Цель и задачи научно-педагогической практики

Целью научно-педагогической практики является формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельной профессиональной деятельности, ведения научно-педагогической деятельности.

Задачами научно-педагогической практики являются:

1) углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по программам бакалавров или специалистов и получаемых при обучении в магистратуре по дисциплинам предметной области, в рамках которой обучающийся проходит научно-педагогическую практику;

2) привлечение обучающихся к подготовке и проведению семинарских или лабораторно-практических занятий со студентами-бакалаврами младших курсов;

3) приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий;

4) приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории;

5) участие обучающихся в составлении учебно-методических материалов по дисциплинам предметной области магистерской программы;

6) изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;

7) приобретение навыков воспитательной работы;

8) вовлечение обучающихся в реализацию инновационных образовательных технологий.

Реализация поставленной цели и задач в процессе прохождения научно-педагогической практики подготовит обучающихся к самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе.

Нормативная основа проведения научно-педагогической практики

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

- ФГОС ВО по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (уровень магистратуры) от 23 апреля 2015 года;

- Примерная программа практик по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния, утвержденная УМО ГОУ ВПО МГАВ МиБ от 12.09.2011;

- Положение о практике обучающихся СПбГАУ (СМК-СТО-2.5/13-2014);

- приказ ректора СПбГАУ.

Формы проведения научно-педагогической практики

Научно-педагогическая практика обучающихся может проходить в следующих формах:

– участие обучающегося в подготовке лекции по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов обучающегося;

– подготовка и проведение семинара, лабораторного занятия по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов обучающегося;

– участие в разработке рабочей программы дисциплины, учебно-методического комплекса дисциплины, материалов для семинаров, лабораторных работ, составление задач, тестовых заданий;

– освоение инновационных методов ведения занятий с бакалаврами;

– участие в обсуждении защиты курсовых работ, отчетов по практикам студентов института биотехнологий;

– другие формы работ, определенные научным руководителем.

Ожидаемые результаты

В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, практические навыки и умения:

Общекультурные компетенции (ОК):

– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

– способен свободно пользоваться русским языком и владеть иностранным языком на уровне не ниже разговорного (ОК-3);

– способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).

Профессиональные компетенции (ПК):

в производственно-технологической деятельности:

- способен формировать и решать задачи в производственной и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний (ПК-1);

в педагогической деятельности:

- способен и готов использовать современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной и социальной деятельности (ПК-5);

- способен к изучению и решению проблем на основе неполной или ограниченной информации (ПК-6).

Навыки и умения:

– способен проводить учебные занятия по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования;

– способен разрабатывать и реализовать профессиональные учебные программы.

Практикант должен знать:

- содержание Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО);

- содержание профессионального зоотехнического образования и определяющие его факторы;

- принципы разработки и анализа учебного плана, рабочей программы по предметам зоотехнического цикла и другой учебно-программной документации;

- методы, средства и формы теоретического и практического обучения зоотехнии;

- цели, содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения зоотехнии и характеристику технологической деятельности педагога;

- методы целевой ориентации, стимулирования и мотивации изучения зоотехнии, приемы оптимизации форм, методов и средств обучения зоотехнии в ходе реализации педагогических проектов;

- вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и основные направления повышения эффективности обучения зоотехнии;

- содержание и организацию методической работы в средних и высших профессиональных учебных заведениях зоотехнического профиля;

- методы научно-педагогических исследований (педагогическое наблюдение и самонаблюдение, метод исследовательской беседы, анализ документов, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ и обобщение педагогического опыта, проективные методы).

Практикант должен уметь:

- анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию по подготовке специалистов в области зоотехнии в учебных заведениях, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также обновлять ее и при необходимости разрабатывать;

- отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения зоотехнии;

- осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса по зоотехнии, планировать деятельность педагога и конструировать деятельность студентов при формировании профессиональных знаний и умений в области животноводства;

- разрабатывать частные методики преподавания отдельных разделов курса зоотехнии и производственного обучения животноводству;

- управлять учебно-познавательной деятельностью студентов;

- измерять и оценивать уровень сформированности знаний и умений студентов;

- переносить технологический опыт, полученный при разработке методики обучения по одному предмету зоотехнического цикла, на проектные работы, связанные с преподаванием другого предмета;

- проводить занятия по общей и частной зоотехнии с последующим анализом результатов обучения студентов, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса,

- использовать результаты научно-исследовательской работы в учебном процессе,

- проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.

В ходе прохождения педагогической практики обучающиеся могут использовать традиционные и особые технологии организации учебного процесса по темам, которые были определены совместно с руководителем: лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие, лекция-диалог, дискуссия, деловая игра, работа с реальными объектами, эксперимент, конференция, мозговой штурм и открытие знаний, соревнование, балльно-рейтинговая система оценки знаний и т.д.

Формы отчетности

Практика оценивается руководителем на основе отчета, составляемого обучающимся. Отчет о прохождении практики должен включать описание проделанной обучающимся работы.

В качестве приложения к отчету могут быть представлены тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, составленные задачи, тестовые задания, а также отзыв руководителя практики об участии обучающегося в выполнении заданий по педагогической практике.

По итогам практики проводится промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета в конце 2 и 3 семестра. Оценка по научно-педагогической практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов.

Итоговая аттестация

В соответствии с утвержденным графиком учебного процесса научно-педагогическая практика проводится в течение 2 и 3 семестра обучения в магистратуре. Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, или получившие отрицательную характеристику или неудовлетворительную оценку при защите отчёта, не могут быть допущены к итоговой аттестации.

Наши рекомендации