные законодательные акты, а также нормативные документы государственных органов по вопросам образования, науки и культуры.
В соответствии с принципами государственной образовательной политики, изложенными в законе РФ «Об образовании», назначением региональной системы образования служит, с одной стороны, удовлетворение потребности личности в получении тех общенаучных, общекультурных и профессиональных знаний и навыков, которые позволят ей занять приемлемую для нее социальную позицию. С другой стороны, ее функцией является удовлетворение потребности региона в культурно развитых и профессионально грамотных специалистах определенной квалификации в соответствии со структурой и величиной спроса на них на региональном рынке труда. Иначе говоря, в социальном плане развитие системы образования реализуется в рамках региональных усилий по снижению маргинальности значительных групп населения, в экономическом – направлено на обеспечение индустриализации и технологической модернизации.
Положения концепции современной региональной политики в области образования в настоящий момент базируются на следующих принципах и направлениях деятельности.
1. Укрепление и развитие единой общероссийской системы образования.
Единая система выступает гарантом удовлетворения образовательных потребностей каждого гражданина, всех народов России. Этим целям служит соответствующая мировому уровню федеральная составляющая государственного образовательного стандарта. Она должна быть обеспечена бюджетным финансированием и государственным статусом основных учебных заведений.
2. Целевая приоритетная ориентация на полное удовлетворение потребностей граждан, народов, каждого субъекта Федерации в образовании, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для всех имеющихся и формируемых в регионе отраслей производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности.
3. Поэтапная структурная реконструкция сети учебных учреждений в регионах в соответствии с нынешними и перспективными потребностями экономики. Считается необходимым совершенствование номенклатуры специальностей с целью создания такой системы образования, которая позволила бы каждому субъекту Российской Федерации удовлетворять основные потребности в специалистах практически для всех отраслей хозяйства.
4. Интеграция учебных заведений разных уровней в региональные системы непрерывного образования, университетские системы.
5. Декларируется создание региональных структур самоуправления, общественно-государственного, государственно-общественного управления образовательными учреждениями, сохранение и укрепление автономии, самостоятельности и ответственности коллектива каждого учебного заведения в соответствии со своим уставом.
Представляет интерес сравнение указанных направлений официальной концепции современной российской политики в области образования с некоторыми общими для промышленно развитых стран мира тенденциями, определяющими состояние и динамику образования.
Так, изучение опыта развития профессионального образования многих стран с учетом социально-экономических реалий выявило некоторые тенденции:
1. Сокращение объемов государственного финансирования при одновременном усилении контроля за расходованием средств, которое ведет к сокращению затрат вузов на социальную сферу, научный обмен и учебно-научные исследования.
2. Учебные заведения, наряду с учебно-научными и культурными функциями, принимают на себя функции, присущие предпринимательским структурам, обзаводясь присущими субъектам рыночной экономики атрибутами.
3. Проведение крупных реформ высшего образования (за последние 30 лет они произошли практически во всех развитых европейских странах), оправдавших, однако, себя только там, где в концепциях реформ были представлены не только экономические, но и организационно-методологические механизмы реализации.
4. Дальнейшее развитие автономии, связанное не с полной независимостью от государства, а с получением учебными заведениями тех или иных свобод, совершенно разных для различных европейских стран, при сохранении государственного контроля за качеством образования.
5. Рост академической мобильности, означающей облегчение гражданам большинству стран европейского региона, получающим образование, осуществления профессиональной деятельности путем признания документов об образовании.
6. Диверсификация форм профессионального образования и его дополнительных услуг и рост числа учреждений высшего образования.
Сопоставление вышеперечисленных тенденций с отечественной концепцией региональной политики в сфере образования дает основание полагать, что последняя не в полной мере учитывает мировой опыт функционирования и развития систем образования во взаимосвязи с другими общественными институтами и современными процессами. Экспертные оценки и прогнозы специалистов в области образования, в том числе ученых Калининградского государственного университета, показывают неэффективность «саморегуляции» системы образования при условии сохранения нынешних подходов к управлению.
