Организация профильных событий.
Рассмотрим подробнее описание мероприятий и примеры моделей деятельности.
1. Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на популяризацию профессий и определение будущей профессии – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми.
Цель образовательных мероприятий и программ в рамках направления «Популяризация профессий» – создание информационной среды о многообразии профессий, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности, создание основы для осознанного выбора и последующей реализации профессиональных перспектив.
Предложенные ниже образовательные мероприятия и программы в рамках направления «Популяризации профессий», вожатый может организовывать и проводить самостоятельно, может привлекать старших обучающихся для подготовки и ведения интерактивных игр, семинаров у обучающихся младшего возраста.
Однако, ещё более насыщенным и информативным сделать это направление можно привлекая партнеров Российского движения школьников. Например, музей «Экспериментариум», который предлагает мероприятия из серии «Ученые детям», «Урок в музее» и др. Или использовать возможности, которые представляет регион или город, например, экскурсии на предприятия, где обучающийся может увидеть весь процесс создания какого-либо продукта (от задумки до реализации).
Всю информацию о партнёрских предложениях можно найти на сайте РДШ - рдш.рф
Краткая характеристика мероприятий:
Интерактивная игра – от английского слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - общение, непосредственный контакт, активное включение всех участников в ходе которого осуществляется взаимодействие. На этом и построены интерактивные игры, т.е. главное, что требуется от вожатого – это организация и поддержания активного взаимодействия обучающихся во время игры. Конечно, в рамках направления «Популяризация профессий» все интерактивные игры простраиваются вокруг основной темы «Профессии».
Семинар по направлению деятельности «Популяризация профессий» является модификацией (адаптацией) классического семинара. Суть этого мероприятия в том, что вожатый РДШ заранее согласовывает темы или основные направления подготовки информации с учащимися (возможно, в виде проекта или web-квеста, как интерактивной проектной деятельности, выполняемой в виртуальной реальности), непосредственно на самом семинаре работа может выстраиваться в виде группового интервью. Обучающиеся, подготовившие презентации или сообщения, выступают в качестве интервьюируемых (респондентов), а остальные участники в качестве интервьюеров. Соответственно, вожатый выступает в роли модератора или основного ведущего данного образовательного мероприятия. Основные этапы:
1. Подготовительный этап – самостоятельная подготовка и углубленное изучение обучающимися (частью группы) материала о какой-либо профессии или группе профессии.
2. Фактологический этап – носит объективный характер, т.е обучающиеся которые готовили материал о тех или иных профессиях презентуют их (лучше заранее обговорить, что на презентацию-доклад дается 7-8 минут). Главные характеристики этого этапа - безоценочное и внимательное восприятие информации, подготовка слушателями вопросов или уточнений.
3. Оценочная стадия – на этом этапе обучающиеся обсуждают и оценивают собранные факты, ту информацию, которую почерпнули из презентаций. Высказываются мнения, резюмируются выводы, подводятся итоги. Это дает возможность обучающимся получить информацию, высказать своё мнение о какой-либо профессии, обсудить мнение о стереотипном восприятии в обществе некоторых профессиональных групп.
Для подготовки и проведения семинаров для обучающихся младшего возраста можно приглашать старшеклассников, предварительно информировать их о таком понятии как профессиограмма, её параметрах и показателях. Темы для семинара можно формулировать по-разному, например, дать группам (от 2 до 4-х выступлений на всех) собрать и подготовить информацию о профессиях в автомобильной сфере, или про творческие профессии; возможно, задать темы о профессиях, которые специфичны для данного региона: сельскохозяйственные, рыболовные, промышленные и т.п.; можно предложить провести анализ современных профессией или профессий будущего – профессии в сфере нанотехнологий, ит-сферы и т.п.
При проведении семинаров для обучающихся младшей категории –так же возможно привлекать для подготовки докладов и презентаций, задав им определенную тему, например, «Мир профессии вокруг меня».
Мастер –класс в рамках направления «Популяризация профессий» может рассматриваться как интерактивная форма информирования, демонстрация опыта, обучения, проводимая профессионалом-мастером своего дела. В классическом варианте мастер-класс подразумевает демонстрацию авторских методов применения каких-либо технологий на практике. В формате деятельности данного направления вожатый должен выступать организатором мастер-классов, привлечением к этому партнеров РДШ, администрацию школы, возможно, родительский комитет.
