Детско-юношеская организация
Детско-юношеская организация
«РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ю.В. Суховершина
Е.А.Леванова
А.В.Коршунов
Проект методических рекомендаций
По направлению деятельности
«Личностное развитие»
«Популяризация профессий
Среди школьников»
Москва – 2016
Редакционная коллегия: Суховершина Ю.В., Пушкарева Т.В., Покровский Д.Е., Земцов Д.И., Казачкова А.А.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ... 5
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ... 11
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ... 18
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 38
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 39
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
При организации первичной деятельности по направлению «Популяризация профессий» необходимо учитывать некоторые особенности.
1. Старший вожатый должен понимать сходство и отличие таких видов деятельности как «профориентационная» и «популяризация профессий». Профессиональная ориентация – это комплекс разного вида мероприятий и активностей, направленных на формирование у человека профессионального профиля. Это множество психологических методик для типирования личности, правильного выбора профессии. Заниматься профориентацией в полноценном объеме должен специалист, имеющий профильное образование, профессиональные компетенции и соответствующие функциональные обязанности, который обладает определенным уровнем психологической грамотности, хорошим, практическим знанием этих методик (чаще все с высшим психологическим, психолого-педагогическим или педагогическим образованием).
Вожатый, проводник идеи РДШ, как раз и должен быть своего рода "проводящим звеном" для учеников в огромный мир профессий - как традиционных, так инновационных. Функция вожатого не профориентировать ребенка, не направить его точечно по одному направлению, этим занимается психолог и учителя-предметники, а показать ему (ученику), какие профессии бывают, какой у них потенциал, какие требования они предъявляют к тому, кто хочет ими овладеть. Таким образом, «популяризация профессией» - это в большей мере информирование и расширение кругозора обучающихся в мире профессии, в региональных особенностях рынка труда. Основная деятельность старшего вожатого – это организация мероприятий, обеспечивающих интерес обучающихся к миру профессий; расширению представлений и знаний о сферах трудовой деятельности, о карьере, об основных закономерностях профессионального развития; создание условий, способствующих формированию у обучающихся универсальных компетенций, которые необходимы для освоения и эффективности в любой профессиональной сфере. В частности, это повышение престижа "рабочих" профессий, в которых общество испытывает огромную потребность (это касается и Москвы, и регионов в равной мере) и высокотехнологичных профессий, требующих серьезного уровня подготовки, не забывая при этом профессий "среднего" звена. Поэтому программа работы вожатого должна в первую очередь включать мероприятия, которые позволят детям на практике познакомиться с конкретными профессиями (учитывая региональный рынок труда и востребованность). Очень важно проводить занятия совместно со специалистами - работниками центров занятости, рекрутерами, специалистами порталов поиска работы (hh.ru, superjob.ru и другие). Необходимы выезды на практику в крупнейшие предприятия региона (особенно хорошо выезжать в комплексы, где дети смогут одновременно увидеть весь цикл производства и разные специальности - от экономиста до сварщика). По возможности, организовать практикумы.
2. Старший вожатый должен владеть терминологией по направлению «Популяризация профессий»[2].Такие понятия как «жизненное самоопределение», «оптант», «профессия», «профессиональное самоопределение», «выбор профессии», «профориентация», «профессиограмма» и др.
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Основные задачи и направления деятельности по «Популяризации профессий» реализуются в следующих мероприятиях, проводимых РДШ:
1. Проведение образовательных мероприятий и программ.
Краткий алгоритм
Цель: всесторонний подход, анализ и обсуждение конкретной профессии обучающихся.
Возрастная аудитория: 12-15, 16-18 лет.
Время и материалы: около 45 минут, канцелярские принадлежности, инструкции участников.
Темы для интерактивной игры: обсуждение выбора различных профессий (популярных и престижных; современных, рабочих и др.): это могут быть совершенного различные профессии - врач, рыболов, нефтяник, охранник, урбанист-эколог, агрокибирнетик[8] и др.
Обязательно – обсуждение не самой профессии (плохая или хорошая), а именно ВЫБОРА этой профессии – положительные стороны, трудности и сложности самой профессий, особенности этапов получения профессии, возможности карьерного роста и т.п.