Современная российская ситуация характеризуется многообразием и противоречивостью интересов, идеологических позиций группировок, стремящихся к политической и экономической власти. Это не только чревато социальными конфликтами, но не дает возможности определения задач в области развития. В этих условиях не исключена возможность попыток кардинального пересмотра роли социальных институтов, включая систему образования, с тем, чтобы достичь кратковременных целей как на федеральном, так и на региональном уровнях. Образование, по своей сути, институт, реализующий функции социального контроля, социализации и воспитания подрастающего поколения. При этом идейную основу этих процессов должны составлять интересы не отдельных партий и групп, а всего общества. При этом необходимо учитывать, что противоречивость федеральных и региональных интересов способна привести к дезинтеграции экономического, социокультурного, в том числе образовательного, пространства. С другой стороны, нельзя игнорировать региональные интересы, а точнее, интересы населения региона, удовлетворение которых является главной задачей возрождения страны.
Подход к образованию как субсистеме образовательной политики.
К концу XX века стала очевидной необходимость качественных изменений системы образования. Кардинальные сдвиги в обществе, экономике, потребовали адекватных перемен в сфере образования. Усилились противоречия между потребностями общественного развития и возможностями образовательных учреждений, между запросами личности и сложившейся практикой обучения, номенклатурой специальностей и другими структурными показателями системы образования. И сам образовательный процесс стал требовать новых форм, новых методов управления, усиления самостоятельности учреждений образования в организации процесса обучения.
Многие ключевые проблемы, с которыми столкнулось развитие системы образования в то время, были выявлены правильно. Помимо состояния материально-технической базы, компьютеризации, недостаточной оснащенности оборудованием, обращалось внимание на несоответствие структуры подготовки и переподготовки кадров запросам реструктуризировавшейся экономики. Вместе с тем декларировалась приоритетность развития социальной сферы в целом и образования в частности.
Попытки разрешить возникшие противоречия в русле методов административно-командной системы не привели к желаемым результатам. Предложенные меры развития сферы образования в России отличались рядом недостатков. Чаще всего они затрагивали только учреждения, подведомственные областным органам управления – дошкольные, школьные и внешкольные (дома пионеров и др.) учреждения, профтехучилища, областной институт усовершенствования учителей, игнорируя высшее и среднее звено подготовки, повышение квалификации и переподготовки кадров. Последующие программы развития системы образования намеревались охватить все аспекты образовательного процесса и все его уровни, соединить теорию и практику. Имели место попытки увязать ориентиры развития образования с разработкой стратегических ориентиров развития регионов. Задачи регионального развития – реструктуризации народного хозяйства и изменения хозяйственного механизма – ставили цели перед системой образования. А анализ потенциала и актуальных проблем развития системы образования позволял внести соответствующие коррективы в региональную социально-экономическую стратегию, предполагались серьезные изменения с сохранением положительных компонентов и преодолением недостатков путем реформирования системы в сторону ее диверсификации, повышения роли творческого начала, учета региональных интересов (включая широкие международные связи).
К числу достоинств подобных программ можно отнести ориентацию программных установок развития системы образования на достижение общей стабилизации в стране и регионе, определение приоритетных интересов России в регионах и их собственных интересов, стратегии экономического развития регионов. И, наконец, создание финансового механизма, который мог бы обеспечить не только функционирование, но и развитие региональных систем образования.
Однако, в условиях динамизма и неопределенности (не существовало ни федеральной программы развития образования России, ни комплексной программы регионального развития) программный подход не мог стать эффективным средством управления. Ни одна из поставленных задач не была решена. Наоборот, внешние условия развития системы образования в силу углубляющегося экономического и социального кризиса ухудшаются. Продолжает снижаться объем средств, выделяемых на развитие учреждений образования. В таких условиях система образования продолжает функционировать в основном за счет присущей ей внутренней устойчивости. Системы образования, может быть, самые своеобразные из социальных систем. С одной стороны, они консервативны, поскольку концентрируют в себе предшествующий опыт. С другой стороны, именно образование готовит все предпосылки будущих, изменений и самих людей, осуществляющих эти изменения, то есть является самым прогрессивным элементом общества. И перемены в нашей стране в конечном счете определены развитием системы образования, ее достоинствами и недостатками, что делает ее в перспективе решающим фактором преодоления нынешнего кризиса в экономике и социальной жизни общества.
В настоящее время перед органами управления регионами, стоит задача выбора долгосрочной стратегии развития региона и соответствующего ей подхода к образованию как субсистеме, определяющей уровень знаний и культурную среду, формирование менталитета граждан, их образа жизни, взаимосвязанной с остальными субсистемами – экономической, политической, социокультурной и др.