Мастер-классы имеют следующую структуру:
1. Презентация (мастера, деятельность или др.)
2. Имитация-моделирование – демонстрация мастером технологий, элементов деятельности, по возможности, моделирование обучающимися этой деятельности.
3. Рефлексия. Обязательным элементом после проведенного мастер-класса у обучающихся должна быть их рефлексия, обсуждение полученных знаний и опыта, включающая обсуждение полученных результатов (если была возможность самим что-то делать), это вопросы и консультации с профессионалами.
Возможно, интересны будут мастер-классы от профессий ручного труда: портные, кулинары, столяры и т.п. Где обучающиеся могут также «поучаствовать» в создании «продукта» деятельности, и иметь возможность посмотреть весь цикл производства чего-либо от задумки до результата.
Открытые лектории, встречи с интересными людьми – это также активная форма взаимодействия приглашенных профессионалов, известных в своей сфере людей. В рамках РДШ можно запланировать различный формат таких встреч, это могут быть интернет-конференции, вебинары, а также непосредственное взаимодействие с интересными людьми.
Планировать мероприятия, приглашать специалистов, которые будут взаимодействовать с обучающимися, нужно с учетом их мотивированности и возрастных особенностей. Обучающиеся младшего возраста в большей степени будут вовлечены яркостью представления профессиональной информации, интересным представлением, артистичностью лектора. Обучающиеся средних и старших классов могут быть более ориентированы на содержательную сторону, поэтому здесь важно продумать возможность обсуждения, интерактивного взаимодействия, стимулировать обучающихся к высказыванию гипотез, размышлениям, развивать их интерес к познанию. Лучшему взаимодействию и восприятию информации на открытых лекциях и встречах с интересными людьми способствует атмосфера доверительности и неформальная обстановка.
Примеры моделей мероприятий
Интерактивная игра «Суд»[7].
Краткий алгоритм
Цель: всесторонний подход, анализ и обсуждение конкретной профессии обучающихся.
Возрастная аудитория: 12-15, 16-18 лет.
Время и материалы: около 45 минут, канцелярские принадлежности, инструкции участников.
Темы для интерактивной игры: обсуждение выбора различных профессий (популярных и престижных; современных, рабочих и др.): это могут быть совершенного различные профессии - врач, рыболов, нефтяник, охранник, урбанист-эколог, агрокибирнетик[8] и др.
Обязательно – обсуждение не самой профессии (плохая или хорошая), а именно ВЫБОРА этой профессии – положительные стороны, трудности и сложности самой профессий, особенности этапов получения профессии, возможности карьерного роста и т.п.
Структура (или процедура и этапы) проведения:
Подготовка к игре
Вожатый активизирует самостоятельный выбор группой обучающихся, выполняющих следующие роли - судья и народные заседатели, прокурор и свидетели обвинения, адвокат и свидетели защиты. Затем свидетелей обвинения выбирает прокурор, а свидетелей защиты - адвокат. Задача обвинения – сформулировать обвинения «против» ВЫБОРА предлагаемой профессии, задача защиты – сформулировать аргументы «за» данную профессию (в пользу её). Обвинения и защита получают время для подготовки своих выступлений. Можно предложить, как достаточно распространённые профессии, так и «редкие», «новые» профессии, или рабочие профессии и т.п. В процессе подготовки обучающихся необходимо будет в краткие сроки собрать «информацию» об этой профессии, поэтому разрешается пользоваться интернетом, библиотекой и другими источниками информации.
Организатором (основным модератором) становиться судья (очень важен выбор обучающегося на эту роль). Он и следит за регламентом, регулирует процесс и этапы игры.
Обсуждение
Что нового вы узнали об обсуждаемой профессии? О необходимых качествах и компетенциях, которыми нужно обладать, чтобы быть успешным в данной профессии? Какие могут быть медицинские противопоказания к работе по данной профессии? Какие сложности или трудности могут возникнуть при обучении, карьерном продвижении? и т.п.
Методические рекомендации
Как уже говорилось ранее нужно обсуждать именно ВЫБОР определенной профессии. В этой интерактивной игре наибольшая ответственность ложиться на судью, адвоката и прокурора. Для наибольшей активности обучающихся и успеха игры на эти роли лучше подходят учащиеся с хорошими ораторскими способностями, лидерскими задатками, эрудированные и быстро реагирующие на «трудные» ситуации. Поэтому вожатому их контролировать, а по необходимость корректировать (мягко и тактично предлагать кого-то) самостоятельный выбор обучающихся на данные роли. Обвинению и защите отводиться определенное время для обсуждения, сбора информации и подготовки к речи, возможно, потребуется некоторая помощь вожатого для планирования и структурирования своего выступления.