Структура (или процедура и этапы) проведения:
Подготовка к игре
Вожатый активизирует самостоятельный выбор группой обучающихся, выполняющих следующие роли - судья и народные заседатели, прокурор и свидетели обвинения, адвокат и свидетели защиты. Затем свидетелей обвинения выбирает прокурор, а свидетелей защиты - адвокат. Задача обвинения – сформулировать обвинения «против» ВЫБОРА предлагаемой профессии, задача защиты – сформулировать аргументы «за» данную профессию (в пользу её). Обвинения и защита получают время для подготовки своих выступлений. Можно предложить, как достаточно распространённые профессии, так и «редкие», «новые» профессии, или рабочие профессии и т.п. В процессе подготовки обучающихся необходимо будет в краткие сроки собрать «информацию» об этой профессии, поэтому разрешается пользоваться интернетом, библиотекой и другими источниками информации.
Организатором (основным модератором) становиться судья (очень важен выбор обучающегося на эту роль). Он и следит за регламентом, регулирует процесс и этапы игры.
Обсуждение
Что нового вы узнали об обсуждаемой профессии? О необходимых качествах и компетенциях, которыми нужно обладать, чтобы быть успешным в данной профессии? Какие могут быть медицинские противопоказания к работе по данной профессии? Какие сложности или трудности могут возникнуть при обучении, карьерном продвижении? и т.п.
Методические рекомендации
Как уже говорилось ранее нужно обсуждать именно ВЫБОР определенной профессии. В этой интерактивной игре наибольшая ответственность ложиться на судью, адвоката и прокурора. Для наибольшей активности обучающихся и успеха игры на эти роли лучше подходят учащиеся с хорошими ораторскими способностями, лидерскими задатками, эрудированные и быстро реагирующие на «трудные» ситуации. Поэтому вожатому их контролировать, а по необходимость корректировать (мягко и тактично предлагать кого-то) самостоятельный выбор обучающихся на данные роли. Обвинению и защите отводиться определенное время для обсуждения, сбора информации и подготовки к речи, возможно, потребуется некоторая помощь вожатого для планирования и структурирования своего выступления.
Вожатый может выбрать себе роль. Например, журналиста, задавая разные вопросы, или сыграть роль независимого эксперта, чем может внести большую активность в процесс игры.
Инструкции для участников
Обвинение
Прокурор – этосторона обвинения. В начале заседания суда получает слово именно прокурор. Он представляется и произносит «обвинительную речь» где перечисляет профессиональные вредности, особенности деятельности, сложности при получении профессии, трудности карьерного роста и т.п. После обвинительной речи прокурора приглашаются свидетели обвинения. После выступления свидетелей кратко формулируется обвинение. Примерные идеи для обвинения: данная работа не связана с работой в команде и подходит только для интровертов; что бы работать по этой профессии нужно получать образование в течении более чем 10 лет; трудовая деятельность проходит во вредных условиях и т.п.
Свидетели обвинения дополняют, уточняют или приводят ещё новые «доказательства» против ВЫБОРА данной профессии, поддерживают сторону обвинения. Прокурор вызывает свидетелей обвинения и представляет их.
Защита
Адвокат – основная роль стороны защиты. Слово получает после обвинения. Представившись, произносит оправдательную речь – рассказывает «плюсы» выбора обсуждаемой профессии, её достоинства, возможности карьерного роста и перспективы, актуальность в современном обществе или на региональном рынке. Затем адвокат вызывает свидетелей защиты. После выступления защиты кратко формулируется вывод. Возможно, на этом этапе допустить дискуссию между прокурором и адвокатом.
Свидетели защиты, их задача поддержка выбора обсуждаемой профессии, предъявление фактов, доказательств «за» её выбор, приводя какие-то случаи, истории, конкретные факты. В данном случае адвокат, так же, как и прокурор, приглашает свидетелей защиты, представляет их и дает слово.
Народные заседатели внимательно заслушивают доводы обвинения, доказательства защиты, следят за дискуссией между адвокатом и прокурором. В это время они имеют право делать фиксировать, какие-то пометки. Удалившись на совещание народные заседатели обсуждают полученную информацию. Цель народных заседателей – сформулировать своё решение, составить и вынести вердикт – о ВЫБОРЕ данной профессии, её плюсах и минусах, с учётом всех фактов – современности, востребованности на рынке труда, количестве выпускающихся специалистов, поиск ими мест работы, учитывать особенности региона или города, в котором обучающиеся проживают и т.д.
Судья ведет судебный процесс, следит за временем подготовки свидетелей и обвинения, регламентирует время вступлений и количество участников от каждой стороны, прекращает дискуссии и взаимодействия, не имеющие отношения к делу.
На первом этапе заседания, судья объявляет его начало, просит всех встать, называет слушаемое дело «Слушается дело по ВЫБОРУ профессии…».
На втором этапе судебного заседания предоставляется слово обвинению: прокурору, затем свидетелей обвинения приглашает прокурор. После выступления свидетелей прокурор кратко формулирует обвинение.