При разработке нового подхода следует учесть, таким образом, политические ориентиры развития региона, мобильность социума, объективные предпосылки экономического развития, межрегиональных и международных связей, а также внутренний потенциал региональной системы образования (ресурсный, кадровый, организационный).
Остановимся подробнее на перечисленных аспектах.
Системные ориентиры развития образования.
Политические ориентиры развития регионов сегодня достаточно противоречивы и не образуют целостной концепции, что затрудняет идеологическое обоснование функционирования и развития образования. Вместе с тем, за последние десять лет сформировались более или менее стабильные моменты, связанные, впрочем, не столько с выработкой нового подхода, сколько с отрицанием постулатов предыдущей парадигмы. Эти моменты определили ряд изменений в системе образования в России в целом и в регионах в частности. К ним относятся:
· отказ от чрезмерной идеологизации, от коммунистической идеологии в учебном процессе, всей жизни учебных заведений;
· пересмотр учебных программ и перечня изучаемых курсов, их модернизация;
· внедрение активных форм обучения, технических средств, компьютеризация учебного процесса;
· вариативность учебных программ при соблюдении требований государственного стандарта;
· развитие новых видов учебных заведений; преобразование отраслевых институтов в университеты; реорганизация ряда средних специальных учебных заведений в колледжи и др.;
· развитие негосударственных учреждений образования на всех его уровнях;
· повышение хозяйственной и иной самостоятельности учреждений образования;
· активизация международных образовательных связей.
Характеризуя внутренний потенциал региональной системы образования, необходимо отметить, что каждый регион обладает развернутой сетью учреждений образования различного уровня, имеет достаточно подготовленные кадры и систему их подготовки и переподготовки, спрос на образовательные услуги растет. Следовательно, имеются предпосылки для развития системы образования как основы всего регионального развития. В то же время следует акцентировать внимание на ряде направлений совершенствования внутреннего потенциала региональных систем образования:
1. Развитие многообразных форм образовательных учреждений, государственных и негосударственных (гимназий, лицеев, специализированных школ, колледжей, училищ, университетов, институтов, академий и т.д.).
2. Организация процесса непрерывного образования, обеспечение взаимной связи звеньев системы образования.
3. Развитие модульной формы образования.
4. Разработка регионального компонента образовательных программ, специализация учреждений образования в соответствии с перспективным хозяйственным профилем региона и его ролью как экономического и культурного моста между Востоком и Западом.
5. Вхождение региональной системы образования как общегосударственной подсистемы в международное образовательное пространство.
6. Создание условий для прогрессивных изменений в технологиях обучения:
а) техническое оснащение образовательных учреждений для обеспечения новых методик и возможностей самостоятельной работы обучающихся;
б) подготовка и переподготовка преподавательских кадров в соответствии с новой парадигмы развития системы образования.
7. Сочетание самостоятельности образовательных учреждений с централизованным контролем за качеством обучения; совершенствование лицензирования, аккредитации и аттестации учреждений.
Эмерджентные качества системы региональной жизнедеятельности предполагают глубокую взаимосвязь образовательной субсистемы с экономикой региона.
Реструктуризация народного хозяйства области предполагает формирование рыночного менталитета населения, требует изменений в структуре и характере профессиональной подготовки специалистов. В частности, остро стоит вопрос об обретении динамического равновесия между количественными и качественными (направления специальности) параметрами профессиональной подготовки и переподготовки и опережающими ориентирами развития региональной экономики.
Следующие аспекты, определяющие необходимость нового подхода к образованию, - мобильность социума, межрегиональные и международные связи.
В настоящее время достаточно динамично складываются отношения, в том числе культурного и образовательного характера, с соседними государствами. Степень устойчивости региональной социально-территориальной общности определяет ее вероятную подверженность внешним воздействиям, являясь фактором мобильности социума, предопределяющим возможности его развития и приспособления к внутренним и внешним условиям функционирования.
