Категории и понятия в структуре психолого-педагогического знания

Категориальный аппарат Становление любой области научного знания, в как основа научного знания том числе и психолого-педагогического, связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, устанавливают связи данной области знаний с другими областями, с другой — определяют специфику дан­ной области научного знания. Система понятий составляет категориальный аппарат науки. (В других источниках его называют понятийным или терминологическим аппаратом.)

Говоря о категориальном аппарате педагогики и психологии, следует разли­чать значение слов «термин» и «понятие».

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.

В отличие от термина понятие предполагает наполнение того или иного термина определенным содержанием, иначе говоря, понятие— это термин в определенном понимании, синтез термина и его определения. Однако, несмотря ■■ на это смысловое различие, слова «термин» и «понятие» часто используются как взаимозаменяемые.

Среди терминов особое место занимают категории (от греч. kategoria — высказывание, определение; признак) — наиболее общие и фундаментальные по­нятия, отражающие основные, существенные свойства, отношения и закономер­ности реальности определенной эпохи и определяющие характер научно- теоретического мышления.

Категориальный аппарат педагогики включает в себя термины разного уровня. Все категории в педагогике делятся, по В. В. Краевскому, на следующие основные группы:

* Философские категории в педагогике — отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действи­тельности, которую она изучает.

Педагогические закономерности нельзя раскрыть, не пользуясь терминами «сущность» и «явление», «общее» и «единичное», «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «про­странство и время», «бытие», «сознание», «практика» и другими философскимикатегориями. Основной философской категорией в педагогике является категория «человек».

* Общенаучные понятия, отличающихся от философских категорий: «сис­тема», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «формализация», «модель», «гипотеза», «уровень» и др.

Эти группы категорий присутствуют и в психологии. Но существует еще од­на группа категорий, которые выражают и описывают спцифику педагогиче­ских и психологических научных дисциплин. Разделение этих категорий на пе­дагогические и психологические весьма условно, однако это необходимо для адекватного отражения в отдельном исследовании выбранного для изучения «участка» педагогической действительности.

*Собственные категории педагогики: «педагогика», «воспитание», «педа­гогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогиче­ское взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок», «воспитательная технология» и др. Все они находятся во взаимосвязи, как и те явления действительности, которые в них отражаются.

*Собственные категории психологии: «психология», «образ», «психика как форма отражения», «сознание и бессознательное», «особые состояния созна­ния», «научение», «развитие и рост», «установки», «отношения», «пережива­ние», «психическая активность», «индивид, индивидуальность, личность», «по­требности и мотивы», «способности», «психологическая рефлексия», «норма­тивный кризис», «идентификация и идентичность», «поведение» (социально приемлемое, девиантное, делинквентное, преступное), «целостные психические структуры», «креативность и творчество», «психологическое здоровье», «само­актуализация и самореализация», «высшие психические функции), «интериоризация и экстериоризация», «человекознание» и др.

Существуют и другие классификации педагогических категорий. Часто в та­кой классификации отражаются научно-педагогическая позиция ее автора.

JI. М. Лузина считает, что ключевые понятия педагогики как науки о человеке должны отражать специфику «собственно человеческого в человеке» и особенно­сти человеческого бытия. Различные способы бытия человека лежат в основе предложенной ею классификации понятий: 1) понятия, отражающие ^человече­ское бытие как таковое: «бытие», «бытие в культуре», «дух», «духовность», «ду­ховное возвышение», «душа», «душевность», «жизнь», «индивид», «индивидуаль­ность», «кризис», «настроение», «смерть», «субъект», «человек», «бытие челове­ка» и др.; 2) понятия, отражающие человеческое бытие как самопознание'. «внутренний опыт», «диалоге, «диалогическое понимание», «значение», «значи­мость», «истина», «мера жизни», «описание», «переживание», «понимание», «по­стижение», «сопереживание», «цель жизни», «смысл жизни», «ценность» и др.; 3) понятия, отражающие человеческое бытие как самоопределение, самовоспи­тание: «выбор», «духовное планирование», «личность», «незавершенность», «незаданность», «одухотворенность», «самовоспитание», «самодетерминизм», «саморазвитие», «самореализация», «ситуация выбора», «совесть», «стыд», «творчест­во» и др.; 4) понятия, отражающие человеческое бытие как бытие в мире\ «бла­годарность», «встреча», «внешний опыт», «вера», «взаимопонимание», «любовь», «надежда», «сопереживание», «терпимость», «эмпатия» и др.



Наши рекомендации