Третий этап – выступление защиты. Сначала «оправдательная речь» адвоката, затем адвокат приглашает свидетелей защиты, которые поддерживают ВЫБОР данной профессии, предъявляют доказательства, факты. Адвокат, после выступления защиты, кратко формулирует вывод и требует признание ВЫБОРА профессии правильным.
Следующий – четвертый этап – судья задает вопросы к прокурору и адвокату, по необходимости стимулирует между ними дискуссию.
На пятом этапе – подключаются народные заседатели. Судья просит их удалиться для проведения совещания. В это время сам судья должен обдумывать свое решение, которое должно опираться на аргументы, факты, доказательства, а не на собственное мнение и предпочтения судьи. После возвращения с совещания народные заседатели оглашают свое мнение.
Заключительный – шестой этап суда – судья объявляет своё решение (он может как учитывать мнение народных заседателей, так и не прислушиваться к нему).
В завершении, судья просит всех встать, и произносит фразу «Суд завершен».
Суть игры – в целенаправленном, разностороннем изучении и рассмотрении определенных профессиональных выборов обучающихся.
Конкурс агитбригад
Агитбригадный жанр может выступать средством воспитания социально активной личности. Это доступный жанр, удобная и мобильная форма для любых участников, организаций и условий.
Цель конкурса: популяризация профессий среди учащихся средних и старших классов.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о разнообразии профессий, рынке труда.
2. Сформировать позитивное отношение к труду.
3. Пробудить интерес подростков к поиску информации о профессиях и выбору профессии.
4. Популяризировать рабочие профессии среди подрастающего поколения.
5. Организовать познавательный, активный и содержательный досуг обучающихся.
Адресаты проекта: Участниками конкурса являются учащиеся 6-9 классов.
Результаты:
1. Расширение знаний и представлений о доступных профессиях среди обучающихся.
2. Актуализированная потребность у обучающихся в выборе профессии, согласно своим способностям и потребностям общества.
3. Реализация творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Порядок проведения:
1. Распределение и выбор группой обучающихся профессии и группы профессий. Профессии могут распределяться организаторами между классами и участниками, или выбирать профессии, которые они в дальнейшем будут представлять, делать это можно самостоятельно и коллективно, на своё усмотрение.
2. Подготовка творческого выступления.
Принципы агитбригадного жанра: принцип творчества, нравственности, злободневности, целостности. Выступление агитбригады – это творческая работа в произвольной форме, которая включает в себя защиту одной и группы самых востребованных рабочих профессий. Задачи участников: раскрыть важность профессии, её преимущества, описать ее специфику, рассказать о путях её получения, показать своё представление об условиях профессиональной деятельности, личностно-профессиональных качествах, способствующих эффективности в трудовой жизни. Выступление агитбригады — это многожанровое действие, со своим сценарием и режиссёрской постановкой, продолжительностью до 5 минут.
3. Конкурс агитбригад на школьном уровне. Выступление творческих агитационных команд обучающихся. Для оценки приглашаются специалисты молодёжных центров занятости, психологи, социальные работники, представители крупных компаний города, региона.
Критерии оценки:
- соответствие жанру (агитационный уровень сценария, его актуальность и пропаганда рабочих профессий);
- информативность и соответствие формы и содержания выступления заданной теме;
- сценическое мастерство участников (использование поэтического и музыкального материала, танцевальных элементов, наглядной агитации и др.);
- художественное оформление (звук, видео–сопровождение и др.)
- наличие единой формы участников агитбригады или стиля.
4. Гастроли победителей конкурса, выездные показательные выступления перед обучающимися региона.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Годовой график мероприятий по направлению деятельности Российского движения школьников «Популяризация профессий» учитывает рекомендуемые мероприятия направления, проводимые учредителями; годовая сетка единых действий; основные мероприятия, организуемые РДШ в первичном объединении.