Мобильность – одна из главных характеристик социума, имеющая важное положительное значение для решения проблем социально-экономического развития в условиях быстро меняющейся экономической среды. С ней неразрывно связана активизация межрегиональных и международных связей региона, в том числе позволяющих использовать мировой опыт реализации системного подхода к управлению образованием в гармонии с остальными субсистемами общества. Сегодня этот процесс складывается зачастую однобоко: наблюдается некоторое расширение международных программ обмена студентами, имеет место сотрудничество управленцев и научных сотрудников образовательных учреждений с коллегами из других стран в рамках отдельных проектов. Однако, эти процессы практически не затрагивают преподавательский состав образовательных учреждений, что обусловливает возникновение существенного разрыва между преподавателями, учащимися и студентами и обедняет кадровый потенциал региональной системы образования региона.
Одной из наиболее перспективных, с точки зрения предлагаемого подхода, является модульная форма образования, дающая возможность добиться гармонизации требований экономики, потребностей и возможностей личности при сохранении приоритетов государственной политики в области образования.
Подход к образованию как субсистеме федеральной и региональной политики предполагает принципиальные изменения в управлении образовательными процессами. К их числу можно отнести следующие:
1. Смена управленческой парадигмы, переход на новые принципы управления образованием на всех уровнях его функционирования, в частности, партисипацию, упреждающее планирование, эмерджентность, холизм.
2. Приведение кадровой политики в соответствие с новыми принципами управления.
3. Организация мониторинга взаимосвязи состояния и эффективности образования с другими субсистемами региональной политики.
Таким образом, формирование нового управленческого подхода к образованию как субсистеме региональной политики поставило ряд задач. Большинство из них могут быть решены при условии определения федеральными и региональными органами управления четких целей и ориентиров социально-экономического и культурного развития каждого региона. Выбор таких ориентиров в настоящее время затруднен противоречиями в сфере политики, носящими субъективный характер. Это в значительной степени определяет отсутствие системного видения управления образованием как одной из ведущих субсистем региональной политики.
Методологической основой, дающей возможность сформулировать идеологию образования XXI века, на наш взгляд, способен стать системный подход к управлению, позволяющий учитывать все взаимосвязи и взаимовлияния как внутри образовательной субсистемы, так и в обществе в целом.
Реализация этого подхода потребует внесения принципиальных изменений в управленческую парадигму, кадровую и организационную политику в сфере образования как на федеральном, так и на региональном уровне.
Предложенное методологическое обоснование управленческого подхода к образованию как субсистеме региональной политики предполагает изучение динамики самосознания населения каждого региона, выявление возможностей развития образования как механизма социальной поддержки региональной политики, а также разработку соответствующей модели управления.
Наибольшие опасности для будущего системы высшего образования, на наш взгляд, заключаются в попытке решить проблемы его развития не путем упрочения финансовой базы, расширения (или хотя бы, с учетом намечающихся тенденций, сохранения) самостоятельности (а потому и активности) вузов, обеспечения возможностей для внедрения передовых методов обучения и пр., а лишь путем организационных мероприятий: укрупнения вузов, перевода их части на региональное финансирование (следовательно, и управление), коммерциализации обучения. При этом все вышеперечисленное касается лишь государственных вузов; развитию негосударственных предполагается, согласно такого рода «концепциям», дать все возможности самостоятельного развития. Это приведет (и уже приводит) к ослаблению позиций государства в системе высшего образования, снижению качества подготовки специалистов, поскольку частные вузы не имеют надлежащей материальной, кадровой, методической базы и цель их создания учредителями - получение прибыли.
Альтернативой может быть федеральное финансирование (и управление) для всей системы государственных вузов, при усилении их региональных образовательных функций, определяемых самими вузами по согласованию с областными органами власти.
Нынешние тенденции развития общества, его переход от индустриального к постиндустриальному типу дают основание предположить, что в будущем формы и содержание образования станут более разнообразными. Что касается сложности, это вопрос дискуссионный. В различных странах он решается по-разному, и многое зависит от будущей стратегии развития российского государства. Однако объективные процессы дифференциации образования позволяют предположить, что наряду с усложнением форм и содержания образования, будут протекать и процессы их упрощения.
В связи с нынешними изменениями как внешней среды, так и самого образования, качество и содержание информации об образовании должно быть подвергнуто особенно тщательному анализу. В советский период система образования формировалась во многом в целях поддержки коммунистической идеологии. Поэтому диагностические исследования по выявлению образовательных потребностей, тенденций, механизмов контроля, функций образования и других сторон его развития акцентировали большое внимание на аспектах,