Взаимосвязь этапов адаптации и эмоционально-чувственных состояний личности
В связи с вышесказанным необходимо рассмотреть возможности дифференциации этапов адаптационного процесса.
Г. Селье в 1936 г. впервые описал общий адаптационный синдром, проходящий через три фазы: I) реакцию тревоги; II) фазу сопротивления; III) фазу истощения.
А. (I) Реакция тревоги.
Организм меняет свои характеристики, но активация его недостаточна для сильного стрессора, при быстром нарастании последнего возможно наступление фазы Б.
Б. (II) Фаза сопротивления.
Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации данного человека, и личность сопротивляются ему, признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.
В. (III) Фаза истощения.
После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, и индивид погибает.
Физиологическая реакция организма на различных этапах адаптационного синдрома подробно описана нами в работе «Динамика эмоционально-чувственных состояний в процессе адаптации к деятельности» (2002). Помимо перечисленных реакций наблюдается повышение температуры тела и потоотделения в первой и второй фазах и нарушение терморегуляции в фазе истощения, учащение сердцебиения и дыхания в первой и второй фазах; повышение в пределах функциональной нормы артериального давления во второй фазе.
Эмоциональная реакция человека на различных этапах в процессе адаптации согласно классической схеме Г. Селье такова:
А (I) — повышение уровня тревожности (тревога— слабо выраженный страх);
Б (II) — сохранение адекватного ситуации уровня ситуативной тревоги при постепенном снижении к концу этапа тревоги до оптимального уровня;
В (III) — состояние депрессии с присущими ей признаками (потеря смысла жизни; падение интереса к жизни и деятельности; отказ от активных действий, общения; и т. п.).
Г. Селье трактует адаптацию, как многократно повторяющийся в течение жизни человека процесс. При этом в случае успешной адаптации и достижения результата индивид к концу фазы сопротивления овладевает ситуацией доступным ему способом, гомеостаз приводит физиологические реакции к оптимальному уровню, тревога проходит. В случае дезадаптации наступает фаза истощения — депрессия.
Схема Г. Селье отражает его идеи о связи субклеточных структур всех живых организмов с законом самосохранения, об универсальности общебиологических процессов, определяющих естественные принципы поведения человека в повседневной жизни, однако она оставляет открытым вопрос о переплетении неспецифических реакций организма и адаптационных возможностях человека, обусловленных его индивидуальностью.
В процессе эволюции живого отражение противодействующей среды в сочетании с оборонительными реакциями переросло в обратную связь, формируя основу гомеостаза. Непрерывно-цикличное воздействие пространственно-временного континуума мира на устойчивые (гомеостатические) структуры привело к качественным изменениям в органической субстанции (нервной системе) — к самосовершенствованию структуры, ее саморазвитию, сопровождающемуся упорядоченным усложнением её функциональных свойств. Как уже упоминалось, этапным моментом взаимодействия с окружающей средой является формирование опережающего отражения, открытого и описанного отечественными и зарубежными учеными П. К. Анохиным, Б. Ф. Ломовым, Е. Н. Сурковым, У. Найссером, Х. Люютиненом, Р. Ф. Абдеевым.
Опираясь на их исследования, можно утверждать, что адаптация в стадии сопротивления представляет собой не просто причинно-следственную связь: существенное значение имеет способность реагировать не только на абсолютную величину воздействий, но и на соотношение этих воздействий и диапазона своих возможностей, исходя из ведущей цели — сохранения своей целостности. Индивид начинает выделять из суммарного эффекта взаимодействия информационный аспект, развертывая сложные реакции, которые предвосхищают, опережают (ранее неоднократно случавшиеся) события внешнего мира.
Антиципация (опережающее отражение) в механизме адаптации проявляется в трех разновидностях:
1) предвосхищение действительности — как универсальный принцип приспособления к изменяющимся условиям среды;
2) предвосхищение результата действия — создание путем афферентного синтеза всей поступающей информации модели потребного будущего, дающей установку для целенаправленного поведения (понятие установки здесь — состояние готовности к выполнению соответствующего действия, которое создается образом будущего объекта);
3) предвосхищение действия — как образ самого действия, обеспечивающего достижение результата.