Месяц проведения мероприятия | Проводимые Мероприятие | Возрастная группа (лет) | ||
8-12 | 13-15 | 16-18 | ||
Сентябрь | Мероприятия по привлечению и мотивированию обучающихся | 1. Встречи-беседы вожатых с обучающимися 2. Информационное обеспечение | ||
Октябрь | 15-25.10 Ежегодный осенний всероссийский слет школьных отрядов* (организация профильных событий) | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ | + | + | + | |
Ноябрь | Проведение установочных встреч по проектной деятельности. Проектная деятельность. | + | + | + |
Декабрь | 9.12. –День героев Отечества России* | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ (возможная тематика: Герои и ветераны труда) | + | + | + | |
Январь | 17.01 – День детских изобретений. Всероссийский детский научный форум* | |||
Организация профильных событий | + | + | + | |
Февраль | 20-23.02 – День защитника отечества* | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ (возможная тематика: «Есть такая профессия – Родину защищать») | + | + | + | |
Март | Единый день профориентации* | |||
Организация профильных событий | + | + | + | |
Апрель | 12.04 – День космонавтики* | |||
Проведение образовательных мероприятий и программ | + | + | + | |
Май | 1-10.05 – Ежегодный весенний/летний слет школьных отрядов* | |||
Организация профильных событий | + | + | + |
* рекомендуемые мероприятия направления, проводимые учредителями; годовая сетка единых действий;
** основные мероприятия, организуемые РДШ в первичном объединении.
При составлении плана мероприятий желательно учитывать возможности проведения образовательных программ по повышению квалификации вожатых и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
В предложенной сетке годовых мероприятий заложено достаточное количество предлагаемых мероприятий. Однако, желательно в первичной организации проводить не менее 3-х мероприятий, для каждой возрастной группы (это минимальное количество мероприятий). В каждом учебном заведении, учитывая регион или город, могут быть свои мероприятия и их количество. В таблице заложены направления деятельности, и оставлена вариативность выбора конкретного мероприятия из данного направления. При планировании «Образовательных мероприятий и программ» предлагается самостоятельно решать состав мероприятий, которые будут проведены. Например, в октябре старшеклассникам можно предложить интерактивную игру «Суд», учащимся средней школы интерактивную игру «Что? Где? Когда?», обучающимся младшего возраста - встречу с интересными людьми. Запланированное в ноябре мероприятие «Проведение установочных встреч по проектной деятельности. Проектная деятельность» связано с тем, что некоторые виды научно-изобретательской или другой проектной деятельности могут быть разной длительности (от одного до нескольких месяцев), чаще всего такие программы должны проводиться совместно с партнёрами РДШ. Поскольку результатом успешной проектной деятельности является какой-либо продукт, то рекомендуется завершать данную работу проведением «Профильных событий», где у обучающихся будет возможность продемонстрировать свои наработки.
Целевая аудитория предложенных методических рекомендаций – старший вожатый.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешная реализация деятельности по направлению «Популяризации профессией» Российского движения школьников будет способствовать расширению информированности обучающихся в многообразии профессии, как рабочих, так и высокотехнологичных, и наукоёмких, как в особенностях регионального рынка, так и с учетом современных интеграционных и миграционных процессов, это позволит сориентироваться и сделать осознанный выбор профессии, своего будущего, будущего своей страны. Весь спектр деятельности Российской организации РДШ направлен на воспитание и развитие современных обучающихся, на содействие формированию личностного потенциала Гражданина России, живущего и действующего в соответствии с российской системой ценностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008. – 336с.
2. Мастерская вожатого: руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176 с.
3. Профориентационная работа в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы/Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М: Центр «Школьная книга», 2010.
4. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие – М.: Академия, 2014. – 304 с.
5. Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Самостоятельная работа студента в компетентностном формате: учебно-методическое пособие. – М.: Спутник + , 2013. – 50 с.
6. Этнопсихология: вопросы теории и практики/ред. О.Е.Хухлаев. – М.:МГППУ, 2006.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
3. Леванова Е.А., Абраменко О.А., Волошина А.Г., Волошин А.Г., Вдовина О.В., Плешаков В.А., Попова О.И., Телегина И.О., Улитин И.И. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих. – М.: Изд-во Омега-Л, 2002. – 96 с.
4. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – 3-е изд. – СПб.: «Питер», 2012. – 208 с.
5. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. – СПб.: Питер, 2012. – 368с.
6. Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Издательство Юрайт, 2016. — 405 с.
7. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический Проект; Триста, 2009. – 128с.
[1] Сайт РДШ.рф (дата доступа 03.07.2016)
[2] См. список рекомендуемой литературы
[3] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[4] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[5] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[6] Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект: Фонд 'Мир', 2008.
[7] Модификация игры «Суд» Хухлаева О,Е.
[8] Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.
[9] Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.
детско-юношеская организация
«РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ю.В. Суховершина
Е.А.Леванова
А.В.Коршунов
Проект методических рекомендаций
По направлению деятельности
«Личностное развитие»
«Популяризация профессий
Среди школьников»
Москва – 2016
Редакционная коллегия: Суховершина Ю.В., Пушкарева Т.В., Покровский Д.Е., Земцов Д.И., Казачкова А.А.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ... 5
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ... 11
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ... 18