Вожатый может выбрать себе роль. Например, журналиста, задавая разные вопросы, или сыграть роль независимого эксперта, чем может внести большую активность в процесс игры.
Инструкции для участников
Обвинение
Прокурор – этосторона обвинения. В начале заседания суда получает слово именно прокурор. Он представляется и произносит «обвинительную речь» где перечисляет профессиональные вредности, особенности деятельности, сложности при получении профессии, трудности карьерного роста и т.п. После обвинительной речи прокурора приглашаются свидетели обвинения. После выступления свидетелей кратко формулируется обвинение. Примерные идеи для обвинения: данная работа не связана с работой в команде и подходит только для интровертов; что бы работать по этой профессии нужно получать образование в течении более чем 10 лет; трудовая деятельность проходит во вредных условиях и т.п.
Свидетели обвинения дополняют, уточняют или приводят ещё новые «доказательства» против ВЫБОРА данной профессии, поддерживают сторону обвинения. Прокурор вызывает свидетелей обвинения и представляет их.
Защита
Адвокат – основная роль стороны защиты. Слово получает после обвинения. Представившись, произносит оправдательную речь – рассказывает «плюсы» выбора обсуждаемой профессии, её достоинства, возможности карьерного роста и перспективы, актуальность в современном обществе или на региональном рынке. Затем адвокат вызывает свидетелей защиты. После выступления защиты кратко формулируется вывод. Возможно, на этом этапе допустить дискуссию между прокурором и адвокатом.
Свидетели защиты, их задача поддержка выбора обсуждаемой профессии, предъявление фактов, доказательств «за» её выбор, приводя какие-то случаи, истории, конкретные факты. В данном случае адвокат, так же, как и прокурор, приглашает свидетелей защиты, представляет их и дает слово.
Народные заседатели внимательно заслушивают доводы обвинения, доказательства защиты, следят за дискуссией между адвокатом и прокурором. В это время они имеют право делать фиксировать, какие-то пометки. Удалившись на совещание народные заседатели обсуждают полученную информацию. Цель народных заседателей – сформулировать своё решение, составить и вынести вердикт – о ВЫБОРЕ данной профессии, её плюсах и минусах, с учётом всех фактов – современности, востребованности на рынке труда, количестве выпускающихся специалистов, поиск ими мест работы, учитывать особенности региона или города, в котором обучающиеся проживают и т.д.
Судья ведет судебный процесс, следит за временем подготовки свидетелей и обвинения, регламентирует время вступлений и количество участников от каждой стороны, прекращает дискуссии и взаимодействия, не имеющие отношения к делу.
На первом этапе заседания, судья объявляет его начало, просит всех встать, называет слушаемое дело «Слушается дело по ВЫБОРУ профессии…».
На втором этапе судебного заседания предоставляется слово обвинению: прокурору, затем свидетелей обвинения приглашает прокурор. После выступления свидетелей прокурор кратко формулирует обвинение.
Третий этап – выступление защиты. Сначала «оправдательная речь» адвоката, затем адвокат приглашает свидетелей защиты, которые поддерживают ВЫБОР данной профессии, предъявляют доказательства, факты. Адвокат, после выступления защиты, кратко формулирует вывод и требует признание ВЫБОРА профессии правильным.
Следующий – четвертый этап – судья задает вопросы к прокурору и адвокату, по необходимости стимулирует между ними дискуссию.
На пятом этапе – подключаются народные заседатели. Судья просит их удалиться для проведения совещания. В это время сам судья должен обдумывать свое решение, которое должно опираться на аргументы, факты, доказательства, а не на собственное мнение и предпочтения судьи. После возвращения с совещания народные заседатели оглашают свое мнение.
Заключительный – шестой этап суда – судья объявляет своё решение (он может как учитывать мнение народных заседателей, так и не прислушиваться к нему).
В завершении, судья просит всех встать, и произносит фразу «Суд завершен».
Суть игры – в целенаправленном, разностороннем изучении и рассмотрении определенных профессиональных выборов обучающихся.