Вся информация в ходе реального осуществления действия выступает в роли его «плана», причем весьма динамичного, обновляемого на каждом этапе (то есть в каждой ситуации). Оперативная информация, поступающая по каналам обратной связи, непрерывно сопоставляется с этим планом и по сигналам рассогласования осуществляет коррекцию гомеостаза, эмоционального фона, поведения и деятельности в целом (Обратную афферентацию— по Анохину П. К.).
Адаптация человека, таким образом, неразрывно связана с его сознанием, с объемом памяти — хранилищем прошлого опыта, социальной информации и знаний, образующих тезаурус, который содержит, постоянно обновляя и дополняя, две информационные модели, которые отражающие среду, а также самого человека. Благодаря этому обеспечивается самоорганизация, самоконтроль, формируется целенаправленное поведение. Чем адекватнее эти модели, чем точнее отображаются окружающие условия, обстоятельства, собственные возможности и цель, тем большего успеха достигнет человек (активная адаптация). Мы полагаем, фактор опережающего отражения служит для человека определяющим элементом успешной адаптации личности к деятельности. Существенна не масса накопленного разнообразия адаптивного опыта, а его качество — высокий уровень отражения, который определяет эффективность взаимодействия личности с окружающей средой.
Тогда этапы адаптации во взаимосвязи с эмоционально-чувственными состояниями должны выглядеть следующим образом:
А (1) — как возникновение реакций тревоги, связанных с повышением уровня тревожности;
Б (2) — как сопротивление, связанное с высоким уровнем тревожности;
В (3)— как истощение, депрессия, дезадаптация,
либо как саморегуляция с опережающим отражением стресса, создающая эмоциональный фон в пределах положительных и нейтральных эмоций.
Опережающее отражение стресса рассматривается нами как понятие, интегрирующее два компонента: акцептор действия на физиологическом уровне и антиципационный компонент на психологическом уровне. При этом антиципация (предвосхищение) выведена нами за рамки репродуктивного действия и используется для обозначения динамической когнитивно- информационной модели.
Направленность вектора третьей фазы зависит от физического состояния человека, а также от психологических факторов адаптации описанных нами в главе I.
Таким образом, первый этап адаптационного процесса связан с появлением тревоги, второй — с усилением негативных эмоций и чувств, и эти связи универсальны для любых ситуаций жизнедеятельности человека. На третьем этапе решается судьба успешности адаптации, и здесь возможны три варианта динамики эмоциональных состояний:
1) невозможность продолжать сопротивление или выработать стратегию нейтрализации стрессора сопровождается резким ухудшением эмоционального состояния, психическим и физическим истощением, депрессией;
2) организм и личность справляются со стрессом за счет новой тактики и стратегии поведения, детерминированной внешними условиями и социально-психологическими факторами, эмоциональный фон постепенно приходит в норму;
3) сформированное опережающее отражение стресса на физиологическом уровне и психологическом уровне заранее задействует механизм саморегуляции и обеспечивает эмоциональный фон в оптимальных пределах, обеспечивающих продуктивную деятельность.
Вышесказанное дает возможность проследить динамику процесса по изменениям эмоционально-чувственного состояния личности (см. 3.2).
Исследования динамики эмоционально-чувственных состояний личности в процессе адаптации выявили необходимость определения диапазона допустимых отклонений от нормы основных параметров механизма адаптации и реализации методики постоянного контроля над величиной их отклонения, чтобы иметь возможность обеспечения устойчивости и управляемости процесса адаптации.
Согласно концепции спирального развития информационных процессов (Виннер Н., 1958; Абдеев Р. Ф., 1994) процесс адаптации целесообразно рассматривать в координатах, связанных с понятиями энтропии — информации, и описывать в общем как процесс накопления информации, исчисляемой как разность между максимальным и реальным значением энтропии.
