Социально-педагогическая инициатива
Социально-педагогической инициативой считается всякая деятельность, основанная на свободно принятом личном решении, ориентированная на обновление и развитие практики образования и направленная на создание новых эффективных способов достижения установленных целей образования, на выдвижение новых прогрессивных целей образования и на разработку связанных с ними новых образовательных технологии, на внедрение новых технологий и систем в практику массовой школы.
Реализация любой социально-педагогической инициативы предполагает внесение определенных изменений в сложившуюся массовую практику обучения и воспитания, в ее организационное, правовое, финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение.
Приоритетные направления
К приоритетным направлениям на настоящем этапе развертывания инициативной педагогической деятельности, связанным со складыванием новой образовательной практики, относятся:
разработка новых концепций образования и воспитания различного уровня и концепций перестройки образования;
разработка методологии развития образования и методологии управления образованием;
позволяющего личности овладевать культурными образцами мышления и деятельности;
разработка обязательного компонента образования и способов проверки его достижения;
создание новых образцов педагогической и учебной деятельности, позволяющих овладевать новым содержанием образования;
разработка новых форм организации учебно-воспитательной работы, соответствующих новому содержанию образования;
разработка новых режимов функционирования и новых организационных структур учебно-воспитательных учреждений, новых типов этих учреждений и их объединений, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития личности и освоения нового содержания образования;
разработка новых принципов управления образованием, создание новых образцов управленческой деятельности, направленной на развитие образования;
разработка новых принципов, содержания и форм организации профессионального педагогического образования и подготовки управленческих кадров;
анализ тенденций развития массовой школы;
разработка стратегий перестройки и дифференциации массовой школы; анализ тенденций и прогнозирование развития средней специальной школы; разработка новых принципов, методов и средств воспитания личности, внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Авторы социально-педагогической инициативы
Автором социально-педагогической инициативы может быть любой гражданин независимо от места работы, образования, возраста и места жительства. Авторство может носить коллективный характер. В качестве авторов могут выступать учебно-воспитательные заведения, органы управления народным образованием, предприятия, учреждения, кооперативы, общественные организации, добровольные объединения и др.
Принадлежность к социально-педагогической инициативе определяется личным участием в разработке и практической реализации замысла данной инициативы.
Автор социально-педагогической инициативы имеет право на ее реализацию, если при этом обеспечивается достижение требований государства, предъявляемых к качеству образования и воспитания, и не наносится вред здоровью детей.
В той мере, в какой социально-педагогическая инициатива представляет собой объект авторского права, на нее распространяется действие соответствующих норм советского законодательства
Гособразование СССР и Академия педагогических наук СССР при создании своих экспериментальных площадок могут руководствоваться данным Положением.
Регулирование отношений
Для регулирования отношений, возникающих в процессе реализации социальнопедагогической инициативы между авторами инициативы и государственными учреждениями системы народного образования, а также других ведомств, авторы инициативы обращаются с заявкой о предоставлении им статуса экспериментальной площадки.
Такой статус предоставляется после прохождения специальной экспертизы. Главные задачи экспертизы — установление соответствия инициативы целям развития образования и определение оптимальных условий для реализации идей, заложенных—5" OSTiSay предлагаемой инициативы с учетом конкретной ситуации работы авторов инициативы.
Экспертиза социально-педагогической инициативы, а также организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое и юридическое оформление экспериментальной площадки производится не на основе типовых нормативов, а исходя из своеобразия содержания каждой конкретной инициативы.