Склонение имен существительных

1.Определите, к какому типу склонения относятся данные существительные

Блюдце, бровь, будущее, воевода, вояка, время, гавань, голубь, горючее, дерево, зигзаг, знамя, иволга, какао, каскад, коллега, коммюнике, купе, манго, медаль, медведь, мозоль, мостовая, мужчина, невежа, общежитие, ошибка, парикмахерская, пейзаж, пламя, площадь, путь, рукав, рулевой, самбо, служба, стрекоза, удилище, управляющий, фойе, электробритва, ястреб.

2.Определите тип склонения существительных

1 – первое 4 - разносклоняемые

2 – второе 5 - адъективные

3 – третье 6 – нулевое

Пламя, молодежь, край, запятая, листва, путь, пианино, гордость, дворишко, столовая, фойе, Хельсинки, традиция, зверь, дитя, кофе, танго, зазнайка, имя, внимание, кашне, харчо, зодчий, пальто, юноша.

Число имен существительных

Распределите имена существительные в соответствии

С категорией числа.

Бедствия, библиотеки, брови, взрывы, войска, грозди, гусли, деревья, джунгли, дрожжи, дубы, мельницы, паруса, перевыборы, полотенца, полусапожки, скворцы, сливки, смотрины, снегурочки, флаги, химикалии, чернила, шайбы.

2.Какие из этих существительных употребляются в форме только одного числа?

беднота побои

баранина железо

каникулы щи

недра слова

дичь отруби

Какие из этих существительных употребляются в форме только единственного числа?

Мозг белье

Мошкара часы (наручные)

Молоко мед

Масло тоска

вилы лед

Какие из этих существительных употребляются в форме только множественного числа?

грабли чернила

гусли румяна

хлопоты консервы

белки именины

спирты пески

Падеж имен существительных

Определите, в каком падеже употреблены выделенные существительные

Лето осень сменяет. 1. Им. п. ед.ч. 2. Вин. п. ед.ч.
Конюх купил лошадей. 1) Род. п. мн.ч. 2) Вин. п. мн.ч.
Две лошади паслись на лугу. 1. Род. п. ед.ч. 2. Дат. п. ед.ч. 3. Им. п. мн.ч.
Машины идут по шоссе. 1) Вин. п. ед.ч. 2) Дат. п. ед.ч. 3) Тв. п. ед.ч.

Определите падеж имен существительных

- Замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья.

- Проснулся утра шум приятный.

- Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

- У ночи много звёзд прелестных, красавиц много на Москве.

- Мечтам и годам нет возврата.

- Татьяне страшен зимний путь.

- Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей.

- Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад.

- Ждала Татьяна с нетерпеньем, чтоб трепет сердца в ней затих.

- В саду служанки, на грядах, сбирали ягоду в кустах.

Повторение

1.Сделайте морфемный и словообразовательный анализ имен существительных

Читатель, геройство, скворечник, бессмыслица, десятка, крайность, синева, волшебство, подоконник, известие, заступник, соавтор, носильщик, побережье, сотрудник.

2.Сделайте морфологический разбор подчеркнутых имен существительных

Началось наше путешествие по богатой авеню.

Наш корабль стоял на якоре.

Я люблю раннюю весну.

С ясного неба посылает солнце свои прощальные лучи.

Языки пламени коснулись и другой постройки.

Пахло дождем.

Опять весна душистая повеяла крылом.

Огоньвихрем понесло в сторону.

Уж утро хладное веяло на темени полнощных гор.

Однажды я набрел на ягодную поляну в лесу.

Родина начинается на пороге дома.

Все с интересом смотрели на ярких колибри.

На колхозную пасеку пожаловал медведь.

Одной запятой можно изменить смысл высказывания.

Люблю рассказы Бунина.

3. Методическая задача: найдите ошибки в морфологическом разборе имен существительных (Примечание: морфологический разбор записан кратко)

1. Вкусно пахнет свежим хлебом.

II. нариц., неодуш., веществ., 2 скл.,

В форме муж. р., ед.ч., Дат. п.

III. пахнет хлебом.

2. Большая серая птица кувыркнулась в воздухе.

II. нариц., неодуш., отвлеч., муж.р., 2 скл.

В форме только ед.ч., Пр.п.

III. кувыркнулась в воздухе (косв.)

3. Лента дороги брошена в ущелье гор.

II. неодуш., конкрет., муж.р., 2 скл.

В форме ед.ч., Пр.п.

III. брошена в ущелье.

4. Желтой листвой покрыта земля.

II. неодуш., конкрет., жен.р., 1 скл.

В форме мн.ч., Тв.п.

III. желтой листвой (косв.)

5. Слабо горела лампочка в купе.

II. нариц., неодуш., собират., ср.р., 2 скл.

В форме ед.ч., Вин.п.

III. лампочка в купе ( несогл.)

6. Белкой припасено много орехов.

II. собств., одуш., конкр., жен.р., 1 скл.

В форме только ед.ч., Дат.п.

III. Белкой припасено.

4. Методическая задача:ученикам 5 класса после изучения темы «Имя существительное» учительница подготовила диктант с грамматическим заданием.

Задания:

1)проверьте работу ученика и поставьте отметку;

2)оцените работу учителя;

3) проверьте, все ли орфограммы и пунктограммы соответствуют уровню обученности пятиклассника.

Диктант

Из жизне Горькова

Максим Горький родился на Волги, в Новгороде. Мальчик рос у бабушке каторая была для Алешы блиским другом и дедушке строго отнасифшевося к внуку. Она сумела передать Алешы ненависть к не правде, жыстокости и злу. Восьми лет дед одал Алешу мальчиком в магазин обуви. Потом он был паваренком, сторожем булочником, пасудником на пароходе. Много перемен было в жизне Алеши. Он учмлся у чиртежника, лавил птиц для продажи, работал втечении долгова времяни грузчиком на пристане.

Алеша сам заботился о своем образование. Еще в детстве он понял какой великий празник настоящая правильная книга. В молодости Горький много странствовал по России. Он ходил пешком по берега Волги самой красивой реки, побывал на Украини, на Кавказе, в Грузии.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор первого предложения в последнем абзаце.

2. Морфологический разбор:

у бабушки

в молодости

3. Морфемный анализ:

поваренком

образование

4. Во втором абзаце подписать падеж существительных.

5. Выписать из текста по 2 слова, где звуков больше, чем букв.

6. Напишите, какие произведения М.Горького вы знаете.

Наши рекомендации