Работы Н. И. Шмальгаузена, Л. Фестингера, П. В. Симонова, У. Найссера, Х. Люютинена, Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова позволяют связать изменение эмоционального состояния с уменьшением неопределенности по мере накопления студентами информации об условиях обучения в вузе, умениях и навыках организации учебной деятельности, социальной информации и формированием антиципации. Выбор момента наиболее эффективного введения дополнительной информации с целью коррекции процесса адаптации осуществляется с учетом положения точек бифуркации. Обобщенная характеристика механизмов бифуркации, обеспечивающих тенденцию к изменению развивающейся системы, изложена в исследованиях И. Пригожина (1992) и Н. Моисеева, психологический аспект описан А. Г. Асмоловым (1996).
Следует отметить, что динамические модели имеют ограниченное применение, так как отображают лишь динамику процесса адаптации и его эффективность без учёта этиологии. Тем не менее, это дает возможность соотнести уровень эмоционального состояния и соответственно этап адаптации со среднестатическими параметрами для данной популяции в каждый временной интервал, то есть контролировать эффективность и динамику адаптации, а также планировать учебный процесс с большей продуктивностью.
Обобщая результаты исследования динамики эмоциональных состояний в процессе адаптации к учебной деятельности, приходим к ряду выводов.
Адаптацию личности к жизнедеятельности деятельности можно определить как систему саморегулирующихся процессов, обеспечиваемых врожденными и приобретенными психофизиологическими и психическими механизмами; протекание этих процессов детерминировано объективными (характеристики среды) и субъективными (индивидуально-личностные особенности субъекта) условиями. В основе адаптивных процессов лежит эмоциональная регуляция и переживание ситуации.
В процессе эволюции живого отражение противодействующей среды в сочетании с оборонительными реакциями переросло в обратную связь, формируя замкнутый контур — основу гомеостаза. Непрерывно-цикличное воздействие пространственно-временного континуума мира на устойчивые (гомеостатические) структуры привело к качественным изменениям в органической субстанции (нервной системе) — к самосовершенствованию структуры, ее саморазвитию, сопровождающемуся упорядоченным усложнением её функциональных свойств, примером которого является акцептор действия, открытый П.К. Анохиным.
Очевидно, что адаптация личности к стрессовым воздействиям идет не только от причины к следствию в актах непосредственного взаимодействия с окружающей средой. Индивид начинает выделять из суммарного эффекта взаимодействия информационный аспект и формировать опережающее отражение стресса как важную составляющую механизма адаптации.
Адаптация человека, таким образом, неразрывно связана с его сознанием и памятью как хранилищем опыта, социальной информации и знаний, образующих тезаурус, который содержит, постоянно обновляя и дополняя, две информационные модели, отражающие среду и самого человека.
Эмоционально-чувственные состояния входят в число базовых составляющих механизма адаптации, позволяющих в достаточной мере характеризовать ее уровень и направленность.
Первый этап адаптационного процесса связан с появлением тревоги, второй — с усилением негативных эмоций и чувств, и эти связи универсальны для любых ситуаций жизнедеятельности человека. На третьем этапе решается судьба успешности адаптации, и здесь возможны три варианта динамики эмоциональных состояний:
1) невозможность продолжать сопротивление или выработать стратегию нейтрализации стрессора сопровождается резким ухудшением эмоционального состояния, психическим и физическим истощением, депрессией;
2) организм и личность справляются со стрессом за счет новой тактики и стратегии поведения, детерминированной внешними условиями и социально-психологическими факторами, эмоциональный фон постепенно приходит в норму;
3) сформированное опережающее отражение стресса на физиологическом уровне и психологическом уровне заранее задействует механизм саморегуляции и обеспечивает эмоциональный фон в оптимальных пределах, обеспечивающих продуктивную деятельность.