Глава 5. общая логика и структура психолого-педагогического исследования
Логика организации психолого-педагогического исследования
Подготовительный этап
Подготовительный этап исследования включает в себя определение его объекта, предмета, целей и пн)ач. На основе предварительных наблюдений, знакомства с состоянием исследуемой проблемы, анализа литературы вырабатывается рабочая гипотеза для ее последующей проверки в процессе исследования.
Объект, как уже говорилось, — это та часть действительности, которая будет изучаться в процессе исследования. При определении объекта исследования необходимо сужение его границ, т.е. четкое определение времени и пространства, в рамках которых можно реально проводить исследование. Например, объектом исследования является не вся система профессионального образования, а «последипломный период непрерывного профессионального образования педагога».
Предмет исследования, как определено ранее, — это та сторона (аспект), которая будет непосредственно исследоваться в объекте, его область, в которой ищутся закономерности и пр. Так, выбрав в качестве объекта исследования последипломный период непрерывного профессионального образования педагога, мы можем исследовать особенности стимулирования его профессионального саморазвития, становления педагогической культуры, коммуникативную подготовку и т.д. Понятно, что один объект может иметь несколько предметов исследования.
Здесь требуется обоснование актуальности выбора именно данного предмета исследования, которое складывается из ответа на следующие три вопроса:
Чем вызвана потребность в исследовании именно этого аспекта?
Есть ли реальные возможности для его исследования?
* Какие негативные последствия могут произойти, если не получить нового шания о нем?
Выделение предмета исследования — ответственный момент его проектирования. Ведь если объект— это часть педагогической действительности, то предмет отражает «угол зрения» исследователя на эту реальность, его позицию н восприятии системы образования.
Точно и конкретно обозначенный предмет исследования оптимизирует дальнейшую деятельность. И наоборот, расплывчатая формулировка способна сделать эту деятельность безрезультатной. «Вначале собаку плохо назвали, а потом ее за это убили,» — говорит английская пословица. Чтобы не погубитьсвои дальнейшие усилия, следует «хорошо» сформулировать предмет исследования.
Цель исследования отражает то знание об объекте, которое предполагает получить ученый. К примеру, определив в качестве объекта исследования игровую деятельность в системе обучения подростков, предмета — процесс стимулирования у них осознанности выбора жизненной позиции, исследователь может задаться целью обосновать стимулирующие возможности дидактической игры как средства стимулирования у подростка осознанности выбора жизненной позиции (целью может стать обоснование принципов организации дидактической игры, разработка соответствующих технологий игровой деятельности и т.д.).
Задачи в своей совокупности конкретизируют цель исследования и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие в достижении цели. В первом случае переход к решению каждой следующей задачи предполагается только при выполнении предыдущей, результаты которой и становятся основанием для дальнейшей работы. Во втором случае задачи исследования решаются параллельно, а объединение их результатов приводит к достижению цели. В любом варианте формулировка задачи должна намечать получение конкретного результата (начинаться со слов «выявить», «обосновать», «установить» и т.п.), а не проектировать предстоящие действия («проанализировать», «провести», «изучить» и т.д.), не дублировать план действий.
Гипотеза — это научно обоснованное предположение. Д. И. Менделеев говорил: «Гипотезы — это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли». В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что исследователь предполагает обнаружить и проверить в ходе работы. Она должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.
Исследовательская гипотеза — это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается.
Гипотеза является непременным атрибутом научного исследования. Ее необходимо конкретизировать так, чтобы она требовала экспериментального и теоретического доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими знаниями. «В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий, что такая-то мера применения средства окажется рациональной для современных типичных условий школы с точки зрения критериев результа-гивности и расходов времени учителей и учащихся и пр.» (Ю К. Бабанский ). Г ипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории ипрактики образования, опираться на определенные аргументы, а не предлагаться в виде личного мнения.
Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической. Описательная гипотеза — это предположение или о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности, которая затем проверяется в диагностике.
Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выдвинет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.
Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.
Интерпретация понятий — это процедура истолкования, уточнения значения понятий, которые будут применяться в исследовании. Поскольку большинство понятий, используемых в психолого-педагогической теории, имеют неоднозначное толкование, множество значений (порой противоположных), нередко употребляются в бытовом или интуитивном понимании, на подготовительном этапе полезно определиться в выборе круга используемых понятий, понимании основных категорий, изучаемых качеств, свойств, критериев, показателей и параметров, по которым будет производиться их диагностика.
Интерпретация возможна в одном из следующих трех вариантов:
Теоретическая интерпретация — раскрытие содержания понятия через понятия меньшей общности;
-эмпирическая интерпретация — это выделение эмпирических (наблюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основного понятия;
Общенациональная интерпретация — это дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению.
В подготовительный период выделению объекта исследования может предшествовать формулирование проблемы, которая и будет обоснованием актуальности психолого-педагогического исследования. Определение цели может предшествовать предмету, выделение и интерпретация основных понятий — гипотезе, а задачи могут формулироваться после определения гипотезы как проект ее последующей проверки. Важно не упустить ни одного из этих существенных моментов подготовительного этапа и осознать логику их реализации, что позволит эффективно распланировать исследовательские процедуры.
Планирование исследования включает в себя оп исследовательских действии разделение экспериментальной базы, отбор методистов сборапервичной информации, обоснованиелогической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации данных. Здесь же проводится подбор и подготовка используемых в исследовании материалов.На этапе планирования исследования требуется решить ряд принципиальных вопросов, от которых зависит продуктивность последующих действий: определить критерии и показатели диагностики исследуемого объекта, выделить стадии или уровни становления (развития, функционирования) изучаемого свойства. Здесь определяется оптимальный тип шкал, которые будут использоваться для фиксирования диагностируемых показателей. Для этого необходимо провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Результатом деятельности исследователя на данном этапе является разработка плана предстоящей деятельности и готовит все необходимые для ее осуществления средства.
После завершения подготовительного этапа реализуются два уровня, свойственные всем психолого-педагогическим исследованиям,- эмпирический и теоретический.Сбор эмпирических данных Эмпирическое исследование включает три э т а -
п а: сбор эмпирических данных, анализ эмпирических данных, формулирование выводов и заключения. Этот этап, как правиле), предполагает проведение диагностических методик, протоколирование данных, коррекцию применяемых методов с целью получения наиболее полной и точной информации о предмете исследования, а также первичную обработку данных, их классификацию и предварительную интерпретацию.
Реализация на практике диагностических методов требует от исследователя профессионализма и гибкости, вариативности поведения, деятельности и отношений. При этом в исследовании нельзя терять основное — его педагогический характер, направленность на совершенствование субъектов и процесса педагогического взаимодействия.
Особенно часто неадекватные реакции дает подросток: интенсивно развивающееся самосознание концентрирует его внимание на том, что он выступает для окружающих объектом рассмотрения, и его очень волнует, каково это восприятие окружающих, поэтому он прячется за маску равнодушия, фиглярства, кривлянья, грубости, иногда цинизма. При сочувственном отношении к подростку и сохранении открытой позиции и искренности взрослым удается нивелировать такое поведение, а через какое-то время — вовсе снять эти неприятные поведенческие черты.
Н.Е. Щуркова
В процессе исследования нередко привлекаются в качестве экспертов педагоги-практики. В этом случае проводится их знакомство с целями и задачами исследования, содержанием диагностических материалов, инструктаж или обучение, а также решается проблема мотивирования их добросовестных действий по сбору диагностической информации.
Необходимо определиться и в роли самих диагностируемых (детей, педагогов, студентов и т.д.): на каком этапе диагностика будет проводиться скрыто, когда с объявлением диагностических целей, а когда — с привлечением их самих в качестве экспертов.
Случай из практики. Как только молодой учитель начал обрабатывать данные только что проведенной анкеты по выявлению мотивации учения, вкабинет буквально ворвался класс; чьи анкеты лежали на столе. «Галина Ивановна сказала, что вы нас изучаете, — радостно сообщили десятиклассники. — Это правда? А как вы это делаете?» Ничего не оставалось, как объяснить, что по одному и <ому же мотиву в анкете были три разных вопроса, ответы на которые усреднялись, чтобы уменьшить ошибку. «И правда, они об одном и том же! А тут я приврал; на самом деле я бы выше оценил,»— заметил один ученик. Другие тоже стали комментировать свои ответы. А учитель, сориентировавшись в ситуации, стал делать для себя пометки. Так результаты диагностики стали ближе к реальному состоянию дел.
Анализ эмпирических данных
Анализ эмпирических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов.
Для этого проводится классификация, систематизация, количественная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагогического диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, прогноза его дальнейшего развития.
Основное назначение аналитического этапа — дать содержательную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций. Для этого данные группируются по сходству признаков, сравниваются с экспериментальной группой или с начальными величинами, составляются сводные таблицы и используются другие средства визуализации данных, сравниваются с их теоретической моделью и среднестатистическими показателями. На основе синтеза компонентов объекта исследования вырабатывается некоторое новое его видение.
Количественный и качественный анализ данных — это основной материал для теоретических выводов. Здесь важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны; главное — полученная информация должна превращать исследование из инструмента познания в инструмент совершенствования образовательной практики.
Так, проводя исследование эффективности методической системы подготовки студентов педагогического, университета, мы ежегодно диагностировали результативность их обучения. Статистический анализ обнаружил существенное снижение диагностических результатов в течение последних двух лет. Количественный подход приводил к выводу о неэффективности применяемой методики. Однако качественный анализ показал, что изменились условия набора абитуриентов, появилась новая категория студентов-договорников, которые требуют иных методов работы с ними. Соответствующая корректировка методики позволила восстановить ее эффективность. Так результаты диагностики стали индикатором требуемых изменений, а не «приговором» затраченным ранее усилиям.
Формулирование выводов Главное на этом этапе — выработка и формировка обоснованного заключения о состоянии исследуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; прогноз тенденций развития объекта исследования; разработка рекомендаций.
На этом этапе оцениваются оптимальные условия протекания процесса, степень достоверности полученных выводов, перспективы дальнейших исследований.
Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
Понятие моделирования Основа научной деятельности в процессе анализатеоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных и на всех других этапах исследования — моделирование. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании.
Основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.
Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность следующихцеленаправленных действий субъекта:
конструирование модели;
экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;
сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;
обнаружение расхождений между ними;
корректировка модели;
интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;
практическая проверка результатов моделирования.
Можно представить следующую последовательность этапов построениямодели:
нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой системой и некоторой другой, более изученной;
проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реакции;
введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;
проверка существенности, ценности аналогии, то есть установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.
Если учет этапов не приводит к серьезным поправкам в образе, то модель- аналог признается полезной. После этого начинаются этапы детализации модели:
установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия является вполне справедливой;
исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых могло быть отвлечение на первых этапах;
описание предложенной модели возможно более формальным способом.
Таким образом, как заключает В. Б. Шапарь, от моделей ожидают прежде всего:
а) формального упорядочивания, структурирования имеющихся данных;
б) наглядности представления о структуре;
в) возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.